Приказ Министерства образования РК от 19.08.2013 N 521 "О деятельности республиканских экспериментальных площадок по здоровьесбережению в 2012 - 2013 учебном году"
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПРИКАЗ
от 19 августа 2013 г. № 521
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В 2012 - 2013 УЧЕБНОМ ГОДУ
Во исполнение приказа Министерства образования Республики Коми от 27.02.2009 № 55 "О присвоении статуса республиканской экспериментальной площадки", в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и в целях совершенствования деятельности по организации здоровьесбережения, поддержки инновационных направлений развития системы образования Республики Коми, в 2012 - 2013 учебном году в пяти образовательных учреждениях республики осуществлялась реализация экспериментальных проектов по следующим темам:
- проект "Растим патриотов: дополнительное образование как средство формирования духовного и физического здоровья учащихся" - МОУ "СОШ № 5" г. Усинск;
- проект "Школа полного дня - истоки здоровья, радости, добра" - МОУ "СОШ 18" г. Ухта;
- проект "Модель организации здоровьесбережения участников образовательного процесса в условиях автономного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста" - МАО МО ГО "Прогимназия № 81" г. Сыктывкар;
- проект "Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей" реализуется ГОУ ДОД РК "Коми республиканский эколого-биологический центр";
- проект "Я-концепция воспитанника как важнейшая доминанта воспитательной среды детского дома" - ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара.
11.06.2013 состоялось заседание Совета по республиканским экспериментальным площадкам, на котором были заслушаны отчеты о деятельности в 2012 - 2013 учебном году образовательных учреждений, имеющих статус республиканских экспериментальных площадок.
В 2012 - 2013 учебном году вышеназванными образовательными учреждениями:
- были разработаны модели служб, координирующих работу в экспериментальном режиме;
- продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы по организации и реализации экспериментальной деятельности;
- осуществлены плановые мероприятия (в соответствии с утвержденными годичными планами работы), объем выполненных мероприятий колеблется от 67% до 85% от планового.
В рамках научно-методического сопровождения деятельности республиканских экспериментальных площадок специалистами Республиканского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции проведены методические десанты с посещением занятий, уроков, внеклассных мероприятий отражающих опыт экспериментальной деятельности учреждений; с администрациями образовательных учреждений проведены методические совещания по вопросам проведения эксперимента, проведен анализ полученных результатов и опыта.
Создан и пополняется банк практических инноваций по темам работы площадок, обобщен опыт экспериментально-методической работы, подготовлен и издан третий выпуск методического пособия из серии "Инновационный портал", посвященный формам работы с педагогами.
На всех площадках осуществлялось психолого-социальное сопровождение экспериментальной деятельности, осуществлялись мероприятия по диагностике эффективности проектов.
Во всех коллективах проведены консультации с руководителями учреждений по вопросам выполнения плана эксперимента; прослежена динамика острой заболеваемости в экспериментальных группах; контролировалось соблюдение в учреждении норм и требований СанПиН; изучалась динамика мотивации всех групп участников эксперимента.
В соответствии с программами эксперимента для оценки его эффективности была разработана и реализована система независимых мониторинговых исследований.
В 2012 - 2013 учебном году специалистами ГУ РК "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" был проведен IV-й этап мониторинговых исследований. Всего в исследованиях приняли участие 529 респондента, из них: 76 педагогов, 181 родителей и 272 обучающихся (воспитанника).
На очередном этапе реализации экспериментальных проектов в образовательных учреждениях была осуществлена отработка временных режимов, проведены социологические опросы по изучению удовлетворенности участниками эксперимента воспитательно-образовательной деятельностью и оценке эффективности здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях.
С 01.11.2013 на всех площадках приступят к описанию деятельностных моделей: модель школы полного дня - школы здоровья (Прогимназия № 81 г. Сыктывкара), модель здоровьесберегающего класса в условиях школы, работающей в стандартном режиме (СОШ № 18 г. Ухты), модель "кадетские классы в условиях общеобразовательной школы" (СОШ № 5 г. Усинска), "социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей" (КРЭБЦ).
В рамках научно-методического руководства и сопровождения экспериментальных проектов по материалам экспериментальных площадок СОШ № 5 г. Усинск, СОШ № 18 г. Ухта специалистами Республиканского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции опубликованы статьи в научно-методических журналах "Образование в РК" (г. Сыктывкар), "Вестник образования" ВятГГУ (г. Киров), "Педагогический вестник" ЯГПУ им. К.Д.Ушинского (г. Ярославль), подготовлены тезисы ряда исследований в сборник международной научно-практической конференции (г. Лондон).
