Решение Арбитражного суда Республики Коми от 26.07.2013 по делу N А29-9933/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими Приказов Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 N 72/1 "О порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности", от 17.10.2011 N 82/4 "О ставке отчислений на энергоснабжение на 2012 год">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 июля 2013 г. по делу № А29-9933/2012

Резолютивная часть решения объявлена 26 июля 2013 года, полный текст решения изготовлен 26 июля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Князевой А.А., судей Галаевой Т.И., Шишкина В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Поповой Т.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению первого заместителя прокурора Республики Коми
к Службе Республики Коми по тарифам (ИНН: 1101486251, ОГРН: 1041100438565), соистец: Попов К.В.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения", Открытое акционерное общество "Коми энергосбытовая компания", Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания № 9", ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК", Северная дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиал ОАО "РЖД", ООО "Республиканская генерирующая компания", ООО "Евразийская энергетическая компания", ОАО "Оборонэнергосбыт", ООО "Русэнергоресурс", ООО "Энерготрейд", ООО "Газпром энерго", ГУП РК "Комиавиатранс", ОАО "МРСК Северо-Запада", ООО "Роялти", ООО "Газпром трансгаз Ухта", ООО "Газпром переработка", ООО "Республиканская сетевая компания", ООО "Системы Автоматизации Производства", ОАО "Оборонэнерго", ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕРВИС", ООО "ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ", ООО "Транспортная компания "Двина Плюс", ООО "Газпром добыча Краснодар", ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис", ОАО "Комитекс", ОАО "Пригородный", ООО "Сыктывкархлеб", ООО "Роялти", ООО "Теплосервис" (Сыктывкар), МУП "Жилкомуслуга", ООО "Эжва", ООО "КВСМ", МУП "Управление капитального ремонта" МОГО "Сыктывкар", ГУП РК "Комиавиатранс", ООО "Бетон-инвест", ОАО "Коми дорожная компания", ООО "СеверЭнергоПром", ООО "Воркутинские котельные", ОАО "РЖД", ОАО "Воркутауголь", ООО "Тепловые сети Воркуты", филиал "Архангельский" ОАО "РЭУ", ООО "ТеплоКом-Вуктыл", ООО "Тепловая Компания" (Инта), ООО "Водогрейная котельная", МУП "Интатеплосеть", ООО "ТЭК-Печора", ООО "Печорский завод ЖБК", ООО "Тепловая Компания" (Печора), ОАО "Тепловая сервисная компания", ОАО "Судоходная компания Печорское речное пароходство", ООО "Сплав-плюс", ООО "ЛУКОЙЛ-энергосети", ООО "Теплосервис" (Сосногорск), ООО "Сосногорская Тепловая Компания", ООО "Усинская Тепловая Компания", ООО "РН-Северная нефть", ОАО "Севергеофизика", МУП "Ухтаэнерго", ОАО "Северные магистральные нефтепроводы", ООО "Газпром трансгаз Ухта", ООО "Газпром переработка", ООО "Сервис-Т", ООО "Газпром энерго", ООО "Транспортная компания "Двина Плюс", ООО "Ижмасельхозтехника", ОАО "Коми тепловая компания", Ижемское МУП "Дорожно-эксплуатационный участок", ОАО "Княжпогостское ЖКХ", ООО "Княжпогостский завод ДВП", ФКУ ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по РК, ОАО "Леткакомсервис", ОАО "Коммунальник", ООО "Сыктывдинская тепловая компания", МУП "Энергия", ООО "Ресурс-К", ООО "Комфорт", ЗАО "Жешартский фанерный комбинат", ОАО "Усть-Вымская тепловая компания", ООО "Жешартская тепловая компания", МБУ "Центр жилищных расчетов, льгот, субсидий", ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК", Филиал ОАО "ОГК-3" "Печорская ГРЭС" (ОАО "ИНТЕР РАО-Электрогенерация"), ООО "Газпром добыча Краснодар", ООО "ВТЭЦ"
о признании недействующими нормативных актов
при участии:
от Прокурора: Эдигер Е.Г. (служебное удостоверение);
от ответчика: Секретарев П.П. (по доверенности № 3 от 09.01.2013), Ветошев Р.В. (паспорт);
от третьих лиц: "Коми республиканский центр энергосбережения": Апраксин А.В. по доверенности от 26.06.2013 № 48;
"Республиканская генерирующая компания": Пахомов О.В. (по доверенности от 01.05.2013);
"Энерготрейд": Пахомов О.В. (по доверенности от 01.04.2013);
"Республиканская сетевая компания": Пахомов О.В. (по доверенности от 01.04.2013);

установил:

Первый заместитель прокурора Республики Коми (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными приказа Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 № 72/1 "О порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности", приказа Службы Республики Коми по тарифам от 17.10.2011 № 82/4 "О ставке отчислений на энергоснабжение на 2012 год".
