Решение Совета МО муниципального района "Вуктыл" от 30.09.2013 N 176 "Об утверждении Положения о правотворческой инициативе граждан"



СОВЕТ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ВУКТЫЛ"

РЕШЕНИЕ
от 30 сентября 2013 г. № 176

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ
ИНИЦИАТИВЕ ГРАЖДАН

Руководствуясь статьей 26 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 10 Устава муниципального образования муниципального района "Вуктыл", Совет муниципального района "Вуктыл" решил:
1. Утвердить Положение о правотворческой инициативе граждан, согласно приложению.
2. Настоящее решение вступает в силу со дня официального опубликования (обнародования).

Глава муниципального района
"Вуктыл" -
председатель Совета района
Д.ИВАНЕНКО





Утверждено
решением
Совета муниципального района
"Вуктыл"
от 30 сентября 2013 г. № 176
(приложение)

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПРАВОТВОРЧЕСКОЙ ИНИЦИАТИВЕ ГРАЖДАН

Настоящее Положение разработано в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 10 Устава муниципального образования муниципального района "Вуктыл" и регулирует порядок реализации правотворческой инициативы граждан, принятия к рассмотрению органами местного самоуправления проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, внесенных гражданами, проживающими на территории муниципального образования муниципального района "Вуктыл" (далее по тексту - МР "Вуктыл").

1. Общие положения

1.1. Правотворческая инициатива граждан является формой непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления.
1.2. Под правотворческой инициативой в настоящем Положении понимается право граждан, проживающих на территории МР "Вуктыл" и обладающих избирательным правом, вносить проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления МР "Вуктыл", к компетенции которых относится принятие соответствующего акта.
1.3. Предметом правотворческой инициативы граждан могут быть:
- проект Устава МР "Вуктыл";
- проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав МР "Вуктыл";
- проекты решений Совета МР "Вуктыл";
- проекты правовых актов администрации МР "Вуктыл";
- проекты других муниципальных правовых актов.
1.4. В порядке правотворческой инициативы не могут вноситься на рассмотрение следующие проекты муниципальных правовых актов:
1) о досрочном прекращении по любым основаниям или продлении срока полномочий органов местного самоуправления МР "Вуктыл", приостановлении осуществления ими своих полномочий, а также о проведении досрочных выборов в органы местного самоуправления МР "Вуктыл";
2) о персональном составе органов местного самоуправления МР "Вуктыл";
3) об избрании депутатов и должностных лиц местного самоуправления, утверждении, назначении на должность или освобождении от должности указанных должностных лиц местного самоуправления;
4) о принятии или изменении бюджета МР "Вуктыл".

2. Порядок формирования инициативной группы
по реализации правотворческой инициативы

