Решение Арбитражного суда Республики Коми от 18.09.2013 по делу N А29-4860/2013 <Требование о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование удовлетворено, поскольку ответчиком в нарушение порядка проведения зачетов решения о зачете не принимались, существующая переплата у общества, подлежащая зачету в счет оплаты недоимки по страховым взносам и пеней, при принятии решения не учитывалась>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. по делу № А29-4860/2013

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 17 сентября 2013 года, полный текст решения изготовлен 18 сентября 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Сыктывкарский хлебокомбинат" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
о признании недействительным решения № 57 от 26.06.2013 г.
при участии:
от заявителя: В.Т. по доверенности № 32-12 от 06.08.2012, О.Е. по доверенности № 35-13 от 08.08.2013,
от ответчика: Т.М. по доверенности № 27 от 29.04.2013, после перерыва: К.О. по доверенности № 34 от 16.09.2013, О.И. по доверенности № 36 от 16.09.2013,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Сыктывкарский хлебокомбинат" (далее - заявитель, общество) обратилось с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сыктывкаре Республики Коми (далее - ответчик, Управление) "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" № 57 от 26.06.2013 г.
В обоснование заявленных требований общество указало, что в силу универсального правопреемства при реорганизации юридического лица в форме преобразования является правопреемником ОАО "Сыктывкархлеб" по всем правам и обязательствам в отношении всех кредиторов и должников, включая обязательства по уплате обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Трудовые договоры с работниками ОАО "Сыктывкархлеб" (преобразованного в ООО "Сыктывкархлеб") не расторгались, и были продолжены на прежних условиях. Поскольку трудовые отношения между работниками реорганизованного предприятия и его правопреемником продолжены, правопреемник вправе при расчете базы для уплаты страховых взносов учесть выплаты, начисленные с начала года реорганизованной организацией. Таким образом, считает, что правомерно исчислило страховые взносы с выплат заработной платы работников, превышающих 512 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. Также указывает, что ответчиком по результатам проверки не учтена переплата, имеющаяся на момент принятия решения.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, подробно основания изложены в представленном отзыве.
В судебном заседании 12.09.2012 объявлялся перерыв до 09 час. 00 мин. 17.09.2013.
Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Управлением проведена выездная проверка заявителя по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.08.2012 по 31.12.2012.
По результатам проверки 27.05.2013 составлен акт № 6, на основании которого ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Сыктывкаре Республики Коми вынесено решение № 57 от 26.06.2013 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах:
- на основании части 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ) за занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в виде штрафа в размере 145 976 руб. 61 коп.;
Кроме того, страхователю начислены пени по состоянию на 27.05.2013 в размере 37 813 руб. 78 коп., а также предложено уплатить 729 882 руб. 97 коп. недоимки по страховым взносам.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.
Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ объектом налогообложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемых плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также иных перечисленных в настоящей статье договоров.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам определены статьей 9 Федерального закона № 212-ФЗ.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 326 от 29.11.2010 "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (вступил в силу с 01.01.2011) организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию.
Поскольку Общество производило выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, работающим по трудовым договорам, в силу вышеуказанных норм указанная организация являлась страхователем по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
В соответствии с частью 3 и 4 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов определяют базу для начисления страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода по истечении каждого календарного месяца нарастающим итогом.
Для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, база для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 000 руб. нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, превышающих 415 000 рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода, страховые взносы не взимаются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Установленная частью 4 настоящей статьи предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации с учетом роста средней заработной платы в Российской Федерации. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.11.2011 № 974 размер предельной величины базы для начисления страховых взносов с 01.01.2012 установлен в размере 512 000 руб.
Судом установлено, и сторонами не оспаривается, что ООО "Сыктывкарский хлебокомбинат" зарегистрировано в качестве юридического лица 01.08.2012 в результате реорганизации путем преобразования ОАО "Сыктывкарский хлебокомбинат" и является его правопреемником.
Как ранее указывалось, при исчислении страховых взносов за 2012 год база для начисления страховых взносов определена ООО "Сыктывкарский хлебокомбинат" нарастающим итогом с начала расчетного периода (2012 года) с учетом выплат, произведенных физическим лицам ОАО "Сыктывкарский хлебокомбинат".
Сделав вывод о том, что ООО "Сыктывкарский хлебокомбинат" неправомерно включало в базу по страховым взносам суммы, выплаченные физическим лицам ликвидированной организацией, ответчик произвел перерасчет страховых взносов с учетом выплат, произведенных обществом начиная со 01.08.2012, то есть после реорганизации юридического лиц и установил, что суммы превышающие предельную величину базы для начисления страховых взносов за 2012 год составили 4 962 707 руб. 14 коп..
В то же время в соответствии с ч. 1, 3 статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.
Если организация была создана после начала календарного года, первым расчетным периодом для нее является период со дня создания до окончания данного календарного года.
Частью 16 статьи 15 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что в случае реорганизации плательщика страховых взносов - организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.