В 2012 - 2013 учебном году по проекту "Я-концепция воспитанника как важнейшая доминанта воспитательной среды детского дома" - ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара, шла реализация третьего этапа программы. Содержанием третьего этапа стало описание структуры и содержания развивающей среды детского дома, обеспечивающей развитие положительной Я-концепции воспитанников, описание новых форм и технологий работы по формированию Я-концепции.
В 2013 - 2014 учебном году планируется оформление результатов эксперимента.
На заседании Совета были представлены заявки образовательных учреждений на присвоение статуса "Республиканская экспериментальная площадка":
1) МАОУ "Детский сад № 53" г. Сыктывкара, тема проекта: "Комплексная модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего развития";
2) ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 4" г. Усинска, тема проекта: "Социальное партнерство как фактор успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома";
3) ГУ РК "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции", тема проекта "Совершенствование системы организации деятельности по профилактике асоциальных форм поведения учащихся в образовательных организациях Республики Коми".
На основании вышеизложенного, приказываю:
1. Отметить эффективную и целенаправленную работу по обеспечению реализации программ экспериментальной деятельности:
- органов управления образованием муниципальных образований администраций МО ГО "Усинск" (Т.А.Атерлей), "Ухта" (С.Ю.Дубиковский), УДО администрации МО ГО "Сыктывкар" (Т.Е.Горбунова);
- педагогических коллективов МОУ "СОШ № 5" г. Усинска (Жура Т.В.), МОУ "СОШ № 18" г. Ухта (Корепанов Ю.А.), МАОУ "Прогимназия № 81" г. Сыктывкара (Черницына Е.С.), ГОУ ДОД "КРЭБЦ" (Сивкова М.Г.); ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара (Берестенькова Л.А.);
- ГУ РК "РЦППР и К" (Уланова С.А.).
2. Пролонгировать деятельность республиканской экспериментальной площадки ГОУ ДОД "Коми республиканский эколого-биологический центр" до 2015 г.
3. Отделу общего образования Министерства образования Республики Коми (О.Ю.Мазанова) продолжить руководство и контроль деятельности республиканских экспериментальных площадок.
4. ГУ РК "РЦППР и К" (Уланова С.А.) продолжить организационное и научно-методическое сопровождение деятельности республиканских экспериментальных площадок с предоставлением аналитических отчетов в Министерство образования Республики Коми (на 1 июня).
5. Руководителям органов управления образованием администраций муниципальных образований: УДО администрации МО ГО "Сыктывкар" (Т.Е.Горбунова), МО ГО "Усинск" (Т.А.Атерлей), МО ГО "Ухта" (С.Ю.Дубиковский) обеспечить в 2013 - 14 уч. году руководство и контроль реализации программ экспериментальной работы в подведомственных образовательных учреждениях, являющихся республиканскими экспериментальными площадками.
6. Органам управления образования УДО администрации МО ГО "Сыктывкар" (Т.Е.Горбунова), МО ГО "Усинск" (Т.А.Атерлей), МО ГО "Ухта" (С.Ю.Дубиковский) рассмотреть вопрос о поощрении руководителей республиканских экспериментальных площадок: МОУ "СОШ № 5" г. Усинска (Жура Т.В.), МОУ "СОШ № 18" г. Ухты (Корепанов Ю.А.), МАОУ "Прогимназия № 81" г. Сыктывкара (Черницына Е.С.).
7. Отделу воспитания, дополнительного образования и молодежной политики (Жеребцов С.В.), отделу интернатных учреждений и специального образования (Лобанова С.В.) рассмотреть вопрос о поощрении: директора ГОУ ДОД "Коми республиканский эколого-биологический центр" (Сивкова М.Г.), директора ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара (Берестенькова Л.А.);
8. Отметить работу ГУ РК "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" (Уланова С.А.) по организационному и научно-методическому сопровождению республиканских экспериментальных площадок.
9. Вопрос о присвоении статуса республиканской экспериментальной площадки нижеперечисленным учреждениям рассмотреть после проведения экспертизы материалов по заключению Республиканского экспертного Совета:
- МАДОУ "Детский сад № 53 общеразвивающего вида" г. Сыктывкара, тема: "Система сопровождения детей с особыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида";
- ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом № 4" г. Усинска, тема: "Социальное партнерство как фактор успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома";
- ГУ РК "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции", тема: "Совершенствование системы организации деятельности по профилактике асоциальных форм поведения учащихся в образовательных организациях Республики Коми".
10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Н.И.Студиград.
