Постановление Конституционного Суда Республики Коми от 15.08.2013 "По делу о проверке конституционности статьи 3 Закона Республики Коми от 24 ноября 2008 года N 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" по запросу исполняющего обязанности прокурора Республики Коми"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Республики Коми

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 августа 2013 года

ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ СТАТЬИ 3 ЗАКОНА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 24 НОЯБРЯ 2008 ГОДА № 139-РЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКЕ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ РЕБЕНКА
НА ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЮ" ПО ЗАПРОСУ ИСПОЛНЯЮЩЕГО
ОБЯЗАННОСТИ ПРОКУРОРА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Конституционный Суд Республики Коми в составе председательствующего В.В.Кретова, судей М.Г.Аграновича, Д.Н.Басманова,
с участием прокурора отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Прокуратуры Республики Коми Е.М.Кузьминой, представителя Государственного Совета Республики Коми А.В.Турковой - начальника отдела социального законодательства Правового управления Аппарата Государственного Совета Республики Коми, представителей Главы Республики Коми А.Н.Лукиной - начальника отдела социального законодательства Государственно-правового управления Главы Республики Коми и Правительства Республики Коми, Е.А.Романец - заместителя руководителя Агентства Республики Коми по социальному развитию, С.Л.Мажаровой - заместителя начальника отдела организации и координации деятельности по опеке и попечительству Агентства Республики Коми по социальному развитию, Р.Н.Ибрагимова - начальника отдела экономического анализа и планирования Министерства образования Республики Коми, М.Ю.Бровкиной - заведующего службой правового обеспечения в сфере финансового законодательства отдела претензионно-исковой работы государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр правового обеспечения",
руководствуясь статьей 96 Конституции Республики Коми, пунктом 1 части первой статьи 3, статьями 32, 78, 79 и 80 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми",
рассмотрел в открытом судебном заседании дело о проверке конституционности статьи 3 Закона Республики Коми от 24 ноября 2008 года № 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью".
Поводом к рассмотрению явился запрос исполняющего обязанности прокурора Республики Коми, который просит проверить данный закон на соответствие его положений Конституции Республики Коми.
Основанием к рассмотрению явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Республики Коми оспариваемые нормативные положения.
Заслушав сообщение судьи-докладчика М.Г.Аграновича, выступления приглашенных лиц, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Республики Коми

установил:

1. На основании части первой статьи 3 Закона Республики Коми от 24 ноября 2008 года № 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" в Республике Коми установлены ежемесячные размеры денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - ежемесячные денежные средства на содержание ребенка), находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, по возрастным группам детей и с учетом определенных настоящим Законом природно-климатических зон Республики Коми. В части второй этой же статьи установлены размеры выплаты ежемесячных денежных средств на содержание каждого ребенка, находящегося под опекой (попечительством) в приемных семьях на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг (далее - доплата). Размер доплаты определяется также с учетом возраста ребенка и проживания его в установленной Законом природно-климатической зоне Республики Коми.
Размер ежемесячных денежных средств на содержание ребенка и размер доплаты подлежат ежегодной индексации, устанавливаемой законом Республики Коми (часть третья статьи 3 рассматриваемого Закона Республики Коми).
В 2013 году проиндексированный размер ежемесячных денежных средств на содержание ребенка составил:
1) северная природно-климатическая зона:
на ребенка от рождения до трех лет - 5959,19 рубля;
на ребенка от трех до шести лет - 6275,08 рубля;
на ребенка от шести до двенадцати лет - 7850,38 рубля;
на ребенка от двенадцати до восемнадцати лет - 8411,84 рубля;
2) южная природно-климатическая зона:
на ребенка от рождения до трех лет - 5959,19 рубля;
на ребенка от трех до шести лет - 5959,19 рубля;
на ребенка от шести до двенадцати лет - 7057,24 рубля;
на ребенка от двенадцати до восемнадцати лет - 7562,11 рубля.
