Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 09.09.2013 по делу N 2-3259/13 <О признании недействующими пункта 5.12, пункта 3 приложения 3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче согласия на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, утвержденного Постановлением администрации МО городского округа "Ухта" от 29.05.2012 N 1129>
УХТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 2013 г. по делу № 2-3259/13
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе судьи Найдиной Г.В.,
при секретаре Ивановой А.А.,
с участием прокурора Карасевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухта 9 сентября 2013 г. дело
по заявлению прокурора г. Ухты о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче согласия на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, утвержденного постановлением администрации МОГО "Ухта" от 29.05.2012 № 1129,
установил:
Прокурор г. Ухты обратился в суд с заявлением к администрации МОГО "Ухта" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда следующих положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче согласия на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, утвержденного постановлением администрации МОГО "Ухта" от 29.05.2012 № 1129:
1) пункт 5.12 Административного регламента;
2) пункт 3 приложения 3 к Административному регламенту.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой города в порядке надзора проведена проверка постановления администрации МОГО "Ухта" от 29.05.2012 № 1129 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной услуги по выдаче согласия на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма" (далее по тексту - Постановление) на предмет его соответствия федеральному законодательству, а также его антикоррупционная экспертиза. В результате проверки установлено, что ряд положений Постановления противоречит действующему законодательству, содержит коррупциогенный фактор. Пунктом 5.12 Административного регламента установлено, что если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались мотивированные ответы, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, в связи с ранее направленными жалобами, должностное лицо, рассматривающее жалобу, вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган или одному и тому же должностному лицу. Что противоречит положениям ч. 7 ст. 11.2 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее по тексту - Закон № 210-ФЗ). Более того, пункт 5.12 Административного регламента содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом "д" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 - принятие нормативного правового акта (его части) за пределами компетенции, что может повлечь нарушение порядка досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих, злоупотребления, в том числе, путем принятии решений, которые не предусмотрены законом. Пунктом 3 приложения 3 к Административному регламенту в перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, включены копии документов, подтверждающих родственные отношения (свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи и др.), что не соответствует ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая регламентирует право на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма. Таким образом, пункт 5.12 Административного регламента, пункт 3 приложения 3 к Административному регламенту противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию судом недействующими.
В судебном заседании прокурора Карасева О.В. на требованиях настаивала, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.
Представитель администрации МОГО "Ухта" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, с учетом положений ч. 2 ст. 252 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МОГО "Ухта".
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации МОГО "Ухта" от 29.05.2012 № 1129 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче согласия на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма (далее также - Постановление). Данное Постановление опубликовано в информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город".
Частью 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" основными принципами противодействия коррупции являются законность, признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Согласно ст. 6 названного закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон № 210-ФЗ).
Согласно пункту 2 ст. 2 Закона № 210-ФЗ муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Предоставление муниципальных услуг осуществляется на основании административных регламентов.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (пункт 4 ст. 2 Закона № 210-ФЗ).
Пунктами 1 и 2 ст. 5 Закона № 210-ФЗ гарантированы права заявителей на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Названному праву заявителя корреспондирует установленная пунктом 1 части 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ обязанность органа, предоставляющего муниципальную услуги, предоставлять ее в соответствии с административными регламентами.
В целях соблюдения прав заявителей, соблюдения предусмотренного пунктом 4 ст. 4 Закона № 210-ФЗ принципа открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, административный регламент должен полно и достоверно отражать процедуру предоставления муниципальной услуги, соответствовать требованиям законодательства.
Постановлением администрации МОГО "Ухта" от 29.05.2012 № 1129 в рамках предоставленных полномочий утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче согласия на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма (далее - Административный регламент).
Раздел 5 Административного регламента регулирует досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих.
Пунктом 5.12 Административного регламента установлено, что если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались мотивированные ответы, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, в связи с ранее направленными жалобами, должностное лицо, рассматривающее жалобу, вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган или одному и тому же должностному лицу.
Правовое регулирование досудебного (внесудебного) порядка обжалования осуществляет Глава 2.1 Закона № 210-ФЗ.
Часть 7 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ императивно устанавливает виды решений, которые могут быть приняты по результатам рассмотрения жалобы (удовлетворение жалобы, отказ в удовлетворении жалобы). В связи с этим, в случае если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались мотивированные ответы, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, в связи с ранее направленными жалобами, должностное лицо, рассматривающее жалобу, вправе принять решение об отказе в удовлетворении жалобы.
Учитывая изложенное, пункт 5.12 Административного регламента противоречит Закону № 210-ФЗ.
Пункт 5.12 Административного регламента содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом "д" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Методика проведения антикоррупционной экспертизы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, - принятие нормативного правового акта (его части) за пределами компетенции, что может повлечь нарушение порядка досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих, злоупотребления, в том числе, путем принятии решений, которые не предусмотрены законом.
Согласно пункту 2.6 Административного регламента для оформления муниципальной услуги заявитель подает запрос (рекомендуемая форма приведена в Приложении 2 к Административному регламенту). К запросу прилагаются документы, указанные в Приложении 3 к Административному регламенту.