2.1. В целях реализации правотворческой инициативы граждан создается инициативная группа. Формирование инициативной группы граждан по внесению муниципальных правовых актов МР "Вуктыл" в порядке реализации правотворческой инициативы граждан осуществляется на основе волеизъявления граждан на собраниях по месту жительства и работы, на сходах граждан, а также общественными объединениями граждан. Члены инициативной группы могут избрать из своего состава председателя и секретаря.
2.2. Численность инициативной группы граждан должна составлять не менее 50 (пятидесяти) человек. Членами инициативной группы граждан могут быть дееспособные граждане Российской Федерации, проживающие на территории МР "Вуктыл", достигшие 18-летнего возраста. Иностранные граждане, проживающие в МР "Вуктыл", обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
2.3. Инициативная группа граждан считается созданной с момента принятия решения о ее создании.
Инициативная группа граждан открытым голосованием простым большинством голосов избирает из своего состава не более двух уполномоченных представителей для взаимодействия с органами местного самоуправления, подготовки документов для внесения проекта муниципального правового акта в органы местного самоуправления и участия в обсуждении и рассмотрении проекта правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы.
Создание инициативной группы и избрание уполномоченных представителей инициативной группы оформляется протоколом по установленной форме (приложение 1 к Положению).
2.4. Инициативная группа вправе осуществлять сбор подписей в поддержку правотворческой инициативы с момента своего создания.
Подписи в поддержку правотворческой инициативы собираются посредством внесения их в подписные листы, содержащие формулировку проекта правового акта, выносимого на рассмотрение орган местного самоуправления МР "Вуктыл".
2.5. Форма подписного листа утверждается избирательной комиссией. Гражданин, поддерживающий правотворческую инициативу, собственноручно ставит подпись в подписном листе, указывает фамилию, имя, отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию и номер паспорта, а также дату внесения подписи. Подписной лист заверяется лицом, собиравшим подписи, а также уполномоченным инициативной группы.
Лицо, собирающее подписи, должно представить текст указанного проекта правового акта по требованию лиц, ставящих свои подписи в подписные листы.
После окончания сбора подписей инициативная группа подсчитывает их общее число и составляет итоговый протокол. Пронумерованные и сброшюрованные подписные листы и экземпляр итогового протокола передаются в избирательную комиссию муниципального образования, которая проводит проверку подписей и осуществляет регистрацию правотворческой инициативы.
2.6. Избирательная комиссия вправе признать несоответствующей процедуру внесения правотворческой инициативы в случаях:
1) выявления данных о применении принуждения при сборе подписей;
2) отсутствия достаточного количества подписей.
Решение избирательной комиссии о подтверждении или неподтверждении законности выдвижения правотворческой инициативы оформляется постановлением. Решение избирательной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке. Избирательная комиссия передает документы органам и должностным лицам местного самоуправления, в компетенции которых находится рассмотрение вопроса, вносимого в порядке правотворческой инициативы.
2.7. Расходы, связанные с реализацией правотворческой инициативы, несет инициативная группа.

3. Внесение проекта муниципального правового акта
в порядке реализации правотворческой инициативы

3.1. Инициативная группа граждан вносит в соответствующий орган местного самоуправления следующие документы:
1) проект муниципального правового акта;
2) протокол собрания о создании инициативной группы по выдвижению правотворческой инициативы граждан (приложение 1 к Положению) с приложением списка членов инициативной группы (приложение 2 к Положению);
3) сопроводительное письмо о внесении в орган местного самоуправления проекта муниципального правового акта в порядке правотворческой инициативы граждан, содержащее наименование проекта муниципального правового акта, за подписью уполномоченного представителя инициативной группы. В сопроводительном письме должно быть указано лицо, уполномоченное представлять указанный проект при его рассмотрении в органе местного самоуправления;
4) пояснительную записку, которая должна содержать в себе обоснование необходимости принятия решения, его целей, основных положений, а также прогноза социально-экономических и иных последствий его принятия.
Пояснительная записка подписывается уполномоченным представителем инициативной группы;
5) текст проекта решения на бумажном и магнитном носителях;
6) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения проекта, реализация которого потребует дополнительных материальных и иных затрат);
7) перечень законов и иных нормативных правовых актов, на основании которых подготовлен проект решения;
8) согласование или заключение руководителя администрации МР "Вуктыл", других заинтересованных лиц;
9) заключение Контрольно-счетной палаты МР "Вуктыл" в случае, если проект решения касается расходных обязательств муниципального образования МР "Вуктыл", а также о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты. Проекты данных решений с материалами, предоставляются лицом, вносящим вопрос, в Контрольно-счетную палату муниципального образования МР "Вуктыл" с сопроводительным письмом для проведения финансово-экономической экспертизы и подготовки заключения. Заключение Контрольно-счетной палаты муниципального образования МР "Вуктыл" предоставляется в семидневный срок со дня получения проекта решения.
3.2. Органы местного самоуправления, к компетенции которых относится принятие соответствующего муниципального правового акта, в течение десяти дней обеспечивает проверку представленных документов.
3.3. В случае получения из Избирательной комиссии данных о применении принуждения при сборе подписей, а также обнаружения фактов фальсификации в подписных листах (более чем 5% от проверяемых подписей) органы местного самоуправления МР "Вуктыл" вправе не рассматривать правотворческую инициативу.
Представители инициативной группы вправе обжаловать в установленном законодательством порядке результаты проверки собранных в поддержку правотворческой инициативы подписей.
3.4. Орган местного самоуправления, к компетенции которого относится принятие соответствующего муниципального правового акта, вправе отказать инициативной группе в рассмотрении проекта муниципального правового акта МР "Вуктыл", внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, также в следующих случаях:
1) число членов инициативной группы не соответствует требованиям, установленным статьей 10 Устава МР "Вуктыл", пунктом 2.2 настоящего Положения;
2) представленные документы не соответствуют требованиям, установленным пунктом 3.1 настоящего Положения.
О возврате документов, внесенных в поддержку правотворческой инициативы граждан, инициативная группа уведомляется письменно. Уведомление должно содержать основания для возврата.
3.5. В случае отказа в рассмотрении соответствующего проекта муниципального правового акта уполномоченному представителю инициативной группы выдается письменный мотивированный ответ, который может быть обжалован в суде.
3.6. Отказ в рассмотрении соответствующего проекта муниципального правового акта не является препятствием для повторной подачи документов в порядке реализации правотворческой инициативы при условии устранения инициативной группой нарушений, являющихся основанием для отказа в принятии документов.
3.7. До рассмотрения проекта муниципального правового акта органом местного самоуправления инициативная группа граждан имеет право официально отозвать проект муниципального правового акта путем подачи заявления уполномоченного представителя инициативной группы граждан об отзыве проекта правового акта.