Министр
В.ШАРКОВ
------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ПРИКАЗ
от 19 августа 2013 г. № 521
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСПУБЛИКАНСКИХ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ПЛОЩАДОК
ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В 2012 - 2013 УЧЕБНОМ ГОДУ
Во исполнение приказа Министерства образования Республики Коми от 27.02.2009 № 55 "О присвоении статуса республиканской экспериментальной площадки", в рамках реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" и в целях совершенствования деятельности по организации здоровьесбережения, поддержки инновационных направлений развития системы образования Республики Коми, в 2012 - 2013 учебном году в пяти образовательных учреждениях республики осуществлялась реализация экспериментальных проектов по следующим темам:
- проект "Растим патриотов: дополнительное образование как средство формирования духовного и физического здоровья учащихся" - МОУ "СОШ № 5" г. Усинск;
- проект "Школа полного дня - истоки здоровья, радости, добра" - МОУ "СОШ 18" г. Ухта;
- проект "Модель организации здоровьесбережения участников образовательного процесса в условиях автономного образовательного учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста" - МАО МО ГО "Прогимназия № 81" г. Сыктывкар;
- проект "Социализация и социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей" реализуется ГОУ ДОД РК "Коми республиканский эколого-биологический центр";
- проект "Я-концепция воспитанника как важнейшая доминанта воспитательной среды детского дома" - ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара.
11.06.2013 состоялось заседание Совета по республиканским экспериментальным площадкам, на котором были заслушаны отчеты о деятельности в 2012 - 2013 учебном году образовательных учреждений, имеющих статус республиканских экспериментальных площадок.
В 2012 - 2013 учебном году вышеназванными образовательными учреждениями:
- были разработаны модели служб, координирующих работу в экспериментальном режиме;
- продолжена работа по совершенствованию нормативно-правовой базы по организации и реализации экспериментальной деятельности;
- осуществлены плановые мероприятия (в соответствии с утвержденными годичными планами работы), объем выполненных мероприятий колеблется от 67% до 85% от планового.
В рамках научно-методического сопровождения деятельности республиканских экспериментальных площадок специалистами Республиканского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции проведены методические десанты с посещением занятий, уроков, внеклассных мероприятий отражающих опыт экспериментальной деятельности учреждений; с администрациями образовательных учреждений проведены методические совещания по вопросам проведения эксперимента, проведен анализ полученных результатов и опыта.
Создан и пополняется банк практических инноваций по темам работы площадок, обобщен опыт экспериментально-методической работы, подготовлен и издан третий выпуск методического пособия из серии "Инновационный портал", посвященный формам работы с педагогами.
На всех площадках осуществлялось психолого-социальное сопровождение экспериментальной деятельности, осуществлялись мероприятия по диагностике эффективности проектов.
Во всех коллективах проведены консультации с руководителями учреждений по вопросам выполнения плана эксперимента; прослежена динамика острой заболеваемости в экспериментальных группах; контролировалось соблюдение в учреждении норм и требований СанПиН; изучалась динамика мотивации всех групп участников эксперимента.
В соответствии с программами эксперимента для оценки его эффективности была разработана и реализована система независимых мониторинговых исследований.
В 2012 - 2013 учебном году специалистами ГУ РК "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" был проведен IV-й этап мониторинговых исследований. Всего в исследованиях приняли участие 529 респондента, из них: 76 педагогов, 181 родителей и 272 обучающихся (воспитанника).
На очередном этапе реализации экспериментальных проектов в образовательных учреждениях была осуществлена отработка временных режимов, проведены социологические опросы по изучению удовлетворенности участниками эксперимента воспитательно-образовательной деятельностью и оценке эффективности здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях.
С 01.11.2013 на всех площадках приступят к описанию деятельностных моделей: модель школы полного дня - школы здоровья (Прогимназия № 81 г. Сыктывкара), модель здоровьесберегающего класса в условиях школы, работающей в стандартном режиме (СОШ № 18 г. Ухты), модель "кадетские классы в условиях общеобразовательной школы" (СОШ № 5 г. Усинска), "социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования детей" (КРЭБЦ).
В рамках научно-методического руководства и сопровождения экспериментальных проектов по материалам экспериментальных площадок СОШ № 5 г. Усинск, СОШ № 18 г. Ухта специалистами Республиканского центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции опубликованы статьи в научно-методических журналах "Образование в РК" (г. Сыктывкар), "Вестник образования" ВятГГУ (г. Киров), "Педагогический вестник" ЯГПУ им. К.Д.Ушинского (г. Ярославль), подготовлены тезисы ряда исследований в сборник международной научно-практической конференции (г. Лондон).
