Решение Арбитражного суда Республики Коми от 03.09.2013 по делу N А29-5119/2013 <Заявление о признании недействительным решения органа контроля за уплатой страховых взносов о привлечении к ответственности за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам частично удовлетворено, так как в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, судом учтены незначительность периода просрочки подачи отчетности и совершение правонарушения впервые заявителем>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 3 сентября 2013 г. по делу № А29-5119/2013

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "АНКОМ" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
о признании недействительным решения № 007 001 13 РК 0001907 от 04.07.2013

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "АНКОМ" обратилось к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения № 007 001 13 РК 0001907 от 04.07.2013 о привлечении к ответственности в виде штрафа в сумме 4485,97 руб.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 19.07.2013 г. по делу № А29-5119/2013 заявление ООО "АНКОМ" было принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства; о возбуждении производства по делу заявитель и ответчик извещены в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В срок, установленный в определении Арбитражного суда Республики Коми от 19.07.2013 г., Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре представлен отзыв, в котором указано, что оспариваемое решение было вынесено законно и обоснованно, обстоятельств смягчающих ответственность не установлено.
Как следует из материалов дела, ООО "АНКОМ" зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару 23.03.2007 г. за основным государственным регистрационным номером 1071101003280.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 17.04.2013 г. Общество является действующим юридическим лицом.
ООО "АНКОМ" производит выплаты физическим лицам и в силу части 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" является плательщиком страховых взносов.
Обществом 17.05.2012 г. с нарушением установленного срока в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре был представлен расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательное медицинского страхования плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, за 1 квартал 2013 года - по сроку представления не позднее 15.05.2013 г.
Согласно указанному расчету сумма страховых взносов, исчисленная к уплате за 1 квартал 2013 года, составила 89719,34 руб. (страховая часть - 52970,83 руб., накопительная часть - 19864,06 руб., ФФОМС - 16884,45 руб.).
По результатам камеральной проверки расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам 22.05.2013 г. был составлен акт № 00700130001366, на основании которого начальником Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре 04.07.2013 г. вынесено решение № 007 001 13 РК 0001907 о привлечении ООО "АНКОМ" за непредставление в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам к ответственности на основании части 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. (в редакции Федерального закона № 379-ФЗ от 03.12.2011 г.) в виде штрафа в сумме 4485 руб. 97 коп.
Не согласившись с решением Пенсионного фонда в г. Сыктывкаре, ООО "АНКОМ" обжаловало его в судебном порядке, указав на то, что при привлечении к ответственности территориальным органом Пенсионного фонда РФ не были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные обществом требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пунктам 1, 3 части 2 статьи 28 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; представлять в установленном порядке в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, установлен статьей 15 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г., в соответствии с которой в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
В течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.
Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж. Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Уплата страховых взносов осуществляется отдельными расчетными документами, направляемыми в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на соответствующие счета Федерального казначейства.
Плательщики страховых взносов ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Таким образом, расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в фонды обязательного медицинского страхования за 1 квартал 2013 года подлежал представлению в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в срок до 15.05.2013 г.
Непредставление плательщиком страховых взносов в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета в срок, установленный Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 г., расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам влечет привлечение к ответственности, установленной частью 1 статьи 46 указанного Федерального закона в виде штрафа в размере 5 процентов суммы страховых взносов, подлежащей уплате (доплате) на основе этого расчета, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (в редакции Федерального закона № 379-ФЗ от 03.12.2011 г.).
Исходя из буквального содержания указанной нормы, базой для начисления штрафа за несвоевременное представление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам является сумма страховых взносов, подлежащая фактической уплате (доплате), а не сумма, начисленная к уплате за отчетный период; сведения о сумме страховых взносов, подлежащей фактической уплате (доплате) отражаются в строке 150 раздела 1 расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Исполнение страхователем обязанности по уплате страховых взносов до истечения отчетного периода Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре не оспаривается.