4. Требования к форме и содержанию проекта
муниципального правового акта

4.1. Структура проекта муниципального правового акта внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан:
а) наименование муниципального правового акта;
б) преамбула (введение) - самостоятельная часть проекта, которая определяет цели и задачи муниципального правового акта, нормативные предписания;
в) указание на орган, принимающий нормативный правовой акт, и дата принятия;
г) текст проекта муниципального правового акта, который делится на структурные единицы (главы или разделы, статьи, пункты).
Преамбула предваряет текст закона и не содержит самостоятельные нормативные предписания. Преамбула закона: не делится на статьи; как правило, не содержит ссылки на иные правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием муниципального правового акта; не формулирует предмет регулирования закона; не содержит легальные дефиниции; не нумеруется.
Глава, раздел проекта муниципального правового акта имеет свое наименование и состоит из пунктов.
Пункты проекта акта имеют порядковый номер, могут подразделяться на подпункты.
Части, пункты, подпункты, абзацы имеют конкретное правовое описание и представляют собой законченную мысль.
Текст проекта муниципального правового акта должен быть логичным, язык - точным, кратким и ясным для всеобщего понимания, исключающим двойное толкование содержания норм.
4.2. Проекты муниципальных правовых актов о внесении изменений или о признании утратившими силу ранее принятых муниципальных правовых актов имеют особую структуру: не имеют деления на главы, разделы, статьи; состоят из наименования, преамбулы и пунктов.
Вносимые в правовой акт изменения должны излагаться последовательно (постатейно) с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения.
Проекты муниципальных правовых актов, содержащие нормы о признании утратившими силу других актов, обязательно должны иметь соответствующее указание на это в своем названии.
Правовые акты в перечне актов, признаваемых утратившими силу, располагаются в хронологическом порядке (по дате их подписания) отдельными позициями. В пределах одной и той же даты подписания законодательные акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке.