Определением суда от 12.12.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Открытое акционерное общество "Коми энергосбытовая компания", Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания № 9", Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения".
Определением суда от 14.03.2013 к участию в деле привлечены организации, осуществляющие на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электроэнергетики и теплоснабжения, при формировании тарифов которым в состав необходимой валовой выручки включены внебюджетные средства на энергоснабжение, подлежащие перечислению на лицевой счет государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения": ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК", ОАО "Коми энергосбытовая компания", Северная дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго - филиал ОАО "РЖД", ООО "Республиканская генерирующая компания", ООО "Евразийская энергетическая компания", ОАО "Оборонэнергосбыт", ООО "Русэнергоресурс", ООО "Энерготрейд", ООО "Газпром энерго", ГУП РК "Комиавиатранс", ОАО "МРСК Северо-Запада", ООО "Роялти" ООО "Газпром трансгаз Ухта", ООО "Газпром переработка", ООО "Республиканская сетевая компания", ООО "Системы Автоматизации Производства", ОАО "Оборонэнерго", ООО "ЛУКОЙЛ-ЭНЕРГОСЕРВИС", ООО "ИНЖЕНЕРНЫЕ ИЗЫСКАНИЯ", ООО "Транспортная компания "Двина Плюс", ООО "Газпром добыча Краснодар", ООО "ТранснефтьЭлектросетьСервис"; организации, осуществляющие на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области теплоснабжения: ОАО "Комитекс", ОАО "Пригородный", ООО "Сыктывкархлеб", ООО "Роялти", ООО "Теплосервис", МУП "Жилкомуслуга", ООО "Эжва", ООО "КВСМ", МУП "Управление капитального ремонта" МОГО "Сыктывкар", ГУП РК "Комиавиатранс", ООО "Бетон-инвест", ОАО "Коми дорожная компания", ООО "СеверЭнергоПром", ООО "Воркутинские котельные", ОАО "РЖД", ОАО "Воркутауголь", ООО "Тепловые сети Воркуты", филиал "Архангельский" ОАО "РЭУ", ООО "ТеплоКом-Вуктыл", ООО "Тепловая Компания", ООО "Водогрейная котельная", МУП "Интатеплосеть", ООО "ТЭК-Печора", ООО "Печорский завод ЖБК", ООО "Тепловая Компания", ОАО "Тепловая сервисная компания", ОАО "Судоходная компания Печорское речное пароходство", ООО "Сплав-плюс", ООО "ЛУКОЙЛ-энергосети", ООО "Теплосервис", ООО "Сосногорская Тепловая Компания", ООО "Усинская Тепловая Компания", ООО "РН-Северная нефть", ОАО "Севергеофизика", МУП "Ухтаэнерго", ОАО "Северные магистральные нефтепроводы", ООО "Газпром трансгаз Ухта", ООО "Газпром переработка", ООО "Сервис-Т", ООО "Газпром энерго", ООО "Транспортная компания "Двина Плюс", ООО "Ижмасельхозтехника", ОАО "Коми тепловая компания" Ижемское МУП "Дорожно-эксплуатационный участок", ОАО "Княжпогостское ЖКХ", ООО "Княжпогостский завод ДВП", ФКУ ОИУ ОУХД-2 ГУФСИН России по РК ОАО "Леткакомсервис", ОАО "Коммунальник", ООО "Сыктывдинская тепловая компания", МУП "Энергия", ООО "Ресурс-К", ООО "Комфорт", ЗАО "Жешартский фанерный комбинат", ОАО "Усть-Вымская тепловая компания", ООО "Жешартская тепловая компания", МБУ "Центр жилищных расчетов, льгот, субсидий", ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК", ОАО "ТГК-9" Филиал ОАО "ОГК-3", "Печорская ГРЭС", ООО "Газпром добыча Краснодар", ООО "ВТЭЦ".
