Приказ Администрации Главы РК и Правительства РК от 27.12.2013 N 81-р "Об утверждении Методики по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Коми, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности, для органов исполнительной власти Республики Коми"



АДМИНИСТРАЦИЯ ГЛАВЫ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
И ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ПРИКАЗ
от 27 декабря 2013 г. № 81-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ
РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ
АКТОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И (ИЛИ) ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ,
ДЛЯ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В соответствии с постановлением Правительства Республики Коми от 1 ноября 2013 г. № 420 "Об оценке регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Коми, экспертизе нормативных правовых актов Республики Коми, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, и внесении в связи с этим изменений в некоторые постановления Правительства Республики Коми" приказываю:
1. Утвердить Методику по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Коми, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, для органов исполнительной власти Республики Коми согласно приложению.
2. Настоящий приказ довести до сведения органов исполнительной власти Республики Коми.
3. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2014 года.

Руководитель Администрации
Главы Республики Коми и
Правительства Республики Коми
Л.ОПАРИНА





Утверждена
Приказом
Администрации Главы Республики Коми
и Правительства Республики Коми
от 27 декабря 2013 г. 81-р
(приложение)

МЕТОДИКА
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОЦЕНКИ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПРОЕКТОВ
НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, ЗАТРАГИВАЮЩИХ
ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
И (ИЛИ) ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ДЛЯ ОРГАНОВ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

I. Общие положения

1. Настоящая Методика по проведению оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Коми, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, для органов исполнительной власти Республики Коми (далее - Методика) разработана в соответствии с Порядком проведения оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Республики Коми, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 1 ноября 2013 г. № 420 (приложение № 1) (далее - Порядок), в целях методического обеспечения органов исполнительной власти Республики Коми (далее - разработчик) при проведении оценки регулирующего воздействия (далее - ОРВ) проектов нормативных правовых актов Республики Коми, затрагивающих вопросы осуществления предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности (далее - проектов актов).
Методика содержит рекомендуемый порядок действий при разработке проекта акта, формировании сводного отчета.
2. Процедура ОРВ проектов актов осуществляется в целях обоснованного выбора способа правового регулирования отношений в области предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности и заключается в анализе проблем и целей государственного регулирования по указанным вопросам, выявлении и оценке альтернативных вариантов решения проблем, а также определении связанных с ними выгод и издержек субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, оценке соответствующих расходов (возможных поступлений) республиканского бюджета Республики Коми.
Методология проведения ОРВ проектов актов и порядок представления полученных результатов должны обеспечивать предоставление объективной информации о существующей проблеме и возможных способах ее решения, в том числе путем введения нового правового регулирования, всем заинтересованным лицам.

II. Процедуры при разработке проекта акта, его общественное
обсуждение и подготовка сводного отчета

3. При разработке проекта акта разработчик:
а) определяет цель введения правового регулирования;
б) определяет проблему, решение которой требует принятия нового нормативного правового акта;
в) выявляет и описывает все возможные варианты решения проблемы;
г) выявляет и оценивает последствия, к которым приведут предлагаемые варианты, включая издержки и выгоды;
д) оценивает целесообразность, адекватность, осуществимость и эффективность проекта акта;
е) проводит общественные обсуждения в порядке, установленном Правилами раскрытия органами исполнительной власти Республики Коми, государственными органами Республики Коми, образованными Главой Республики Коми или Правительством Республики Коми, информации о подготовке проектов нормативных правовых актов Республики Коми и результатах их общественного обсуждения, утвержденными постановлением Правительства Республики Коми от 12 марта 2013 г. № 60 (приложение), в целях обеспечения всеми субъектами нового правового регулирования возможности принятия участия в выработке решения, включая предоставление информации о возможных затратах и выгодах предлагаемых альтернатив.
4. ОРВ проектов актов проводится с учетом:
а) степени регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном разработчиком проекте акта (шкала жесткости);
б) определения и описания существующей проблемы, целей и задач регулирования, возможных вариантов достижения поставленной цели;
в) анализа издержек и выгод выбранного варианта регулирующего воздействия, а также каждого из рассматриваемых вариантов;
г) выявления и определения рекомендуемого (выбранного) варианта регулирующего решения проблемы;
д) определения реализации рекомендуемого (выбранного) варианта и последующего мониторинга при его реализации;
е) проведения общественного обсуждения проекта акта в соответствии с пунктом 11 Порядка.
5. Общие рекомендации по составлению сводного отчета о проведении ОРВ, предусмотренные пунктом 12 Порядка.
Сводный отчет должен содержать сведения, предусмотренные пунктами 9, 10 Порядка. В случае отсутствия указанных сведений уполномоченный орган может возвратить его разработчику на доработку.
В сводном отчете приводятся источники использованных данных. Расчеты, необходимые для заполнения разделов сводного отчета, приводятся в приложении к нему.
Если расчеты произведены на основании данных, не опубликованных в открытых источниках, такие данные должны быть приведены в приложении к сводному отчету в полном объеме.