5. Рассмотрение правотворческой инициативы
в органах местного самоуправления

5.1. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, подлежит обязательному рассмотрению органом местного самоуправления или должностным лицом местного самоуправления МР "Вуктыл", к компетенции которого относится принятие соответствующего акта, в течение трех месяцев со дня его внесения.
5.2. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке правотворческой инициативы граждан, принимается в порядке, установленном для принятия муниципальных правовых актов соответствующим органом местного самоуправления.
5.3. Представителям инициативной группы граждан должна быть обеспечена возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
Совет МР "Вуктыл" или администрация МР "Вуктыл" не позднее чем за 10 (десять) дней до даты рассмотрения проекта муниципального правового акта в письменной форме уведомляет инициативную группу граждан о месте, дате и времени рассмотрения внесенного ими проекта муниципального правового акта и обеспечивает уполномоченным представителям инициативной группы возможность изложения своей позиции при рассмотрении указанного проекта.
5.4. Правотворческая инициатива граждан, внесенная в Совет МР "Вуктыл", подлежит обязательному рассмотрению в соответствии с Регламентом Совета МР "Вуктыл".
Субъекты права правотворческой инициативы, внесшие в Совет МР "Вуктыл" проекты решений Совета МР "Вуктыл", извещаются о сроках рассмотрения представленных проектов на заседании постоянных депутатских комиссий и заседании Совета МР "Вуктыл". Субъект права правотворческой инициативы, либо назначаемый им представитель в качестве докладчика, представляет на заседании комитета Совета МР "Вуктыл" проект решения Совета МР "Вуктыл".
Для обсуждения вопросов, включенных в повестку дня заседания Совета МР "Вуктыл", на заседание приглашаются заинтересованные лица.
5.5. Проект муниципального правового акта, внесенный в порядке правотворческой инициативы граждан в администрацию МР "Вуктыл", подлежит обязательному рассмотрению должностным лицом, к компетенции которого относится принятие соответствующего акта. Рассмотрение проекта осуществляется на личном приеме уполномоченного представителя инициативной группы руководителем администрации МР "Вуктыл" или уполномоченным им лицом.
5.6. Орган местного самоуправления МР "Вуктыл", которому поступил проект муниципального правового акта, внесенный в порядке правотворческой инициативы граждан, направляет указанный проект с приложением всех документов, в соответствии с которыми он подготовлен в юридический отдел Управления делами администрации МР "Вуктыл" для проведения антикоррупционной и правовой экспертизы.
В случае несогласия с заключением юридического отдела Управления делами администрации МР "Вуктыл" о наличии в проекте нормативного правового акта коррупционных факторов или несоответствия проекта нормативного правового акта законодательству Российской Федерации, Республики Коми, Уставу МР "Вуктыл", муниципальным правовым актам МР "Вуктыл", инициаторы принятия нормативного правового акта оформляют таблицу разногласий по заключению и направляют проект нормативного правового акта с таблицей разногласий в прокуратуру города Вуктыла для урегулирования разногласий по заключению.
5.7. По результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта МР "Вуктыл", внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, принимается одно из следующих решений:
1) о принятии муниципального правового акта в представленном виде;
2) о принятии муниципального правового акта с изменениями, если эти изменения существенно не меняют представленный проект;
3) вынесение проекта муниципального правового акта на местный референдум;
4) об отклонении проекта муниципального правового акта.
5.8. Решение по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта МР "Вуктыл", внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть мотивированным и в случае отклонения соответствующего проекта муниципального правового акта должно содержать основания для отклонения.
Основаниями для отклонения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, являются следующие основания:
1) если принятие предложенного проекта муниципального правового акта выходит за пределы компетенции соответствующего органа местного самоуправления либо содержит правовое регулирование отношений, не относящихся к вопросам местного значения;
2) если предложенный проект муниципального правового акта противоречит законодательству Российской Федерации, Республики Коми, Уставу МР "Вуктыл", муниципальным правовым актам МР "Вуктыл";
3) если муниципальный правовой акт МР "Вуктыл", регулирующий тождественные правоотношения, принят и введен в действие ранее;
4) если содержание предложенного проекта муниципального правового акта противоречит пункту 1.4 настоящего Положения.
5.9. Мотивированное решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, в письменной форме доводится до сведения внесшей его инициативной группы граждан не позднее 10 дней после его принятия.
Решение, принятое по результатам рассмотрения проекта муниципального правового акта, внесенного в порядке реализации правотворческой инициативы граждан, должно быть официально опубликовано (обнародовано) в средствах массовой информации либо на официальном сайте администрации МР "Вуктыл" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".