Определением суда от 18.04.2013 к участию в деле в качестве соистца привлечен Попов Константин Валериевич.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
20.10.2010 Службой Республики Коми по тарифам издан приказ № 72/1 "О порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности" (далее - Приказ № 72/1, Порядок консолидации внебюджетных средств).
Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 17.10.2011 № 82/4 "О ставке отчислений на энергосбережение на 2012 год" утверждена ставка отчислений на энергосбережение на 2012 год в размере 1% (далее - Приказ № 82/4).
Первый заместитель прокурора, полагая, что оспариваемые правовые акты приняты Службой Республики Коми по тарифам с превышением предоставленных полномочий, обратился с заявлением в арбитражный суд о признании их недействующими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент обращения прокурора в суд) установлено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
об оспаривании нормативных правовых актов в сфере налогообложения; валютного регулирования и валютного контроля; таможенного регулирования; экспортного контроля; патентных прав и прав на селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секрет производства (ноу-хау), средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, права использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии; антимонопольного регулирования; естественных монополий; регулирования банковской, страховой, аудиторской, оценочной деятельности; использования атомной энергии; государственного регулирования цен (тарифов), регулирования тарифов организаций коммунального комплекса; электроэнергетики; долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; рынка ценных бумаг; создания, деятельности коммерческих организаций и управления ими; создания, ликвидации (прекращения) инвестиционных фондов и управления ими; несостоятельности (банкротства); размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; рекламы; лотерей; организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, в иных сферах.
В данном случае Прокурор обратился в защиту организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электроэнергетики и теплоснабжения при формировании тарифов которым в состав необходимой валовой выручки включены внебюджетные средства на энергоснабжение, подлежащие перечислению на лицевой счет государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения".
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Приказы N№ 72/1 и № 82/4 являются нормативными правовыми актами органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, поскольку обязательны для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные этими актами; опубликованы в издании "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" 08.11.2010, № 42, ст. 985 и ст. 989.
Согласно подпункту 65 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Статьей 7 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) установлены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся:
1) проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
3) установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Часть 2 статьи 14 данного Закона предусматривает, что региональные, муниципальные программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать требованиям к таким программам, установленным данной статьей, и требованиям, утвержденным Правительством Российской Федерации.
В постановлении Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" содержится перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, подлежащих включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Во исполнение положений Закона об энергосбережении постановлением Правительства Республики Коми от 30.07.2010 № 241 утверждена региональная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на территории Республики Коми (2010 - 2020 годы)" (далее - Региональная программа энергосбережения).
Региональной программой энергосбережения предусмотрено проведение мероприятий по энергосбережению за счет внебюджетных источников, учтенных в тарифах (с учетом внесенных изменений).
Указанные мероприятия отражены в разделе 4 "Система подпрограммных мероприятий" подпрограммы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в бюджетном секторе" Региональной программы энергосбережения на реализацию мероприятий по внедрению энергосберегающих технологий в бюджетной сфере в объеме денежных средств в размере 163,570 млн. рублей на период 2010 - 2015 гг.
Для реализации этой программы Службой Республики Коми по тарифам определен Порядок консолидации внебюджетных средств, утвержденный Приказом № 72/1.