Пунктом 3 приложения 3 к Административному регламенту в перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, включены копии документов, подтверждающих родственные отношения (свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи и др.).
Пункт 3 приложения 3 к Административному регламенту не соответствует ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая регламентирует право на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма.
Из смысла частей 1 и 4 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что для получения согласия наймодателя на обмен жилыми помещениями наниматель жилого помещения должен представить следующие документы: согласие в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи; решение органов опеки и попечительства о даче согласия на обмен жилыми помещениями (в случае проживания в жилом помещении несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, являющихся членами семей нанимателей данных жилых помещений).
Ни закон, ни суть предоставляемой муниципальной услуги не предусматривают необходимость представления нанимателем копии документов, подтверждающих родственные отношения с кем-либо.
В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ орган, предоставляющий муниципальную услугу, не вправе требовать от заявителя представления документов, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Применение пункта 3 приложения 3 к Административному регламенту переводит пункт 2.6 Административного регламента в разряд норм, содержащих коррупциогенные факторы, поскольку обязанность предоставления заявителем документов, не предусмотренных законодательством, свидетельствует о завышенных требованиях к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, является для заявителя обременительным (подпункт "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы). При этом непредставление определенных пунктом 2.6 Административного регламента документов является основанием для отказа заявителю в приеме документов и предоставлении муниципальной услуги (пункты 2.7 и 2.8 Административного регламента). Следовательно, применение пункта 2.6 во взаимосвязи с пунктом 3 приложения 3 к Административному регламенту в редакции, не соответствующей федеральному законодательству, приведет к необоснованным (неправомерным) отказам в предоставлении муниципальной услуги, злоупотреблениях при принятии решений о предоставлении муниципальной услуги.
Таким образом, пункт 5.12 Административного регламента, пункт 3 приложения 3 к Административному регламенту противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении противоречащих федеральному законодательству норм, суд находит, что они подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Оспариваемый акт был опубликован в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город" и решение после вступления его в законную силу подлежит публикации в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора города Ухты удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда следующие положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче согласия на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, утвержденного постановлением администрации МОГО "Ухта" от 29.05.2012 № 1129:
1. пункт 5.12 Административного регламента;
2. пункт 3 приложения 3 к Административному регламенту.
Решение после вступления его в законную силу подлежит публикации в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления полного текста решения, то есть с 16.09.2013.
Судья
Г.В.НАЙДИНА
------------------------------------------------------------------
УХТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 9 сентября 2013 г. по делу № 2-3259/13
Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе судьи Найдиной Г.В.,
при секретаре Ивановой А.А.,
с участием прокурора Карасевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухта 9 сентября 2013 г. дело
по заявлению прокурора г. Ухты о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче согласия на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, утвержденного постановлением администрации МОГО "Ухта" от 29.05.2012 № 1129,
установил:
Прокурор г. Ухты обратился в суд с заявлением к администрации МОГО "Ухта" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда следующих положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче согласия на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, утвержденного постановлением администрации МОГО "Ухта" от 29.05.2012 № 1129:
1) пункт 5.12 Административного регламента;
2) пункт 3 приложения 3 к Административному регламенту.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой города в порядке надзора проведена проверка постановления администрации МОГО "Ухта" от 29.05.2012 № 1129 "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по предоставлению муниципальной услуги по выдаче согласия на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма" (далее по тексту - Постановление) на предмет его соответствия федеральному законодательству, а также его антикоррупционная экспертиза. В результате проверки установлено, что ряд положений Постановления противоречит действующему законодательству, содержит коррупциогенный фактор. Пунктом 5.12 Административного регламента установлено, что если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались мотивированные ответы, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, в связи с ранее направленными жалобами, должностное лицо, рассматривающее жалобу, вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган или одному и тому же должностному лицу. Что противоречит положениям ч. 7 ст. 11.2 ФЗ от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее по тексту - Закон № 210-ФЗ). Более того, пункт 5.12 Административного регламента содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом "д" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 - принятие нормативного правового акта (его части) за пределами компетенции, что может повлечь нарушение порядка досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих, злоупотребления, в том числе, путем принятии решений, которые не предусмотрены законом. Пунктом 3 приложения 3 к Административному регламенту в перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, включены копии документов, подтверждающих родственные отношения (свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи и др.), что не соответствует ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая регламентирует право на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма. Таким образом, пункт 5.12 Административного регламента, пункт 3 приложения 3 к Административному регламенту противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию судом недействующими.
В судебном заседании прокурора Карасева О.В. на требованиях настаивала, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.
Представитель администрации МОГО "Ухта" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, с учетом положений ч. 2 ст. 252 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МОГО "Ухта".
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации МОГО "Ухта" от 29.05.2012 № 1129 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче согласия на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма (далее также - Постановление). Данное Постановление опубликовано в информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город".
Частью 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" основными принципами противодействия коррупции являются законность, признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритетное применение мер по предупреждению коррупции. Согласно ст. 6 названного закона одной из мер по профилактике коррупции является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, регулирует Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее - Закон № 210-ФЗ).