III. Рекомендации по заполнению разделов сводного отчета
о проведении ОРВ проектов актов

1. Раздел "Общие сведения"

6. Разработчиком должна быть отражена степень регулирующего воздействия положений, содержащихся в подготовленном разработчиком проекте акта (шкала жесткости):
а) высокая степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, устанавливающие ранее не предусмотренные федеральным законодательством, законодательством Республики Коми и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности и республиканского бюджета Республики Коми.
Для проектов актов с высокой степенью регулирующего воздействия приводятся формулировки конкретных положений или ссылки на положения проекта акта, которые устанавливают ранее не предусмотренные нормативными правовыми актами обязанности, запреты, ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности или способствуют их установлению, а также положения, приводящие к возникновению ранее не предусмотренных нормативными правовыми актами расходов (включая дополнительные временные затраты на исполнение вновь вводимых требований) указанных лиц;
б) средняя степень регулирующего воздействия - проект акта содержит положения, изменяющие ранее предусмотренные федеральным законодательством, законодательством Республики Коми и иными нормативными правовыми актами обязанности, запреты и ограничения для субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности или способствующих их введению, а также положения, способствующие возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности и республиканского бюджета Республики Коми.
Для проектов актов, имеющих среднюю степень регулирующего воздействия, приводится краткое описание предусмотренных действующими нормативными правовыми актами, изменяемых проектом акта, обязанностей, запретов и ограничений для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности со ссылкой на соответствующие положения действующих нормативных правовых актов.
При наличии указываются положения проекта акта, приводящие к увеличению предусмотренных действующими нормативными правовыми актами расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной (или) инвестиционной деятельности, а также оценки текущего уровня расходов, связанных с действующими обязанностями, запретами и ограничениями;
в) низкая степень регулирующего воздействия - проект акта не содержит положений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" настоящего пункта, однако подлежит оценке регулирующего воздействия в соответствии с пунктом 2 Порядка.
Для проектов актов, имеющих низкую степень регулирующего воздействия, указывается, что проект акта не содержит положений, предусмотренных подпунктами "а" и "б" настоящего пункта.

2. Раздел "Описание существующей проблемы,
целей и задач регулирования, возможные варианты
достижения поставленной цели"

