Решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2013 по делу N А29-3008/2013 <Требование об отмене постановления о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения удовлетворено частично - штраф заменен предупреждением, так как обслуживание спорной контейнерной площадки Обществом последним не оспаривается, доводы о том, что ответственным за своевременную уборку территории в районе 50 метров от периметра границы рынка является администрация городского рынка, не подтверждены, отягчающие вину Общества обстоятельства не установлены>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 2 августа 2013 г. по делу № А29-3008/2013

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 30 июля 2013 года, полный текст решения изготовлен 2 августа 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО Управляющая компания "ЖилВест" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
о признании незаконным постановления
при участии:
от заявителя: Ш.П.К. (по доверенности от 16.09.2012)
от ответчика: К.Г.П. (по доверенности от 30.10.2012), К.Г.С. (по доверенности от 30.10.2012)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЖилВест" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми о признании незаконным и отмене постановления № 427 от 18.04.2013 о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 6.3 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
На основании пункта 3 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела по заявлению Общества было назначено в порядке упрощенного производства.
Ответчик представил отзыв на заявление.
Определением от 26.06.2013 суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного производства.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд установил следующее.
Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратурой по информации, размещенной в СМИ, проведена проверка соблюдения ООО "Управляющая компания "ЖилВест" требований законодательства в сфере обращения с отходами при организации сбора и вывоза от места сбора и временного накопления - контейнерной площадки, расположенной у дома № 50а по ул. Орджоникидзе г. Сыктывкара. В результате проверки установлены факты нарушения обществом норм санитарно-эпидемиологического законодательства.
На основании данных, поступивших из Сыктывкарской природоохранной межрайонной прокуратуры, указывающих на наличие в действиях ООО "Управляющая компания "ЖилВест" события административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Республике Коми составлен протокол об административном правонарушении № 428 от 04.04.2013.
Постановлением № 427 от 18.04.2013 ООО "Управляющая компания "ЖилВест" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Оценив представленные по делу доказательства, арбитражный суд пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Согласно п. 1 ст. 22 Закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 24 Закона № 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании пункта 1 статьи 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
Согласно пункту 8.2.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденному Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 № 64, контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
Пунктом 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 установлено, что для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 м, но не более 100 м.
Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 № 4690-88 утвержден "СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест".
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Пунктом 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Для определения числа устанавливаемых мусоросборников (контейнеров) следует исходить из численности населения, пользующегося мусоросборниками, нормы накопления отходов, сроков хранения отходов.
Расчетный объем мусоросборников должен соответствовать фактическому накоплению отходов в периоды наибольшего их образования (пункт 2.1.4 СанПиН 42-128-4690-88).
Согласно пункту 2.2.1 СанПиН 42-128-4690-88 при временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре -5 град. и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 град.) не более одних суток (ежедневный вывоз). В каждом населенном пункте периодичность удаления твердых бытовых отходов согласовывается с местными учреждениями санитарно-эпидемиологической службы.
Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники (пункт 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88).
В соответствии с пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5 (см. Альбом площадок под контейнеры для сбора бытовых отходов, Свердловск, УНИИ, АКХ, 1977).
Пунктом 2.2.9 СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что удаление негабаритных отходов из домовладений следует производить по мере их накопления, но не реже одного раза в неделю.
Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий установлена ст. 6.3 КоАП РФ и влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами рассматриваемого правонарушения являются лица, ответственные за содержание жилых домов, жилых помещений: их собственники; организации, принявшие на себя функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилищного фонда (управляющие организации), а также организации, которым указанные функции переданы управляющей организацией на основании гражданско-правовых договоров.
Объектом указанного административного правонарушения являются установленные государством нормы и правила, обеспечивающие санитарно-эпидемиологическую безопасность граждан, а также здоровья населения.
Согласно данным, полученным с официального сайта Администрации МОГО "Сыктывкар" ООО УК "ЖилВест" осуществляет управление многоквартирным домом № 50а по ул. Орджоникидзе г. Сыктывкара, в том числе организацию сбора и вывоза ТБО.
01.07.2012 ООО УК "ЖилВест" (заказчик) заключило договор на оказание услуг по транспортированию отходов от жилищ (крупногабаритных) с ООО "Экотранс" (исполнитель).
Пунктом 2.2 названного договора предусмотрено, что вместе со счетом-фактурой исполнитель направляет заказчику акт приемки услуг в двух экземплярах. Заказчик обязан подписать и возвратить исполнителю один экземпляр подписанного акта приемки, а в случае несогласия направить исполнителю мотивированный отказ от его подписания.