Согласно пункту 2 ст. 2 Закона № 210-ФЗ муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
Предоставление муниципальных услуг осуществляется на основании административных регламентов.
Административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги (пункт 4 ст. 2 Закона № 210-ФЗ).
Пунктами 1 и 2 ст. 5 Закона № 210-ФЗ гарантированы права заявителей на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Названному праву заявителя корреспондирует установленная пунктом 1 части 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ обязанность органа, предоставляющего муниципальную услуги, предоставлять ее в соответствии с административными регламентами.
В целях соблюдения прав заявителей, соблюдения предусмотренного пунктом 4 ст. 4 Закона № 210-ФЗ принципа открытости деятельности органов, предоставляющих муниципальные услуги, административный регламент должен полно и достоверно отражать процедуру предоставления муниципальной услуги, соответствовать требованиям законодательства.
Постановлением администрации МОГО "Ухта" от 29.05.2012 № 1129 в рамках предоставленных полномочий утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче согласия на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма (далее - Административный регламент).
Раздел 5 Административного регламента регулирует досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих.
Пунктом 5.12 Административного регламента установлено, что если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались мотивированные ответы, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, в связи с ранее направленными жалобами, должностное лицо, рассматривающее жалобу, вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган или одному и тому же должностному лицу.
Правовое регулирование досудебного (внесудебного) порядка обжалования осуществляет Глава 2.1 Закона № 210-ФЗ.
Часть 7 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ императивно устанавливает виды решений, которые могут быть приняты по результатам рассмотрения жалобы (удовлетворение жалобы, отказ в удовлетворении жалобы). В связи с этим, в случае если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались мотивированные ответы, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, в связи с ранее направленными жалобами, должностное лицо, рассматривающее жалобу, вправе принять решение об отказе в удовлетворении жалобы.
Учитывая изложенное, пункт 5.12 Административного регламента противоречит Закону № 210-ФЗ.
Пункт 5.12 Административного регламента содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом "д" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Методика проведения антикоррупционной экспертизы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96, - принятие нормативного правового акта (его части) за пределами компетенции, что может повлечь нарушение порядка досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих, злоупотребления, в том числе, путем принятии решений, которые не предусмотрены законом.
Согласно пункту 2.6 Административного регламента для оформления муниципальной услуги заявитель подает запрос (рекомендуемая форма приведена в Приложении 2 к Административному регламенту). К запросу прилагаются документы, указанные в Приложении 3 к Административному регламенту.
Пунктом 3 приложения 3 к Административному регламенту в перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, включены копии документов, подтверждающих родственные отношения (свидетельство о заключении брака, судебное решение о признании членом семьи и др.).
Пункт 3 приложения 3 к Административному регламенту не соответствует ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая регламентирует право на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договору социального найма.
Из смысла частей 1 и 4 ст. 72 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что для получения согласия наймодателя на обмен жилыми помещениями наниматель жилого помещения должен представить следующие документы: согласие в письменной форме проживающих совместно с ним членов его семьи, в том числе временно отсутствующих членов его семьи; решение органов опеки и попечительства о даче согласия на обмен жилыми помещениями (в случае проживания в жилом помещении несовершеннолетних, недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, являющихся членами семей нанимателей данных жилых помещений).
Ни закон, ни суть предоставляемой муниципальной услуги не предусматривают необходимость представления нанимателем копии документов, подтверждающих родственные отношения с кем-либо.
В соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ орган, предоставляющий муниципальную услугу, не вправе требовать от заявителя представления документов, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Применение пункта 3 приложения 3 к Административному регламенту переводит пункт 2.6 Административного регламента в разряд норм, содержащих коррупциогенные факторы, поскольку обязанность предоставления заявителем документов, не предусмотренных законодательством, свидетельствует о завышенных требованиях к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, является для заявителя обременительным (подпункт "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы). При этом непредставление определенных пунктом 2.6 Административного регламента документов является основанием для отказа заявителю в приеме документов и предоставлении муниципальной услуги (пункты 2.7 и 2.8 Административного регламента). Следовательно, применение пункта 2.6 во взаимосвязи с пунктом 3 приложения 3 к Административному регламенту в редакции, не соответствующей федеральному законодательству, приведет к необоснованным (неправомерным) отказам в предоставлении муниципальной услуги, злоупотреблениях при принятии решений о предоставлении муниципальной услуги.
Таким образом, пункт 5.12 Административного регламента, пункт 3 приложения 3 к Административному регламенту противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию недействующими.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении противоречащих федеральному законодательству норм, суд находит, что они подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Оспариваемый акт был опубликован в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город" и решение после вступления его в законную силу подлежит публикации в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Требования прокурора города Ухты удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления в законную силу решения суда следующие положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче согласия на обмен жилыми помещениями, предоставленными по договорам социального найма, утвержденного постановлением администрации МОГО "Ухта" от 29.05.2012 № 1129:
1. пункт 5.12 Административного регламента;
2. пункт 3 приложения 3 к Административному регламенту.
Решение после вступления его в законную силу подлежит публикации в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления полного текста решения, то есть с 16.09.2013.
Судья
Г.В.НАЙДИНА
------------------------------------------------------------------