7. Описание существующей проблемы.
7.1. Формулирование разработчиком проблемы должно основываться на использовании категории издержек (в том числе убытков в виде реального ущерба и упущенной выгоды), возникающих у участников соответствующих общественных отношений вследствие ее существования.
В этой связи наличие поручений по разработке тех или иных нормативных правовых актов не может само по себе, без анализа возможных путей реализации указанных поручений, являться достаточным обоснованием целесообразности введения нового правового регулирования и, соответственно, не должно использоваться при формулировании проблемы.
По тем же причинам не может рассматриваться в качестве проблемы отсутствие нормативного правового регулирования в определенной сфере.
7.2. По возможности проблема должна оцениваться количественно с использованием данных из официальных и (или) иных опубликованных данных, которые могут быть верифицированы. В целях выбора наиболее эффективного регулятивного решения требуется максимально полное описание проблемы, в том числе с использованием данных из нескольких независимых источников.
7.3. Для выявления и оценки масштаба проблем могут быть использованы, в том числе следующие источники информации:
а) статистические данные (например, в разрезе видов деятельности, в региональном (территориальном) разрезе и др.);
б) данные различных республиканских, муниципальных реестров;
в) данные органов государственного надзора (контроля) (например, данные о росте числа случаев причинения вреда жизни, здоровью, имуществу, нанесения экологического ущерба);
г) данные, полученные из средств массовой информации в результате опросов общественного мнения, данные выборочных обследований предприятий и домохозяйств, иные данные, полученные из независимых исследований, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", ведомственные (отраслевые) информационные системы (нормативно-справочные, мониторинговые, учетно-аналитические и др.);
д) обращения участников общественных отношений в органы государственной власти, свидетельствующие о возможном возникновении проблемы;
е) результаты оценки фактического воздействия действующих нормативных правовых актов, в ходе которой может быть выявлено несоответствие заявленных целей действующих нормативных правовых актов фактическим результатам, достигнутым в ходе их применения;
ж) поступления предложений от органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Коми.
7.4. В целях доказательства актуальности проблемы и количественного измерения ее масштабов в данном разделе сводного отчета необходимо привести описание негативного воздействия и последствий существования данной проблемы, которые могут проявляться в следующем:
а) наличие риска причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц (для количественной оценки таких последствий служат данные о случаях причинения вреда жизни, здоровью или имуществу, в том числе данные официальной статистики, контрольно-надзорных органов, страховых компаний);
б) наличие необоснованно высоких издержек применения участниками отношений установленных процедур (могут быть оценены на основе сопоставления стоимости и продолжительности аналогичных процедур в других субъектах Российской Федерации, а также анализа обращений граждан и организаций);
в) недостаток информации для рационального выбора и принятия решений участниками общественных отношений, вследствие которого возможно недобросовестное поведение более информированных участников, негативные изменения общих рыночных условий, в том числе рост недобросовестной конкуренции, неэффективного распределения ресурсов и иные негативные последствия;
г) наличие других негативных эффектов для общества, экологии, безопасности, состояния конкуренции, инвестиционного климата, социального благополучия;
д) нарушение прав и законных интересов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, неполнота или противоречивость действующей нормативной правовой базы;
е) невозможность выполнения действий, функций, получения услуг вследствие отсутствия правового регулирования;
ж) негативное воздействие государственного регулирования на определенные группы лиц;
з) мнение заинтересованных лиц о причинах существования проблемы.
8. Цели введения нормативного правового регулирования.
8.1. В данном разделе описываются цели, которые планируется достичь принятием нормативного правового акта (правового, экономического, социального характера), а также обоснование их соответствия решению описанной проблемы, принципам правового регулирования, установленным законодательством Российской Федерации.
8.2. При определении цели правового регулирования разработчику необходимо представить качественные и количественные параметры, характеризующие результат введения указанного регулирования.
Описание цели должно включать формулировку качественного результата регулирования, а также показатели количественной динамики, характеризующие степень ее достижения с течением времени. Указанные условия необходимы для обеспечения возможности последующего контроля эффективности предлагаемого разработчиком правового регулирования.
8.3. При формулировании цели регулирования разработчику необходимо руководствоваться следующими положениями:
а) формулировка цели должна быть конкретной (исключающей размытые формулировки, например, "улучшение ситуации", "создание условий", "содействие", иные формулировки, не позволяющие в дальнейшем оценить степень ее достижения);
б) цель должна быть понятной для лиц, не обладающих профессиональными знаниями;
в) формулировка цели должна исключать возможность неоднозначной трактовки планируемого результата;
г) формулировка цели должна позволять измерить степень ее достижения, точно определить момент ее достижения по конкретным значениям показателей результативности;
д) формулировка цели должна оставлять свободу выбора средств и методов достижения требуемого результата и не должна предопределять выбор конкретного способа ее достижения;
е) в формулировке цели характеристики конечного результата не должны подменяться описанием средств достижения;
ж) ожидаемые сроки достижения поставленной цели должны быть конкретно определены; в случае, если достижение заявленной цели занимает длительный промежуток времени, он должен быть разделен на более короткие этапы, имеющие свои промежуточные результаты.
8.4. Указание на степень соответствия целей предлагаемого правового регулирования программным документам (если такие соответствия можно установить) разработчику необходимо приводить отдельно для каждой определенной им цели. При этом необходимо ссылаться на конкретные положения указанных документов.
9. Задачи правового регулирования.
В данном разделе необходимо определить круг задач, решение которых позволит достичь целей введения нормативного правового регулирования.
10. Иные возможные варианты достижения поставленных целей, в том числе правовые, организационные, информационные.
Приводятся варианты решения проблемы, которые могут основываться на опыте решения данной или аналогичной проблемы правовыми, финансово-экономическими, информационными, техническими или организационными средствами в других государствах или субъектах Российской Федерации.

