Решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.01.2013 по делу N А29-7587/2012 <Требование о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, выразившегося в не обеспечении реализации Обществом преимущественного права выкупа арендуемого имущества удовлетворено, поскольку органом местного самоуправления, несмотря на включение спорного имущества в прогнозный план приватизации, и заявление Общества не произведена рыночная оценка данного имущества, не принято решение об условиях его приватизации, Обществу не направлен проект договора купли - продажи имущества>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 января 2013 г. по делу № А29-7587/2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 15 января 2013 года, полный текст решения изготовлен 16 января 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Торговый Центр "Север" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к Администрации МОГО "Воркута" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
о признании незаконным бездействия
при участии:
от заявителя: не явился
от ответчика: не явился

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Торговый Центр Север" (далее - ООО "Торговый Центр "Север", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к администрации МОГО "Воркута" (далее - Администрация) о признании незаконным бездействия Администрации муниципального образования городского округа "Воркута", выразившегося в не обеспечении реализации Обществом с ограниченной ответственностью "Торговый Центр "Север" преимущественного права выкупа арендуемого имущества - нежилого помещения, находящегося по адресу: г. Воркута, ул. Энгельса, 2 в порядке, установленном Федеральным законе от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Кроме того, заявитель просил суд обязать администрацию МОГО "Воркута" произвести рыночную оценку стоимости арендуемого имущества - нежилого помещения, находящегося по адресу: г. Воркута, ул. Энгельса, 2 и направить проект договора купли-продажи данного имущества в адрес ООО "Торговый Центр "Север".
Ответчик отзыв на заявленные требования не представил, в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения спора.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, между Обществом (арендатором), отделом по управлению муниципальной собственностью администрации МО "Город Воркута" (арендодателем), балансодержателем - МУП "Департамент ЖКХ" был заключен договор аренды недвижимого имущества № 720 от 07.12.2005, в соответствии с которым на основании распоряжения отдела балансодержатель передает, а арендатор принимает в пользование помещение (Лит. А-111), расположенное по адресу: г. Воркута, ул. Энгельса, 2, площадью 669,7 кв.м. Срок действия договора определен сторонами с 03.01.2007 по 31.12.2007 (л.д. 11 - 16).
Договором от 10.01.2007 № 298 стороны продлили срок действия договора аренды недвижимого имущества, определив его с 03.01.2007 по 31.12.2007 (л.д. 17 - 19).
В последующем между сторонами (арендодателем) и (арендатором) был заключен договор аренды спорного имущества № 201 от 27.12.2007 со сроком действия с 03.01.2008 по 31.12.2008. Договором от 11.12.2008 № 61 стороны определили срок действия договора аренды имущества с 03.01.2009 по 31.12.2009 (л.д. 20 - 22).
В силу условий договора от 22.12.2009 № 40, заключенного между арендодателем - администрацией муниципального образования городского округа "Воркута" и арендатором - Обществом арендодатель передал арендатору в пользование помещение площадью 669,7 кв. метров; сторонами срок действия договора определен с 01.01.2010 по 30.06.2015 (л.д. 26 - 28).
Нежилое помещение принадлежит арендодателю на праве собственности, о чем имеется свидетельство о государственной регистрации права <...> от 15.01.2009.
Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми (регистрационный номер И-И-16/004/2010-817).
23.09.2010 года ООО "Торговый Центр "Север" обратилось с заявлением о включении в прогнозный план приватизации на 2011 год недвижимого имущества, расположенного по адресу: г. Воркута, ул. Энгельса, 2 общей площадью 669,7 кв. метров с целью преимущественного права выкупа арендованного недвижимого имущества (л.д. 40).
Данное недвижимое имущество было включено в прогнозный план приватизации имущества на 2011 год решением Совета МОГО "Воркута" от 11.04.2011 № 23 (л.д. 119 - 121).
Письмом от 17.10.2011 № 018-4341 ответчик уведомил заявителя о том, что администрацией осуществляются мероприятия по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, подлежащих приватизации, после проведения данных мероприятий в адрес Общество будет направлено предложение о заключении договора купли-продажи недвижимого имущества (л.д. 43).
Со стороны заявителя было направлено письмо от 07.03.2012 № 19 с просьбой сообщить о причинах не поступления предложения о заключении договора купли - продажи недвижимого имущества (л.д. 41).
Решением Совета МОГО "Воркута" от 29.03.2012 № 139 спорное нежилое помещение включено в прогнозный план приватизации имущества, находящегося в собственности муниципального образования городского округа "Воркута" на 2012 год, о чем заявитель письменно уведомлен Администрацией письмом № 1229 от 10.05.2012 (л.д. 46,47).