В 2013 году проиндексированный размер доплаты составил:
1) северная природно-климатическая зона:
на ребенка от рождения до трех лет - 883,35 рубля;
на ребенка от трех до шести лет - 965,62 рубля;
на ребенка от шести до двенадцати лет - 1068,12 рубля;
на ребенка от двенадцати до восемнадцати лет - 1088,37 рубля;
2) южная природно-климатическая зона:
на ребенка от рождения до трех лет - 478,38 рубля;
на ребенка от трех до шести лет - 560,64 рубля;
на ребенка от шести до двенадцати лет - 663,14 рубля;
на ребенка от двенадцати до восемнадцати лет - 683,39 рубля.
Исполняющий обязанности прокурора Республики Коми обратился в Конституционный Суд Республики Коми с запросом, в котором просит проверить указанный закон на предмет его соответствия требованиям статей 4, 10, 11, 17, 39, 40 и 65 Конституции Республики Коми. По его мнению, различие форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их возраст и место проживания не могут влиять на размер государственной поддержки, оказываемой таким детям субъектом Российской Федерации. В противном случае нарушаются конституционные права детей-сирот.
Конституционный Суд Республики Коми в силу частей второй и третьей статьи 3 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" при осуществлении конституционного судопроизводства решает исключительно вопросы права и воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов или иных органов. Кроме того, согласно части третьей статьи 68 того же Закона Конституционный Суд Республики Коми выносит постановления и определения только по предмету, указанному в обращении и лишь в отношении той части акта, конституционность которого подвергается сомнению.
Таким образом, предметом рассмотрения по настоящему делу является проверка конституционности частей первой и второй статьи 3 Закона Республики Коми от 24 ноября 2008 года № 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" в той части, в которой эти нормы определяют неравный объем государственной помощи детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством), в приемных семьях и содержащимся в специализированных детских государственных (муниципальных) учреждениях, а также в части, определяющей размер такой поддержки исходя из возраста ребенка и места его проживания.
2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, закрепляет, что в Российской Федерации обеспечивается поддержка семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7), гарантируется каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Соответствуя принципам социального государства, Конституция Республики Коми провозглашает права и свободы человека высшей ценностью (статья 4; статья 11), гарантирует государственную защиту семьи, материнства, отцовства, детства и социальное обеспечение для воспитания детей (статья 10; статья 39, часть 1; статья 40, часть 1), гарантирует единство прав для всех граждан, не допуская любые формы их ограничения (статья 17, часть 2).
Согласно статье 72 (часть 1, пункт "ж") Конституции Российской Федерации и статье 64 (часть 1, пункт "ж") Конституции Республики Коми вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства, а также вопросы социальной защиты, являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы, в соответствии с которыми субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование. Законы и иные правовые акты Республики Коми не могут противоречить законам, принятым федеральными органами государственной власти в соответствии с полномочиями Российской Федерации (часть 1 статьи 65 Конституции Республики Коми).
3. Под социальной поддержкой следует понимать систему мер, обеспечивающую социальные гарантии и установленную законами и иными нормативными правовыми актами.
В Российской Федерации предусмотрен ряд гарантий, касающихся всех детей. В частности, Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" гарантируется выплата различных видов пособий на всех детей, которые не находятся на полном государственном обеспечении, а Федеральным законом от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" предусмотрены меры по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Вместе с тем, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, - это особая, менее защищенная категория лиц, которая нуждается в дополнительной социальной поддержке.
В связи с этим Семейный кодекс Российской Федерации в части 3 статьи 148 предусмотрел, что дети, находящиеся под опекой или попечительством, имеют право на содержание, денежные средства на которые выплачиваются ежемесячно в порядке и в размере, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование отношений, связанных с предоставлением таким детям дополнительных гарантий, осуществляется в Российской Федерации на основании Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", определяющего общие принципы предоставления данных мер социальной помощи. Все затраты по предоставлению перечисленных в законе гарантий отнесены к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации (статья 5 указанного Закона).
В соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), отнесено решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях).