3. Раздел "Анализ издержек и выгод каждого из возможных
рассматриваемых вариантов регулирования"

11. Пункты 1, 2 раздела 3 сводного отчета заполняются при наличии таких данных.
При заполнении указанных пунктов разработчиком описывается полностью каждый вариант, указанный в разделе 2. Разработчиком приводится описание и анализ примеров регулирования в соответствующих сферах деятельности в Республике Коми, в других субъектах Российской Федерации с учетом экономических, правовых, географических и других особенностей применения указанного регулирования. Указанный анализ должен включать также рассмотрение проблем, на решение которых было направлено регулирование, оценку расходов адресатов данного правового регулирования и государства, а также показателей, по которым оценивалась эффективность введенных норм регулирования.
При анализе опыта регулирования в других субъектах Российской Федерации разработчику необходимо обращать внимание, насколько соотносимыми являются экономические, географические, социальные условия в этих регионах и в Республике Коми. Это связано с тем, что зачастую решение одинаковых проблем в различных субъектах Российской Федерации одним и тем же способом приводило к различным результатам в силу разницы в указанных условиях.
12. При заполнении пункта 3 "Информационных потоков, которые будут позволять контролировать реализацию рассматриваемого варианта" разработчик указывает информацию, необходимую для осуществления контроля: статистические данные (например, в разрезе видов деятельности, в региональном (территориальном) разрезе и др.), данные различных республиканских, муниципальных реестров, данные органов государственного надзора (контроля), данные социологических опросов, ведомственные (отраслевые) информационные системы (нормативно-справочные, мониторинговые, учетно-аналитические и др.), иные источники информации.
При этом необходимо указать информационный поток, посредством которого будет осуществляться контроль за реализацией рассматриваемого варианта.
13. При заполнении пункта 4 "Положительных и отрицательных стимулов, которые способны влиять на реализацию рассматриваемого варианта" разработчиком производится:
13.1. описание социальных групп, экономических секторов, территорий, на которое будет оказано воздействие данного варианта регулирования.
Разработчиком указываются основные группы участников общественных отношений, интересы которых будут затронуты с принятием нормативного правового акта, а также выделены сектора экономики и территории, на которые повлияет принятие акта.
В обобщенном виде выделяются следующие основные социальные группы: основные группы субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, органы государственной власти Республики Коми, органы местного самоуправления в Республике Коми, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, а также общество (граждане, потребители) в целом;
13.2. описание ожидаемого позитивного и негативного воздействия.
1) К негативным последствиям (издержкам) основных групп можно отнести:
а) для субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности:
повышение неопределенности при инвестировании;
ограничение конкурентной среды в сферах деятельности хозяйствующих субъектов, не являющихся естественными монополиями;
повышение цен (тарифов) на ресурсы;
прямые денежные расходы (плата за лицензии, сертификаты);
дополнительные административные издержки, связанные с заполнением форм отчетности;
возможные издержки, связанные с изменениями в производстве, маркетинге или транспортировке;
усложнение существующего регулирования или появление неопределенности в порядке его применения;
возможное переключение потребителей на альтернативные товары (работы, услуги) и другие;
б) для органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми:
единовременные затраты на создание необходимой инфраструктуры и постоянные затраты на ее поддержание и эффективную работу (сбор и обработка информации, проведение инспекций и наложение санкций, содержание аппарата органов государственной власти Республики Коми);
затруднение процессов управления и другие;
в) для общества в целом:
повышение цен в целом или на отдельные группы товаров (работ, услуг);
сокращение выбора товаров (работ, услуг) или доступных соотношений цена/качество;
более сложные или дорогостоящие процедуры получения компенсации;
ухудшение доступа к информации и другие;
менее справедливое распределение доходов и богатства;
рост безработицы;
снижение темпов экономического роста;
уменьшение количества доступных общественных благ и другие.
2) К позитивному воздействию (выгодам) для основных групп можно отнести:
а) для субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности:
снижение административных издержек и издержек, связанных с изменениями в производстве, маркетинге или транспортировке;
снижение цен (тарифов) на ресурсы, расходов (плата за лицензии, сертификаты);
снижение возможного ущерба собственности, потерь рабочего времени;
издержек на соблюдение различных правил и требований;
уменьшение возможностей для неконкурентного поведения на рынке или рост прозрачности существующего регулирования и другие;
б) для органов государственной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми:
рационализация процесса регулирования и установки требований;
снижение затрат на мониторинг и контроль;
более высокая степень соблюдения норм и другие;
в) для общества в целом:
повышение удобства при приобретении товаров (работ, услуг), улучшение доступа к информации;
снижение цен в целом или на отдельные группы товаров (работ, услуг);
повышение безопасности товаров, услуг, рабочих мест и другие;
улучшение экологической обстановки;
повышение безопасности рабочих мест;
больший доступ к услугам и (или) возможностям;
повышение экономичности использования ресурсов и темпов экономического роста;
улучшение благосостояния и качества жизни и другие.
Для характеристики предполагаемых издержек и выгод групп участников общественных отношений рекомендуется использовать количественно измеримые и (или) качественные показатели, с указанием сроков достижения указанных значений показателей.
13.3. Качественное описание соответствующего воздействия и, если возможно, количественная оценка.
Разработчиком указывается оптимальный вариант решения проблемы, который обеспечивает наилучшее соотношение затрат и выгод либо наилучшую степень достижения цели регулирования при наименьших издержках основных групп (рекомендуемый вариант).
13.4. Период соответствующего воздействия
Указываются сроки достижения целей рассматриваемого варианта.