В 2012 - 2013 учебном году по проекту "Я-концепция воспитанника как важнейшая доминанта воспитательной среды детского дома" - ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара, шла реализация третьего этапа программы. Содержанием третьего этапа стало описание структуры и содержания развивающей среды детского дома, обеспечивающей развитие положительной Я-концепции воспитанников, описание новых форм и технологий работы по формированию Я-концепции.
В 2013 - 2014 учебном году планируется оформление результатов эксперимента.
На заседании Совета были представлены заявки образовательных учреждений на присвоение статуса "Республиканская экспериментальная площадка":
1) МАОУ "Детский сад № 53" г. Сыктывкара, тема проекта: "Комплексная модель сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада общеразвивающего развития";
2) ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 4" г. Усинска, тема проекта: "Социальное партнерство как фактор успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома";
3) ГУ РК "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции", тема проекта "Совершенствование системы организации деятельности по профилактике асоциальных форм поведения учащихся в образовательных организациях Республики Коми".
На основании вышеизложенного, приказываю:
1. Отметить эффективную и целенаправленную работу по обеспечению реализации программ экспериментальной деятельности:
- органов управления образованием муниципальных образований администраций МО ГО "Усинск" (Т.А.Атерлей), "Ухта" (С.Ю.Дубиковский), УДО администрации МО ГО "Сыктывкар" (Т.Е.Горбунова);
- педагогических коллективов МОУ "СОШ № 5" г. Усинска (Жура Т.В.), МОУ "СОШ № 18" г. Ухта (Корепанов Ю.А.), МАОУ "Прогимназия № 81" г. Сыктывкара (Черницына Е.С.), ГОУ ДОД "КРЭБЦ" (Сивкова М.Г.); ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара (Берестенькова Л.А.);
- ГУ РК "РЦППР и К" (Уланова С.А.).
2. Пролонгировать деятельность республиканской экспериментальной площадки ГОУ ДОД "Коми республиканский эколого-биологический центр" до 2015 г.
3. Отделу общего образования Министерства образования Республики Коми (О.Ю.Мазанова) продолжить руководство и контроль деятельности республиканских экспериментальных площадок.
4. ГУ РК "РЦППР и К" (Уланова С.А.) продолжить организационное и научно-методическое сопровождение деятельности республиканских экспериментальных площадок с предоставлением аналитических отчетов в Министерство образования Республики Коми (на 1 июня).
5. Руководителям органов управления образованием администраций муниципальных образований: УДО администрации МО ГО "Сыктывкар" (Т.Е.Горбунова), МО ГО "Усинск" (Т.А.Атерлей), МО ГО "Ухта" (С.Ю.Дубиковский) обеспечить в 2013 - 14 уч. году руководство и контроль реализации программ экспериментальной работы в подведомственных образовательных учреждениях, являющихся республиканскими экспериментальными площадками.
6. Органам управления образования УДО администрации МО ГО "Сыктывкар" (Т.Е.Горбунова), МО ГО "Усинск" (Т.А.Атерлей), МО ГО "Ухта" (С.Ю.Дубиковский) рассмотреть вопрос о поощрении руководителей республиканских экспериментальных площадок: МОУ "СОШ № 5" г. Усинска (Жура Т.В.), МОУ "СОШ № 18" г. Ухты (Корепанов Ю.А.), МАОУ "Прогимназия № 81" г. Сыктывкара (Черницына Е.С.).
7. Отделу воспитания, дополнительного образования и молодежной политики (Жеребцов С.В.), отделу интернатных учреждений и специального образования (Лобанова С.В.) рассмотреть вопрос о поощрении: директора ГОУ ДОД "Коми республиканский эколого-биологический центр" (Сивкова М.Г.), директора ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 1" г. Сыктывкара (Берестенькова Л.А.);
8. Отметить работу ГУ РК "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции" (Уланова С.А.) по организационному и научно-методическому сопровождению республиканских экспериментальных площадок.
9. Вопрос о присвоении статуса республиканской экспериментальной площадки нижеперечисленным учреждениям рассмотреть после проведения экспертизы материалов по заключению Республиканского экспертного Совета:
- МАДОУ "Детский сад № 53 общеразвивающего вида" г. Сыктывкара, тема: "Система сопровождения детей с особыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения общеразвивающего вида";
- ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Детский дом № 4" г. Усинска, тема: "Социальное партнерство как фактор успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях детского дома";
- ГУ РК "Республиканский центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции", тема: "Совершенствование системы организации деятельности по профилактике асоциальных форм поведения учащихся в образовательных организациях Республики Коми".
10. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Н.И.Студиград.
Министр
В.ШАРКОВ
------------------------------------------------------------------