4. В Республике Коми социальные гарантии детям-сиротам предоставляются на основании республиканских нормативных правовых актов, а в рассматриваемых правоотношениях, на основании Закона Республики Коми от 24 ноября 2008 года № 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью". Этот Закон регулирует отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством) и переданным на воспитание в семью, а также их опекунам и попечителям, материальной поддержки.
Указанный Закон имеет целевую направленность и определяет расходные обязательства Республики Коми по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Анализируя положения статей 1, 26.3 и 26.14 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в их взаимосвязи с положениями статей 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливающих принципы бюджетной системы Российской Федерации, бюджетных полномочий и расходных обязательств субъектов Российской Федерации, можно сделать вывод, что субъект Российской Федерации наделен полномочиями самостоятельно устанавливать виды, размер и порядок предоставления мер социальной поддержки детям-сиротам, финансовое обеспечение которых отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Согласно части шестой статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, не отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления и не исключенных из компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, только при наличии соответствующих средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением дотаций, субсидий и субвенций из федерального бюджета).
Поскольку меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установленные Законом Республики Коми от 24 ноября 2008 года № 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью", финансируются исключительно за счет средств республиканского бюджета, постольку Республика Коми вправе самостоятельно определять виды и объем социальных выплат той или для иной категории детей-сирот.
Данный вывод согласуется с позицией Конституционного Суда Республики Коми, высказанной в Постановлении от 5 сентября 2006 года по жалобе Крамаренко Н.И., согласно которой принципы разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации позволяют субъектам Российской Федерации использовать самостоятельность бюджетов субъектов Российской Федерации в целях обеспечения функций государства, в том числе, государства как социального. Поэтому в пределах полномочий и экономических возможностей расходных обязательств, исходя из принципа справедливости, вытекающего из принципа равенства (статья 17 Конституции Республики Коми), законодатель Республики Коми вправе предоставить меры социальной поддержки на тех условиях, которые согласуются с экономическими возможностями республики.
Право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на материальную поддержку установлено федеральным законодательством и это право реализовано в рассматриваемом законе, поэтому нет оснований полагать, что Закон Республики Коми от 24 ноября 2008 года № 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" каким-либо образом не соответствует федеральному законодательству.
5. Обладая определенной свободой усмотрения при осуществлении правового регулирования вопросов материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодатель субъекта Федерации, в то же время, не освобождается от обязанности соблюдать конституционные принципы равенства и справедливости, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства. Различия в условиях реализации гражданами того или иного права допустимы, только если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Республика Коми по размерам занимаемой площади уникальна. Часть ее районов расположены в труднодоступной местности и местности с тяжелыми климатическими условиями для проживания населения. Все это прямым образом влияет на образование цен в этих районах, в которые закладываются транспортные издержки, население несет дополнительные расходы для поддержания жизнедеятельности в зимних условиях и нуждается после продолжительной зимы в восстановлении физических кондиций с выездом в южные регионы Российской Федерации.
Одним из показателей для определения финансовых потребностей и предполагаемых затрат, учитываемых при формировании бюджета Республики Коми, является прожиточный минимум, принятие которого регулируется Законом Республики Коми от 17 марта 1997 года № 17-РЗ "О прожиточном минимуме в Республике Коми". Согласно этому Закону величина прожиточного минимума определяется в стоимостной оценке потребительской корзины в среднем на душу населения Республики Коми, по основным социально-демографическим группам населения, природно-климатическим зонам и на основании расходов по обязательным платежам и сборам. Территория Республики Коми в целях определения реального прожиточного минимума подразделена на две природно-климатические зоны: северную и южную (статья 3 вышеуказанного Закона).
Согласно Постановлению Правительства Республики Коми от 1 апреля 2013 года № 94 "Об утверждении величины прожиточного минимума в среднем на душу населения, по основным социально-демографическим группам населения и природно-климатическим зонам Республики Коми на 2 квартал 2013 года", принятому на основании данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики, величина прожиточного минимума на ребенка составила в северной природно-климатической зоне 8726 рублей в месяц, а в южной - 7757 рублей.