4. Раздел "Определение рекомендуемого (выбранного) варианта
регулирующего решения проблемы, на решение которой
направлен предлагаемый способ регулирования"

14. При заполнении настоящего раздела разработчик учитывает данные, отраженные в разделе 3.
В случае, если проект акта отнесен к низкой степени регулирующего воздействия, то отдельные позиции разделов 3, 4 не заполняются (ставится прочерк).
15. Описание предлагаемого правового регулирования в части определения:
15.1. Основных групп субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, иных заинтересованных лиц, включая органы государственной власти Республики Коми, органы местного самоуправления в Республике Коми, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием, оценка количества таких субъектов.
Разработчиком указываются группы участников отношений, интересы которых будут затронуты предлагаемым регулированием, а также дается количественная оценка числа участников каждой группы. Описание следует начинать с групп, которые в наибольшей степени будут затронуты новым регулированием (у которых возникают новые обязанности, права, в отношении которых устанавливаются запреты или ограничения).
Источниками информации об адресатах разрабатываемого правового регулирования могут быть статистические данные в разрезе видов экономической деятельности, в региональном разрезе, данные различных государственных реестров, иные данные, которые можно получить из открытых источников. Целесообразно также использовать результаты исследований рынков, иные независимые исследования. При невозможности точной оценки количества субъектов допустимо приведение интервальных оценок, с раскрытием методов их получения.
В ходе проведения анализа групп потенциальных адресатов регулирования разработчику необходимо оценить, как может измениться число и состав участников общественных отношений в результате введения предлагаемого им регулирования. Методы прогноза динамики указанных групп выбираются разработчиком по своему усмотрению.
Результатом анализа групп потенциальных адресатов регулирования и их прогнозной динамики должны стать выводы разработчика о том, учитывает ли проект акта законные интересы участников указанных групп, а также о влиянии изменения их численности и структуры на инвестиционный и предпринимательский климат в отдельных отраслях, экономике в целом.
15.2. Новых функций, полномочий, обязанностей и прав органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми или сведения об их изменении, а также порядок их реализации.
Разработчику необходимо указать все функции, полномочия, обязанности и права органов исполнительной власти Республики Коми, органов местного самоуправления в Республике Коми, которые вводятся или изменяются проектом акта.
Разработчику также необходимо указать, каким органом власти данные функции будут реализовываться, описав предполагаемый порядок осуществления соответствующих функций. В данном порядке должны быть отражены все новые процедуры, вытекающие из требований вновь вводимого регулирования, такие как проверки (выборочные, сплошные, документарные, выездные), прием и анализ отчетности, выдача разрешений, согласование, экспертиза документов.
Если проектом акта предусмотрены изменения имеющихся функций (введение новых функций) органов власти, разработчику необходимо рассчитать, в какой мере изменятся административные расходы (затраты рабочего времени, накладные расходы), необходимые для осуществления данных функций. Разработчику необходимо привести данные об изменении таких расходов по всем органам власти, реализующим соответствующие функции.
Разработчику следует учитывать, что любые новые действия, процедуры, связанные с введением новых функций, предполагают появление дополнительных расходов. Прогноз объема расходов на осуществление новой функции может производиться на основе данных по аналогичным по характеру и объему деятельности функциям.
Указываются также любые иные ресурсы (финансовые, материальные, временные), которые потребуются дополнительно или будут высвобождены в результате введения (изменения) функций органов власти. При невозможности дать стоимостную оценку указанных ресурсов необходимо дать их оценку в натуральном выражении.
15.3. Оценки соответствующих расходов (возможных поступлений) республиканского бюджета Республики Коми.
Разработчиком дается оценка расходов республиканского бюджета Республики Коми и оценка возможных поступлений, вызванных введением, изменением или отменой предлагаемого правового регулирования. Данная оценка проводится в разрезе новых (изменяемых) функций, полномочий, обязанностей или прав органов власти.
Оценка расходов и возможных поступлений приводится в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и возможных поступлений используются индексы-дефляторы в соответствии с актуальным прогнозом социально-экономического развития Республики Коми на среднесрочную перспективу.
При характеристике расходов выделяются единовременные и периодические расходы. Периодические расходы приводятся с указанием периода их осуществления.
Виды единовременных и периодических расходов приводятся в соответствии с видами расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Данные о возможных поступлениях республиканского бюджета Республики Коми представляются администраторами доходов (администраторами источников финансирования дефицита бюджета).