Пунктом 5 статьи 58 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
Статьей 75 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации.
Таким образом, при реорганизации предприятия в форме преобразования без увольнения работников, расчетный период определяется с учетом работы у прежнего работодателя.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что облагаемая база плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Для определения облагаемой базы по страховым взносам решающее значение имеет характер трудовых отношений. Выплаты и вознаграждения, являющиеся объектом обложения страховыми взносами, представляют собой оплату труда, которая является существенным условием трудового договора.
Следовательно, выплаты, осуществляемые на основании трудовых договоров, заключенных с работниками до реорганизации, не могут не учитываться при определении базы по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование реорганизованной организации.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 8 Федерального закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов определяется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода, которым признается календарный год.
При этом Федеральным законом № 212-ФЗ не установлен иной порядок определения базы для начисления страховых взносов в случае реорганизации плательщика страховых взносов - юридического лица.
В рассматриваемом случае трудовые договоры с работниками реорганизованного юридического лица не расторгались и продолжают действовать, данное обстоятельство сторонами не оспаривается, а доказательств обратного ответчиком не представлено.
Таким образом, плательщик страховых взносов в рассматриваемом периоде правомерно учитывал в облагаемой базе по страховым взносам выплаты и вознаграждения начисленные в нарастающим итогом с начала расчетного периода 2012 года в пользу работников Общества.
Данные выводы также соответствуют позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении № 13584/07 от 01.04.2008 применительно к порядку исчисления единого социального налога при применении регрессивной шкалы ставок налога, которая, по мнению суда, подлежит применению в рассматриваемом случае ввиду того, что нормы законодательства о налогах и сборах имеют схожий характер с нормами, регулируемые Федеральным законом № 212-ФЗ.
Судом признается несостоятельной ссылка Пенсионного фонда на письмо Минздравсоцразвития РФ от 28.05.2010 № 1375-19, поскольку указанное письмо не обладает признаками нормативного документа, так как сведения о государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации данного документа, отсутствуют, а поэтому не может применяться при рассмотрении настоящего спора.
Доводы заявителя о том, что ответчиком неправомерно при принятии оспариваемого решения не была учтена переплата имеющаяся у общества на дату принятия решения, что привело к неправомерному начислению страховых взносов, пени и штрафов судом признаются обоснованными по следующим основаниям.
Так материалами дела, в том числе платежными документами представленными заявителем, расчетами и пояснениями ответчика, подтверждается, что у Общества по состоянию на 27.05.2013, то есть до момента принятия решения, имелась переплата по страховым взносам в размере, превышающем сумму доначислений. С учетом переплаты сумма недоимки по результатам проверки должна составить: - 5 003 руб. 98 коп. недоимка по накопительной части, - 6 953 руб. 69 коп. пени по накопительной части, 3 377 руб. 85 коп. пени по ФФОМС.
Исходя из положений частей 1, 2, 8, 9, 21 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по страховым взносам, погашения задолженности по пеням и штрафам за правонарушения, предусмотренные настоящим Законом, либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля за уплатой страховых взносов по месту учета плательщика страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящим Законом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено статьей 26 Федерального закона № 212-ФЗ.
Зачет суммы излишне уплаченных страховых взносов в счет погашения задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Законом, производится органами контроля за уплатой страховых взносов самостоятельно.
Решение о зачете суммы излишне уплаченных страховых взносов принимается органом контроля за уплатой страховых взносов в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты страховых взносов, или со дня подписания органом контроля за уплатой страховых взносов и плательщиком страховых взносов акта совместной сверки уплаченных им страховых взносов, если такая совместная сверка проводилась, или со дня вступления в силу решения суда.
Не допускается зачет излишне уплаченных страховых взносов в бюджет одного государственного внебюджетного фонда в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов, погашения недоимки по страховым взносам, задолженности по пеням и штрафам в бюджет другого государственного внебюджетного фонда.
В рассматриваемом случае ответчиком в нарушение вышеприведенного порядка проведения зачетов (возвратов) решения о зачете не принимались, существующая переплата при принятии решения не учитывалась (в оспариваемом решении факт переплаты не отражен).
Поскольку по состоянию на 26.06.2013 у Общества имелась переплата, она подлежала зачету в счет оплаты недоимки по страховым взносам и пеней, а также должна быть учтена при применении мер ответственности (штраф следует исчислять от фактической суммы подлежащей к уплате по результатам проверки с учетом переплаты за проверенный период и имеющейся на день принятия решения) в соответствии с положениями статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ.
На основании изложенного, решение № 57 от 26.06.2013 г. вынесено с нарушением норм действующего законодательства и подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной заявителем государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 171, 201, 176, 180 - 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Сыктывкарский хлебокомбинат" удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми "О привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах" № 57 от 26.06.2013.
3. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Сыктывкарский хлебокомбинат" 2 000 руб. судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.
4. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья


------------------------------------------------------------------