Из всего вышеприведенного следует, что материальное содержание детей северных областей Республики Коми объективно требует больших затрат, чем содержание детей, проживающих в ее южных районах. Кроме того, дети, проживающие в неблагоприятных природно-климатических условиях, нуждаются в дополнительных гарантиях, призванных компенсировать воздействие на их здоровье обусловленных этими условиями факторов.
При таких обстоятельствах нельзя рассматривать части 1 и 2 статьи 3 Закона Республики Коми от 24 ноября 2008 года № 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью", которыми предусматривается для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размер ежемесячных денежных средств на их содержание в зависимости от проживания детей в определенной природно-климатической зоне Республики Коми, как ограничивающие, отменяющие или умаляющие конституционные права детей-сирот, гарантированные статьями 4, 10, 11, 17, 39 и 40 Конституции Республики Коми, поскольку подобная дифференциация объективно оправдана.
6. Соответствует всем вышеперечисленным конституционным требованиям рассматриваемый Закон и в части установления размера ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в зависимости от их возраста.
Является общеизвестным фактом то обстоятельство, что в силу физиологических особенностей для нормальной жизнедеятельности взрослого ребенка необходимо гораздо больше материальных ресурсов, чем для ребенка младшего возраста. Обусловлено это тем, что рацион питания развивающегося ребенка с возрастом увеличивается, возрастают расходы на одежду и социальные нужды, необходимы дополнительные затраты на учебу, для организации отдыха, на физическое развитие, на медицинское обслуживание и т.д.
Однако данное обстоятельство не лишает субъект Российской Федерации права, исходя из его финансовых возможностей, организовать дополнительное обеспечение детей с физическими недостатками, содержание которых, как правило, требует дополнительных материальных средств.
7. В соответствии с частью первой статьи 123 Семейного кодекса Российской Федерации дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъекта Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
Таким образом, законом предусмотрены две основные формы устройства детей-сирот: передача их на воспитание в семью (опека или попечительство, приемная семья) и помещение их в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Закон Республики Коми от 24 ноября 2008 года № 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" распространяет свое действие только на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые переданы под опеку (попечительство) и в приемную семью.
Особенностью такого вида государственной поддержки является то, что, получая материальные средства от государства на содержание подопечного, опекуны (попечители) вправе планировать их использование в интересах подопечного по своему усмотрению, с учетом потребностей, интересов и условий совместного с ними проживания опекаемого.
Так, приемным родителям за выполнение опекунских обязанностей по договору выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение, которое является частью семейного бюджета, расходуемого на нужды семьи, а значит, и на подопечного.
Содержание же детей в специализированных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свою специфику, неразрывно связано с функционированием деятельности учреждения, строго регламентировано нормативными актами, что, в конечном итоге, требует дополнительного финансирования и приводит к незначительной разнице в размере выделяемых государством средств на содержание одного воспитанника по отношению к детям, которые воспитываются опекунами (попечителями) и в приемной семье.
Кроме того, для детей, воспитываемых опекунами (попечителями) и в приемной семье, установлен ряд дополнительных гарантий, требующих финансовых затрат, которыми не могут воспользоваться воспитанники специализированных учреждений, что позволяет некоторым образом нивелировать вопрос разницы в размере выделяемых на содержание ребенка средств:
Законом Республики Коми от 31 декабря 2004 года № 74-РЗ "О дополнительных социальных гарантиях в области образования детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставлены льготы в области получения образовательных услуг;
Законом Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" для многодетных семей установлены льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и проезду (статья 19);
Законом Республики Коми от 28 июня 2005 года № 59-РЗ "О регулировании некоторых вопросов в области земельных отношений" предусмотрены гарантии по выделению земельных участков (статья 5).
Таким образом, существующее неравенство в выделении средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с различной формой их устройства нельзя трактовать как неравенство перед законом и нарушение конституционных прав одних из них.