Согласно пункту 3.1.8 договора при обнаружении недостатков оказываемых исполнителем услуг, являющихся предметом названного договора, равно как и не оказание услуг в целом, заказчик обязан незамедлительно сообщить об этом исполнению любым доступным способом для составления двустороннего акта и потребовать от исполнителя сообщения о сроках устранения недостатков.
В соответствии с пунктом 3.3.1 договора исполнитель обязан обеспечивать ежедневно транспортирование и погрузку отходов по периметру 5 м контейнерной площадки по согласованному с заказчиком технологическому графику автотранспортом "самосвал".
Материалами административного дела, в том числе протоколом об административном правонарушении от 04.04.2013 № 428, подтверждается нарушение указанных санитарных правил: обществом не обеспечен рациональный сбор, быстрое удаление бытовых отходов на территории вокруг контейнеров, размещенных по адресу: г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 50а, а именно контейнерная площадка не оборудована надлежащим образом, прилегающая к ней территория захламлена отходами, в том числе крупногабаритными.
Факт того, что спорная контейнерная площадка обслуживается Обществом, последним не оспаривается.
Довод заявителя о том, что в силу пункта 3.3 договора, заключенного 01.07.2012 № 5410/1 между Обществом и ООО "ЭкоТранс" обязанность по обеспечению ежедневного транспортирования и погрузки отходов возложено на ООО "Экотранс" как исполнителя по договору, не принимается.
Обществом не представлены доказательства принятия исчерпывающих мер к соблюдению обязательств со стороны исполнителя по договору, в том числе в рамках гражданско-правовых отношений.
Ответственность за состояние контейнерных площадок, размещение контейнеров и бункеров-накопителей, в том числе возлагается на управляющую организацию, товарищество собственников жилья, жилищный или иной кооператив, эксплуатационное предприятие, на хозяйствующий субъект, являющийся пользователем контейнерной площадки или на территории которого расположена контейнерная площадка, а также на собственников жилых и нежилых помещений при непосредственном управлении многоквартирного дома и титульных домовладельцев, являющихся пользователями контейнерной площадки.
Доводы заявителя о том, что на контейнерную площадку, размещенную возле дома № 50а по ул. Орджоникидзе г. Сыктывкар, приносится мусор (особенно крупногабаритный) работниками расположенного рядом городского рынка, и лицом, ответственным за своевременную уборку территории в районе 50 метров от периметра границы рынка в соответствии с постановлением главы администрации МОГО "Сыктывкар" от 27.06.2008 № 6/2477, является администрация городского рынка, отклоняются судом ввиду отсутствия доказательств, подтверждающих данные обстоятельства.
Существенных процессуальных нарушений закона при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, так как обществу обеспечена возможность воспользоваться предоставленными ему законом правами и гарантиями. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения дела заявитель извещен надлежащим образом, что им не оспаривается и свидетельствует о соблюдении административным органом требований ст. 25.1, 28.2 КоАП РФ.
Правонарушение выявлено 16.03.2013, постановление о привлечении к ответственности вынесено 18.04.2013, то есть, с соблюдением срока, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, так как названная норма Кодекса предусматривает годичный срок давности привлечения к ответственности за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Пунктом 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрено, что по результатам рассмотрения заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности суд при наличии соответствующих оснований вправе принять решение об изменении оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ, часть 1 статьи 30.7 КоАП РФ).
Поскольку санкция статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц, в том числе в виде предупреждения, суд считает возможным изменить меру административного наказания в части совершения административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 КоАП РФ, со взыскания штрафа в размере 10000 руб. на предупреждение.
При этом судом при изменении вида наказания учтено, что административным органом отягчающие вину обстоятельства не установлены.
Оснований для применения в данном случае положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не усматривает.
Согласно ч. 4 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности госпошлиной не облагается, поэтому госпошлина по делу не взыскивается.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171, 176, 180 - 181, 226 - 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать незаконным вынесенное руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми постановление № 427 о назначении административного наказания от 18.04.2013, которым ООО Управляющая компания "ЖилВест" назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб. на основании ст. 6.3 КоАП РФ, изменив его в части назначенного административного наказания на предупреждение.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд в апелляционном порядке через Арбитражный суд Республики Коми и вступает в силу по истечении 10 дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья


------------------------------------------------------------------