Приложение 1
к Положению
о порядке реализации
правотворческой инициативы
граждан в муниципальном
образовании МР "Вуктыл"

ПРОТОКОЛ
собрания граждан о создании инициативной группы
по выдвижению правотворческой инициативы граждан
___________________________________________________________________________
(формулировка инициативы)

___________________________ _________________________
(место проведения собрания) (дата проведения)

Присутствовало: ______ чел.

Повестка дня:
1. О создании инициативной группы по выдвижению правотворческой
инициативы граждан:
___________________________________________________________________________
(формулировка инициативы)
2. Об избрании ответственного лица инициативной группы по выдвижению
правотворческой инициативы граждан
___________________________________________________________________________
(формулировка инициативы)
1. Слушали:
Предложение ___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
о создании инициативной группы по выдвижению правотворческой инициативы
граждан:
___________________________________________________________________________
(формулировка инициативы)
в количестве ______ чел.
Решили:
Утвердить членами инициативной группы по выдвижению правотворческой
инициативы граждан (список и сведения о членах инициативной группы по
выдвижению правотворческой инициативы граждан прилагаются).
Голосовали:
"За" - ___________, "Против" - ___________, "Воздержались" - __________
(прописью) (прописью) (прописью)
2. Слушали:
Предложение ___________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
об избрании _______________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
уполномоченными представителями инициативной группы по выдвижению
правотворческой инициативы граждан
___________________________________________________________________________
(формулировка инициативы)
Решили:
2.1. Избрать __________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
уполномоченными представителями инициативной группы по выдвижению
правотворческой инициативы граждан
___________________________________________________________________________
(формулировка инициативы)
2.2. Поручить уполномоченному представителю инициативной группы _______
___________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество)
представить в орган местного самоуправления (Совет МР "Вуктыл" или
администрацию МР "Вуктыл") протокол собрания о создании инициативной группы
по выдвижению правотворческой инициативы граждан и необходимые документы
для осуществления правотворческой инициативы граждан
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
(формулировка инициативы)
Голосовали:
"За" - ___________, "Против" - ___________, "Воздержались" - __________
(прописью) (прописью) (прописью)

Председатель собрания ___________ _____________________
(подпись) (фамилия, инициалы)

___________________________________________________________________________
(Паспортные данные: серия, номер, кем, когда выдан. Адрес места жительства
по паспорту, контактный телефон)

Секретарь собрания ___________ _____________________
(подпись) (фамилия, инициалы)

___________________________________________________________________________
(Паспортные данные: серия, номер, кем, когда выдан. Адрес места жительства
по паспорту, контактный телефон)





Приложение 2
к Положению
о порядке реализации
правотворческой инициативы
граждан в муниципальном
образовании МР "Вуктыл"

Список инициативной группы
по выдвижению правотворческой инициативы граждан
________________________________________________________________
(формулировка инициативы)


№ Фамилия, Год рождения Адрес места Серия, номер Контактный Подпись
п/п имя, (в возрасте 18 жительства, паспорта или телефон
отчество лет - число и указанный в заменяющего
месяц паспорте его документа,
рождения) кем, когда
выдан






Председатель собрания _____________ _______________________
(подпись) (фамилия, инициалы)

Секретарь собрания _____________ ________________________
(подпись) (фамилия, инициалы)


------------------------------------------------------------------