В соответствии с пунктом 2 Порядка консолидации внебюджетных средств, утвержденного Приказом № 72/1, при установлении Службой Республики Коми по тарифам цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих на территории Республики Коми регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики (далее - регулируемые организации), Службой Республики Коми по тарифам учитываются расходы на проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, обеспечивающих достижение целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусмотренных Региональной программой энергосбережения.
Согласно пункту 4 Порядка консолидации внебюджетных средств совокупный размер внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год, включаемых Службой Республики Коми по тарифам, на очередной финансовый год в тарифы на товары, услуги регулируемых организаций определяется как показатель, равный размеру внебюджетных источников финансирования, предусмотренных разделом 5 "Ресурсное обеспечение Программы" Региональной программы энергосбережения, на соответствующий финансовый год (за исключением сумм внебюджетных средств на энергосбережение, являющихся средствами организаций - исполнителей соответствующих мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, предусмотренных региональной программой), уменьшенному на сумму, запланированную государственным бюджетным учреждением Республики Коми "Коми республиканский центр энергосбережения" в качестве возврата средств по заключенным договорам финансирования энергосберегающих проектов на возвратной и возмездной основе на соответствующий финансовый год.
В силу пункта 5 Порядка консолидации внебюджетных средств ставка отчислений на энергосбережение на очередной финансовый год определяется Службой Республики Коми по тарифам путем деления совокупного размера внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год на прогнозную базу для исчисления внебюджетных средств на энергосбережение на очередной финансовый год по всем регулируемым организациям, рассчитываемую в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка. Рассчитанная ставка отчислений на энергосбережение утверждается приказом Службы Республики Коми по тарифам.
В соответствии с пунктом 6 Порядка консолидации внебюджетных средств размер внебюджетных средств на энергосбережение для конкретной регулируемой организации исчисляется путем умножения ставки отчислений на энергосбережение на фактическую базу для исчисления внебюджетных средств на энергосбережение, определенную для конкретной организации в соответствии пунктом 7 настоящего Порядка.
Пунктом 9 Порядка консолидации внебюджетных средств установлена обязанность регулируемых организаций перечислять внебюджетные средства на энергосбережение на лицевой счет Государственного бюджетного учреждения "Коми республиканский центр энергосбережения", открытый в Министерстве финансов Республики Коми, ежемесячно до 25 числа месяца, следующего за отчетным.
Приказом Службы Республики Коми от 17.10.2011 № 82/4 "О ставке отчислений на энергосбережение на 2012 год" утверждена ставка отчислений на энергосбережение на 2012 год в размере 1% (далее - Приказ № 82/4).
Таким образом, Службой Республики Коми по тарифам установлен порядок, согласно которому в тарифы на регулируемые виды деятельности в области электро- и теплоэнергетики ежегодно закладываются денежные средства, оплачиваемые потребителями услуг, в объеме, необходимом для реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности за счет внебюджетных источников Региональной программы энергосбережения на финансовый год.
Указанные денежные средства аккумулируются на лицевом счете Государственного бюджетного учреждения "Коми республиканский центр энергосбережения".
Прокурор полагает, что оспариваемые правовые акты приняты Службой Республики Коми по тарифам с превышением предоставленных полномочий.
По мнению прокурора, приказы Службы Республики Коми по тарифам не соответствуют положениям Федерального закона № 261-ФЗ, который не относит к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации установление порядка определения цен (тарифов) в области электро- и теплоэнергетики, порядка включения в такие цены (тарифы) расходов на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, консолидации указанных денежных средств на специальных счетах.
Частью 2 статьи 14 Федерального закона № 261-ФЗ предусмотрено, что утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.
Таким образом, частью 2 статьи 14 указанного Закона установлена возможность выполнения региональных и муниципальных программ за счет использования внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
При этом Федеральный закон № 261-ФЗ устанавливая возможность проведения мероприятий по энергосбережению с использованием внебюджетных средств, не регулирует вопросы, касающиеся порядка включения в цены (тарифы) расходов на финансирование таких мероприятий, порядка формирования внебюджетных средств.