В то же время, поскольку расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам был представлен ООО "АНКОМ" в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре с нарушением установленного срока, в его действиях имеется состав правонарушения, предусмотренного статьей 46 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г.
Кроме того, суд полагает, что при решении вопроса о размере штрафа территориальным органом Пенсионного фонда РФ не были учтены смягчающие ответственность обстоятельства на которые указывало Общество. В оспариваемом решении не указаны причины отклонения заявленных обществом смягчающих вину обстоятельств.
В силу пункта 4 части 6 статьи 39, части 4 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. при привлечении плательщика страховых взносов к ответственности органом контроля за уплатой страховых взносов или судом должны устанавливаться обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение правонарушения.
Перечень обстоятельств, который установлен частью 1 статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г., не является исчерпывающим; согласно пункту 4 части 1 указанной статьи судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность иные обстоятельства.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал (постановление № 11-П от 15.07.1999 г., определение № 244-О от 14.12.2000 г., постановления № 7-П от 27.04.2001 г., № 13-П от 30.07.2001 г., № 9-П от 14.07.2005 г.) на то, что меры ответственности должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, не нарушать принципы справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Указанные меры не должны превращаться из меры воздействия (в целях обеспечения фискальных интересов государства, финансовой, в том числе налоговой, дисциплины) в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права частной собственности.
Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. последствия установления судом или органом контроля за уплатой страховых взносов обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, прямо не установлены, однако, исходя из общих принципов законодательства, в том числе уголовного, административного и налогового, а также правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, установление таких обстоятельств является основанием для уменьшения размера санкции; при этом максимальный размер снижения штрафа за нарушения Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" законодателем не установлен.
На основании изложенного, суд полагает, что при определении меры ответственности ООО "АНКОМ" за допущенное правонарушение Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре Республики Коми не учло характер совершенного правонарушения, степень вины правонарушителя и иные существенные обстоятельства имеющие значение при применении размера штрафа, в связи с чем при привлечении плательщика страховых взносов к ответственности были нарушены принципы справедливости и соразмерности наказания, его индивидуализации.
Как указал заявитель, в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность, ответчиком могли быть учтены следующие обстоятельства: незначительность периода просрочки подачи отчетности за 1 квартал 2013 г.; совершение правонарушения впервые; несоразмерность санкций последствиям совершенного правонарушения; отсутствие умысла на совершение налогового правонарушения и отсутствие причиненного ущерба Пенсионному фонду.
Суд полагает, что указанные заявителем обстоятельства в совокупности свидетельствуют о наличии смягчающих ответственность обстоятельств и считает возможным снизить размер подлежащего взысканию штрафа до 1 000 руб. 00 коп. которые и подлежат уплате заявителем в бюджет.
Обстоятельства, отягчающие ответственность общества судом не установлены, а ответчиком доказательства наличия таких обстоятельств в оспариваемом решении не приведены.
Пункт 3 оспариваемого решения подлежит признанию в данной части недействительным, поскольку нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, так как вынесено в нарушение требований статьи 44 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г., без учета всех обстоятельств дела.
Существенные нарушения порядка привлечения страхователя к ответственности, установленного Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 г., обстоятельств, исключающих привлечение заявителя к ответственности за совершение правонарушения, и обстоятельств, исключающих вину Общества в совершении правонарушения, судом не установлены.
В то же время, доводы заявителя, о том что Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре РК не были учтены обстоятельства смягчающие ответственность, в связи с чем, решение подлежит признанию недействительным в полном объеме, судом не могут быть признаны обоснованными, поскольку данные обстоятельства не являются основанием для освобождения от ответственности или признания решения незаконным в полном объеме при установленном факте нарушения срока представления расчета.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной заявителем государственной пошлины в сумме 2 000 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью "АНКОМ" удовлетворить частично.
2. Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми № 007 001 13 РК 0001907 от 04.07.2013 в части привлечения к ответственности на основании части 1 статьи 46 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. в виде штрафа в сумме 3485 руб. 97 коп.
В остальной части заявленных требований отказать.
3. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми в пользу Общества с ограниченной ответственностью "АНКОМ" 2000 руб. судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.
4. Выдать исполнительный лист.
5. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья


------------------------------------------------------------------