На основе оценки доходов и расходов по каждой функции формируется итоговая оценка доходов, а также единовременных и периодических расходов. Рекомендуется указывать соотношение расходов и возможных поступлений в течение периода действия нормативного правового акта (в случае, если потоки указанных расходов и поступлений неравномерны во времени).
15.4. Новых обязанностей или ограничений для субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности либо изменение содержания существующих обязанностей и ограничений, а также порядок организации их исполнения.
Разработчиком приводятся новые обязанности и ограничения или изменения существующих обязанностей и ограничений, которые вводятся проектом акта в отношении групп участников отношений основных групп субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, иных заинтересованных лиц, включая органы государственной власти Республики Коми, органы местного самоуправления в Республике Коми, интересы которых будут затронуты предлагаемым правовым регулированием.
Разработчику необходимо также кратко описать предполагаемый порядок организации исполнения новых обязанностей и соблюдения ограничений (например, необходимость использования новых технологий, оборудования для выполнения вводимых требований, предоставление дополнительной отчетности органам власти или потребителям продукции, ограничения по месту или времени осуществления деятельности). Если такой порядок должен быть определен другим нормативным правовым актом, разработчиком указывается на необходимость его принятия.
15.5. Оценки расходов субъектов предпринимательской и (или) инвестиционной деятельности, связанных с необходимостью соблюдения установленных обязанностей или ограничений либо с изменением содержания таких обязанностей или ограничений.
Разработчиком указывается оценка влияния проекта акта на совокупный уровень доходов и расходов всех участников отношений.
Для каждой группы участников отношений, прямо или косвенно затронутых предлагаемым регулированием, приводится оценка ожидаемых дополнительных расходов и доходов.
Оценка расходов и доходов приводится в текущих ценах соответствующих лет. При оценке расходов и доходов используются индексы-дефляторы в соответствии с актуальным прогнозом социально-экономического развития Республики Коми на среднесрочную перспективу.
Для целей оценки доходов и расходов возможна группировка новых (изменяемых, отменяемых) обязанностей или прав, если выделение расходов и доходов по отдельному виду обязанностей не представляется возможным.
При характеристике расходов необходимо выделять единовременные и периодические расходы. Периодические расходы должны быть приведены с указанием периода их осуществления.
При определении доходов и расходов следует использовать официальные статистические данные, данные опросов представителей заинтересованных групп лиц (в том числе предложения, поступившие в связи с размещением уведомления о разработке проекта акта), социологических опросов, независимых исследований и других источников.
Для оценки периодических расходов должно приниматься во внимание прогнозируемое изменение числа участников группы.
При необходимости допускается применение иных методов расчетов с соответствующим обоснованием.
15.6. Рисков решения проблемы предложенным способом регулирования и рисков негативных последствий
В целях прогнозирования возможных негативных последствий принятия проекта акта разработчиком производится оценка риска того, что заявленные цели регулирования не будут достигнуты, а также риска нежелательных последствий для адресатов, а также лиц, не являющихся адресатами предлагаемого разработчиком правового регулирования.
15.7. При подготовке сводного отчета разработчиком производится:
1) Оценка рисков решения проблемы предложенным способом (рисков невозможности достичь целей регулирования).
При оценке рисков решения проблемы предложенным способом рассматриваются следующие виды рисков:
а) риски несоответствия между способом регулирования и заявленными целями регулирования.
Реализация таких рисков возможна, если предлагаемый проект акта направлен на решение части проблем (не все проблемы были выявлены разработчиком).
б) риски недостаточности механизмов для реализации предложенного способа решения проблемы.
Данные риски могут быть вызваны как положениями иных нормативных правовых актов, так и недостатком существенной для решения проблемы информации и опыта регулирования в данной отрасли.
Меры по минимизации данных рисков, а также возможных последствий их реализации могут заключаться в обеспечении комплексного подхода к решению выявленных проблем (в том числе путем внесения необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты) и использовании механизмов общественного мониторинга и контроля реализации нормативного правового акта.
в) риски невозможности обеспечения контроля соблюдения требований, вводимых новым регулированием.
Указанные риски могут быть связаны с нормативными правовыми ограничениями (отсутствием механизмов контроля либо полномочий по контролю, а также с высокими расходами при осуществлении такого контроля). При анализе данных рисков должны оцениваться возможности обеспечения эффективного контроля за соблюдением предлагаемых требований государственными органами и обществом.
г) риски недостаточности необходимых материальных и человеческих ресурсов.