Полагая, что со стороны ответчика имеет место бездействие, которое выразилось в не обеспечении реализации Обществом с ограниченной ответственностью "Торговый Центр "Север" преимущественного права выкупа арендуемого имущества - нежилого помещения, находящегося по адресу: г. Воркута, ул. Энгельса, 2 в порядке, установленном Федеральным законе от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", общество обратилось за защитой нарушенных прав в судебном порядке.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу этого Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 данного Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 Закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Наличие условий для реализации преимущественного права на приобретение заявителем указанного помещения, установленных статьей 3 Закона № 159-ФЗ, подтверждается материалами дела и не опровергается ответчиком (л.д. 50, 51, 115).
Согласно частям 1, 2 статьи 4 Закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ одним из этапов передачи государственного и муниципального имущества в собственность субъектам малого и среднего предпринимательства является принятие уполномоченным на то публичным органом решения об условиях приватизации такого имущества. Копия решения направляется субъектам малого и среднего предпринимательства, обладающим преимущественным правом на приобретение государственного и муниципального имущества, с предложением о заключении договоров купли-продажи государственного или муниципального имущества и проектом договоров купли-продажи арендуемого имущества, а также при наличии задолженности по арендной плате за имущество, неустойкам (штрафам, пеням) требованием о погашении такой задолженности.
Решение об условиях приватизации муниципального и государственного имущества по смыслу названных положений законодательства принимается на основании результатов независимой оценки, которые являются обязательными для уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления на стадии принятия такого решения.
Согласно пункту 1 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" решение об условиях приватизации федерального имущества принимается в соответствии с прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 Федерального закона № 159-ФЗ требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о реализации им права на приобретение арендуемого имущества.
Согласно частям 3, 4 статьи 9 Федерального закона № 159-ФЗ при получении заявления в случае, если заявитель соответствует установленным требованиям, уполномоченный орган обязан: обеспечить заключение договора на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества в порядке, установленном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"; в двухмесячный срок с даты получения заявления; принять решение об условиях приватизации арендуемого имущества в двухнедельный срок с даты принятия отчета о его оценке; направить заявителю проект договора купли-продажи арендуемого имущества в десятидневный срок с даты принятия решения об условиях приватизации арендуемого имущества.
Как установлено материалами дела, спорное помещение, принадлежащее Обществу на праве аренды, было включено в прогнозный план приватизации имущества, находящегося в собственности МОГО "Воркута" как на 2011, так и на 2012 годы.
Более того, заявитель реализовал свое право, установленное Федеральным законом № 159-ФЗ, обратившись с заявлением, в котором выразил намерение приобрести арендуемое имущество путем включения имущества в прогнозный план приватизации, представив при этом заявление об отнесении организации к субъектам малого предпринимательства.
Вместе с тем, ответчиком, на момент обращения заявителя с соответствующими требованиями в суд, несмотря на включение спорного имущества в прогнозный план приватизации, имеющееся заявление Общества не произведена рыночная оценка недвижимого имущества, не принято решение об условиях приватизации недвижимого имущества, не направлен проект договора купли - продажи имущества в адрес заявителя.
Учитывая, что последнее обращение со стороны заявителя в адрес Администрации по вопросу осуществления мероприятий по определению рыночной стоимости имущества имело место 07.03.2012, на которое был получен ответ 10.05.2012, суд приходит к выводу о соблюдении заявителем срока на обжалование бездействия Администрации, установленного статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации муниципального образования городского округа "Воркута" в не обеспечении реализации Обществом с ограниченной ответственностью "Торговый Центр "Север" преимущественного права выкупа арендуемого имущества - нежилого помещения, находящегося по адресу: г. Воркута, ул. Энгельса, 2 в порядке, установленном Федеральным законе от 22.07.2008 № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Обязать Администрацию МОГО "Воркута" произвести рыночную оценку стоимости арендуемого имущества - нежилого помещения, находящегося по адресу: г. Воркута, ул. Энгельса, 2 и направить проект договора купли-продажи данного имущества в адрес ООО "Торговый Центр "Север".
Взыскать с Администрации МОГО "Воркута" в пользу заявлению ООО "Торговый Центр "Север" 2000 руб. уплаченной государственной пошлины.
Выдать исполнительный лист.
Возвратить ООО "Торговый Центр "Север" 2000 руб. уплаченной государственной пошлины.
Выдать справку.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья


------------------------------------------------------------------