При этом названный Федеральный закон не устанавливает запрет на использование субъектами РФ внебюджетных источников на цели энергосбережения.
Таким образом, довод Прокурора о том, что приказы Службы Республики Коми по тарифам, устанавливающие порядок определения цены (тарифов) в области электро- и теплоэнергетики, порядок включения в такие цены (тарифов) расходов на финансирование мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, консолидации указанных денежных средств на специальных счетах не соответствуют нормам статьи 14 Федерального закона № 261-ФЗ нельзя признать обоснованным.
Кроме того, поскольку к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относятся как разработка и реализация региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, так и установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, то вывод Прокуратуры о том, что Федеральный закон № 261-ФЗ не закрепил за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочия по консолидации денежных средств и установил иной механизм для проведения мероприятий по энергосбережению, а, именно, путем учета расходов на проведение мероприятий при установлении цен (тарифов) на товары (услуги) таких организаций, осуществляющих регулируемый вид деятельности, нельзя признать обоснованным.
Более того, перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности установленный статьей 7 данного Федерального закона № 261-ФЗ, который является открытым.
Согласно статье 3 Закона № 261-ФЗ законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Прокурор в заявлении ссылается на нарушение Службой Республики Коми по тарифам требований статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Так, частью 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Закона об электроэнергетике нормативные правовые акты в области государственного регулирования отношений в сфере электроэнергетики принимаются в соответствии с федеральными законами Правительством Российской Федерации и уполномоченными им федеральными органами исполнительной власти. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование отношений в сфере электроэнергетики, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 23 Федерального закона № 35-ФЗ при государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных настоящим Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Поскольку согласно статье 3 Закона № 261-ФЗ законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, следует вывод о том, что принятие органом государственной власти субъекта Российской Федерации спорных нормативных правовых актов в области энергосбережения не противоречит законодательству об электроэнергетике.
Определением суда к участию в деле в качестве соистца привлечен Попов К.В.
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, (в редакции, действовавшей на момент обращения Прокурора в суд) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд считает, что Поповым К.В. не представлено доказательств нарушения оспариваемыми приказами его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Попов К.В. предпринимателем не является, доказательств осуществления предпринимательской деятельности суду не представил.
В соответствии с "Общероссийским классификатором видов экономической деятельности" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 № 329-ст) экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (оказание услуг). Экономическая деятельность характеризуется затратами на производство, процессом производства и выпуском продукции (оказанием услуг).
Производимые соистцом расходы по оплате поставляемой третьими лицами тепловой и электрической энергии являются затратами на потребление, а не на производство, а поэтому применение установленного оспариваемым приказом тарифа в расчетах с заявителем не связано с осуществлением им какой-либо экономической деятельности.
В данном случае, как видно из материалов дела и пояснений Попова К.В., требования, заявленные Поповым К.В., основаны на жилищных отношениях, как потребителе услуг в области электро- и тепло энергетики, а не в связи с осуществлением им предпринимательской либо иной экономической деятельности.
В связи с чем производство по делу в отношении Попова К.В. подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 191 - 192, 194 - 196, 150, 151 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Производство по делу по заявлению Попова Константина Валериевича прекратить.
В удовлетворении заявленных требований первому заместителю прокурора Республики Коми отказать.
Признать Приказ Службы Республики Коми по тарифам от 20.10.2010 № 72/1 "О порядке консолидации внебюджетных средств, получаемых с применением регулируемых цен (тарифов) в качестве внебюджетного источника финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности", Приказ Службы Республики Коми по тарифам от 17.10.2011 № 82/4 "О ставке отчислений на энергоснабжение на 2012 год" соответствующими положениям Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Решение суда вступает в силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Председательствующий судья
А.А.КНЯЗЕВА

Судьи
Т.И.ГАЛАЕВА
В.В.ШИШКИН


------------------------------------------------------------------