При оценке вероятности реализации данного вида рисков необходимо рассматривать возможности дополнительного ресурсного обеспечения мер, направленных на решение проблемы, осуществляемых как органами государственной власти, так и иными участниками отношений. В качестве механизмов минимизации данного вида рисков должны рассматриваться возможности бюджетного финансирования дополнительного ресурсного обеспечения предлагаемых разработчиком мероприятий, а также обучения государственных служащих и представителей хозяйствующих субъектов.
д) риски несоответствия предложенного способа регулирования уровню развития или распространения необходимых технологий.
В связи с неизбежностью присутствия данного риска при регулировании определенных сфер (промышленная безопасность, наилучшие доступные технологии, защита окружающей среды, нормативы допустимых выбросов), вызванного неравномерностью экономического развития, разработчиком должен предлагаться приемлемый, по его мнению, уровень данного риска. Для ограничения указанного риска разработчиком должны учитываться реальный уровень развития и применения новых технологий, знаний, машин и оборудования, предусматриваться переходные периоды вступления в силу нового регулирования.
В случае выявления, разработчиком указываются иные риски решения проблемы предложенным способом.
2) оценка рисков негативных последствий (в том числе риски негативного влияния предлагаемого способа регулирования на сферы, которые не являются предметом данного регулирования).
При анализе рисков негативных последствий от внедрения предлагаемого проекта акта разработчиком должны приниматься во внимание в том числе следующие виды рисков:
а) риски для инвестиционного климата, связанные в том числе с ухудшением условий ведения бизнеса, повышением рисков осуществления инвестиций в основной капитал, снижением гарантий для инвесторов, снижением доступности кредитных ресурсов;
б) риски для развития малого и среднего предпринимательства, связанные прежде всего со стоимостью открытия нового бизнеса, административными издержками на реализацию предлагаемых мер регулирования, ограничением доступа к необходимым ресурсам;
в) риски для состояния конкуренции, которые могут быть связаны с повышением барьеров входа на рынок, с предоставлением преимуществ одним хозяйствующим субъектам по сравнению с другими (либо определенным категориям хозяйствующих субъектов), а также с возникновением асимметрии информации на рынке и возможностью недобросовестной конкуренции;
г) риски для безопасности и качества продукции, связанные с недостаточностью рыночных механизмов контроля, которые не всегда могут обеспечить контроль за качеством продукции самими потребителями;
д) риски для окружающей среды, которые могут быть вызваны потенциальным ростом негативного воздействия на окружающую среду, невозможностью достичь заявленных целей по снижению такого воздействия;
е) социальные риски, которые могут быть связаны как с возможным сокращением числа занятых и уровня заработной платы в той или иной сфере, так и с воздействием регулирования на социальное неравенство, бедность, миграционные процессы, и иные социальные характеристики.
15.8. В рамках анализа рисков влияния предлагаемых мер государственного регулирования могут рассматриваться и иные возможные последствия, в том числе:
макроэкономические (влияние предлагаемых мер регулирования на экономический рост, производительность труда, инфляцию);
производственные (влияние на развитие техники и технологий);
последствия в сфере внешнеэкономической деятельности.
15.9. По каждому выявленному риску приводится оценка вероятности его наступления. В случае отсутствия возможности расчета точного значения указанной вероятности допускается указание интервала или оценочной характеристики вероятности.
Для каждого выявленного риска указываются:
меры, направленные на снижение данного риска (организационно-технические, методологические, информационные, мероприятия по мониторингу);
оценка степени контроля рисков в процентах.
15.10. В случае отсутствия возможности расчета точного значения степени контроля рисков, допускается указание соответствующего интервала или оценочной характеристики:
полный контроль (заявленные меры, направленные на минимизацию риска, позволяют полностью исключить его влияние либо его влияние будет стремиться к нулю);
частичный контроль (заявленные меры частично способствуют снижению влияния риска);
возможность контроля отсутствует (меры по снижению риска отсутствуют либо не оказывают влияния на вероятность реализации риска).
15.11. Наличие рисков решения проблемы предложенным способом либо рисков негативных последствий введения предлагаемого регулирования не является достаточным основанием для отказа от предлагаемого разработчиком способа решения проблемы.
В то же время при выявлении высоких рисков невозможности достижения целей регулирования либо негативного воздействия проекта акта необходимо рассмотреть возможные альтернативные варианты правового регулирования (либо вариант отказа от введения нового регулирования в данный момент).
Если предлагаемый способ решения проблемы признается разработчиком наилучшим, несмотря на высокую степень рисков, разработчиком должны быть представлены соответствующие обоснования (сравнительный анализ рисков предлагаемого варианта с другими возможными вариантами регулирования).