Данный вывод согласуется и с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Определении от 24 сентября 2012 года № 1549-О по жалобе гражданки Борзуновой О.Л., согласно которой конституционный принцип равенства, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обуславливает необходимость предоставления одинаковых гарантий лицам, относящимся к разным категориям, а равенство перед законом не исключает фактических различий и необходимость их учета законодателем.
8. Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" основной задачей ставит полное государственное обеспечения всех детей, которые, лишившись родительского попечения, оказались в сложной жизненной ситуации. Закон определяет, что таким обеспечением на период пребывания детей в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя или приемных родителей является предоставление подопечным бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещение их полной стоимости (статья 1 указанного Закона).
Само пребывание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в специальных учреждениях предполагает бесплатное их проживание и пользование коммунальными услугами. Средства на эти цели выделяются из бюджета Республики Коми непосредственно государственному или муниципальному учреждению путем общего финансирования его деятельности.
Детям, воспитывающимся в приемных семьях, Законом Республики Коми от 24 ноября 2008 года № 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" предусмотрена денежная компенсация расходов на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг (часть 2 статьи 3 указанного Закона).
Все это свидетельствует о том, что предоставленное федеральным законодательством детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, право на бесплатное общежитие реализовано законодателем Республики Коми в отношении детей, воспитывающихся в государственных или муниципальных учреждениях и в приемной семье, как право на бесплатное проживание.
В соответствии с частью второй статьи 17 Конституции Республики Коми государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Настоящий принцип является основополагающим при правовом регулировании сходных по своему существу вопросов в отношении субъектов с одинаковым правовым статусом.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в независимости от формы их социального устройства, одинаково нуждаются в государственной помощи, которая необходима им для преодоления тяжелой жизненной ситуации, поэтому они вправе рассчитывать на получение государственных гарантий в полном объеме, независимо от принципа свободы усмотрения законодателя и экономического потенциала республики. Последнее может быть учтено при определении размера материальной помощи.
Закон Республики Коми от 24 ноября 2008 года № 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" не предусмотрел возможность компенсации расходов на проживание для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые находятся под опекой либо попечительством, когда для всех остальных сирот такое право предоставлено, поэтому в этой части нельзя признать рассматриваемый закон соответствующим требованиям Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 10, 11, 17, 39 и 40).
На основании изложенного, руководствуясь частью второй статьи 96 Конституции Республики Коми, статьями 66 - 69, 80, 81 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми", Конституционный Суд Республики Коми

постановил:

1. Признать части 1 и 2 статьи 3 Закона Республики Коми от 24 ноября 2008 года № 139-ФЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 10, 11, 17, 39, 40 и 65, в части устанавливаемого ими размера ежемесячных денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, в зависимости от возраста детей и с учетом определенных настоящим Законом природно-климатических зон Республики Коми.
2. Признать части 1 и 2 статьи 3 Закона Республики Коми от 24 ноября 2008 года № 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" соответствующими Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 10, 11, 17, 39, 40 и 65, в той степени, в которой размер ежемесячных денежных средств, предусмотренный на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, включая доплаты на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг, отличается от размера ежемесячных денежных средств, предусмотренных на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в государственных и муниципальных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Признать часть 2 статьи 3 Закона Республики Коми от 24 ноября 2008 года № 139-РЗ "О государственной поддержке при передаче ребенка на воспитание в семью" не соответствующей Конституции Республики Коми, ее статьям 4, 10, 11, 17, 39 и 40, в той части, в которой детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находящимся под опекой (попечительством), не предусмотрена выплата ежемесячных денежных средств в виде доплаты на отопление, освещение, текущий ремонт жилья, приобретение мебели и оплату бытовых услуг.
4. Согласно статье 73 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление является окончательным, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после его провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.
5. Согласно статье 72 Закона Республики Коми "О Конституционном Суде Республики Коми" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Ведомостях нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" и газете "Республика".

Конституционный Суд
Республики Коми


------------------------------------------------------------------