5. Раздел "Определение реализации рекомендуемого
(выбранного) варианта и последующего мониторинга
при его реализации"

16. Предполагаемая дата введения нового регулирования.
Разработчиком указывается предполагаемая дата вступления в силу проекта акта, наличие и сроки переходного периода и (или) отсрочки вступления в силу проекта акта.
Если отдельные положения проекта акта вступают в силу в разное время, приводятся такие положения (ссылки на них) и даты их вступления в силу.
17. Оценка и обоснование необходимости установления переходного периода и (или) необходимость распространения предлагаемого регулирования на ранее возникшие отношения и (или) отсрочки введения предлагаемого способа регулирования.
Если установлен переходный период и (или) отсрочка вступления в силу проекта акта, приводится обоснование необходимости такой отсрочки. Необходимость переходного периода может быть обусловлена в том числе наличием технологических, экономических, организационных и иных ограничений (необходимо указать, каких именно), не позволяющих группам участников отношений, включая органы государственной власти и местного самоуправления, немедленно приступить к исполнению новых обязанностей, значительными единовременными затратами участников отношений или бюджетной системы, необходимыми для реализации предлагаемого регулирования
18. Необходимые для достижения заявленных целей регулирования организационно-технические, методологические, информационные и иные мероприятия (с указанием объемов и источников финансирования).
В данном разделе сводного отчета указываются мероприятия, которые необходимы для достижения заявленных целей регулирования и прямо не предусмотрены проектом акта, в том числе:
разработка инструкций, методических указаний и иных документов;
создание информационных ресурсов, баз данных;
обучение сотрудников органов государственной власти и управления, иных участников отношений;
мероприятия по доведению информации до участников отношений.
По каждому мероприятию должен быть описан измеряемый результат, сроки реализации, даны оценки необходимых финансовых ресурсов и источников финансирования.
19. Информация о программах мониторинга при реализации выбранного варианта с применением индикативных показателей (с указанием оценки затрат на осуществление мониторинга (в среднем в год).
Разработчиком указываются количественно измеримые показатели (индикаторы), которые характеризуют степень достижения целей регулирования. Показатели должны быть указаны по каждой цели. В случае если показатель не рассчитывается статистическими органами, указываются способ его расчета и источники получения информации.
В случае если показатель не рассчитывается статистическими органами, необходимо оценить затраты на ведение мониторинга, включая затраты на сбор исходных данных и их обработку.

6. Раздел "Проведение общественного
обсуждения проекта акта"

В данном разделе разработчик указывает сведения о каждом участнике общественного обсуждения, излагает суть поступивших предложений и замечаний по проекту и результат рассмотрения поступивших предложений, указывает форму учета предложений и обоснованную причину отказа учета предложений.


------------------------------------------------------------------