Постановление администрации муниципального района "Корткеросский" от 18.01.2013 N 30 "Об утверждении Правил юридической техники по подготовке и оформлению проектов муниципальных правовых актов администрации"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "КОРТКЕРОССКИЙ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 января 2013 г. № 30

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ
ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ
ПРАВОВЫХ АКТОВ АДМИНИСТРАЦИИ

В целях установления единых требований к процессу выработки муниципальных правовых актов администрации, постановляю:
1. Утвердить Правила юридической техники по подготовке и оформлению проектов муниципальных правовых актов администрации (Приложение).
2. Инициаторам проектов муниципальных правовых актов при подготовке проектов руководствоваться настоящими Правилами.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня принятия и подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на руководителя аппарата администрации (Попова А.В.).

Руководитель администрации
В.ГОНЧАРЕНКО





Приложение
к Постановлению
администрации муниципального района
"Корткеросский"
от 18 января 2013 г. № 30

ПРАВИЛА
ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ
ПРОЕКТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ АДМИНИСТРАЦИИ

1. Основными принципами (требованиями), которые должны быть положены в основу работы над проектами правовых актов, являются:
1) точность и определенность юридической формы: формулировок, выражений и отдельных терминов акта;
2) ясность и доступность языка нормативного правового акта для адресатов, на которых он распространяется;
3) полнота и конкретность нормативного регулирования;
4) максимальная экономичность, оптимальная емкость, компактность формулировок;
5) системное построение права, т.е. целостность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимозависимость всех частей правовой системы, логическая последовательность изложения мысли
2. Точность и определенность юридической формы (формулировок, понятий и отдельных терминов акта) выражается в:
1) использовании возможности закрепления в тексте нормативного акта понятийного аппарата, раскрывающего смысл и содержание применяемых в акте терминов;
2) недопущении обозначения в правовых актах разных понятий одним термином или одного понятия разными терминами, если это специально не оговаривается в данном правовом акте;
3) употреблении аббревиатур только лишь при условии их первоначальной расшифровки;
4) избежании формулировок - "как правило", "обычно", "в случае необходимости";
5) воздержании от применения оценочных понятий (уважительные причины, разумный срок, существенный вред, достаточные основания).
3. Ясность и доступность языка нормативного правового акта для адресатов, на которых он распространяется, выражается в следующем:
1) текст правового акта должен соответствовать правилам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей текстов нормативных правовых актов;
2) правовые акты должны излагаться общедоступным языком с использованием литературных слов, фраз и оборотов, легко воспринимаемых теми субъектами, к которым они обращены;
3) язык закона предполагает использование специальных профессионально-юридических выражений и терминов;
4) правовые акты, регулирующие отдельную узкую сферу отношений и рассчитанные на специалистов, могут содержать узкоотраслевые термины, которыми, в свою очередь, не следует злоупотреблять.
4. Полнота и конкретность нормативного регулирования выражается в следующем:
1) наличие положений, без которых будущее регулирование не может быть достаточно эффективным: исполнение предписаний, механизм их действия, меры поощрения и ответственности, юридические санкции;
2) лозунговый, пафосный стиль является недопустимым.
5. Максимальная экономичность, оптимальная емкость, компактность формулировок выражается в следующем:
1) недопущение словесной избыточности информации; изложение нормы предельно ограниченным количеством слов и предложений;
2) избежание громоздких формулировок, состоящих из излишней перегрузки текста придаточными предложениями и местоимениями;
3) активное использование возможности сокращенного написания (обозначения) по тексту правового акта отдельных, часто повторяющихся слов либо фраз;
4) использовать в допустимых пределах возможность отсылок (ссылок) на иные положения данного правового акта либо другого нормативного акта.
6. Системное построение права (целостность, сбалансированность, внутренняя связь и взаимозависимость всех частей правовой системы, логическая последовательность изложения мысли) выражается в следующем:
1) соблюдение согласования с действующими правовыми актами, исключение противоречий и повторений;
2) внутренняя логика, связь между различными элементами правовой нормы (частями, статьями и т.д.) акта.
7. К формальным реквизитам правового акта относятся:
1) наименование вида акта;
2) наименование органа, принявшего акт;
3) заголовок (название);
4) полное наименование должности лица, подписавшего акт, и его подпись;
5) место принятия;
6) дата подписания и номер (словесно-цифровой способ написания).
8. Заголовок (название) правового акта:
1) заголовок - обязательный формальный реквизит правового акта и неотъемлемая составная часть акта;
2) заголовок должен точно и правильно отражать предмет регулирования и сферу действия;
3) требования к названию акта - краткость, точность и максимальная информационная насыщенность.
9. Преамбула правового акта:
1) преамбула (введение) - самостоятельная часть правового акта (но не обязательная), объединяющая все предписания общей идеей, политической или правовой основой, целевой направленностью;
2) преамбула не содержит самостоятельных предписаний и определения каких-либо понятий, не делится на составные части, не нумеруется, не содержит ссылки на другие правовые акты, подлежащие признанию утратившими силу и изменению в связи с изданием правового акта, не формулирует предмет регулирования правового акта;
3) структурные единицы правового акта не могут иметь преамбулу.
10. Основная (содержательная) часть правового акта:
1) логическая последовательность основной части: сфера действия, цели, понятийный аппарат, задачи, общие и конкретные требования к поведению субъектов, вступающих в правоотношения, правовые последствия;
2) структурные единицы основной части: раздел, глава, статья, часть, пункт, подпункт, абзац (по нисходящим ступеням);
3) нумерация структурных элементов правового акта должна быть сквозной в пределах всего правового акта.
11. Структура правового акта:
1) вводная часть (преамбула) и основная (постановочная, содержательная) часть;
3) основными структурными единицами содержательной части являются пункты;
4) пункты обозначаются арабскими цифрами с точкой;
5) пункт может содержать подпункты (обозначаются арабскими цифрами со скобкой) и абзацы (отсчет абзацев ведется с первой красной строки пункта, подпункта).
12. Требования к оформлению ссылок в тексте правового акта
1) ссылки (отсылки) в правовом акте на его структурные элементы, а также на иные правовые акты или их структурные элементы применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь нормативных положений либо избежать их повторов;
2) недопустимо производить ссылки на:
- недействующие акты (не вступившие в законную силу либо утратившие юридическую силу);
- акты низшей юридической силы либо их структурные части: ссылки производятся только на акты высшей либо равной юридической силы;
- структурные части акта, которые в свою очередь также содержат ссылки на иные нормативные предписания;
3) применяемые в правовом акте ссылки должны содержать вид акта, дату его подписания, регистрационный номер и название, а в случае ссылок на структурные части - порядковый номер абзаца, подпункта, пункта, статьи (т.е. начиная с наименьшей единицы).
13. Требования к оформлению отсылок в тексте правового акта:
1) отсылка в общем виде показывает связь правового акта (его структурных частей) с другими нормативными предписаниями, она в отличие от ссылки не содержит конкретных данных на отсылаемый источник;
2) не допускается использовать отсылку, содержащую словосочетание "действующее законодательство", поскольку правовой акт, входящий составной частью в действующую правовую систему, по своей сути не может апеллировать к актам, имеющим статус недействующих.
14. Приложения к правовым актам:
1) юридическая сила приложений и правового акта, к которому они относятся, одинакова;
2) содержательная часть приложений - таблицы, схемы, перечни, составы комиссий, графики, образцы бланков, документов, нормативные тексты;
3) безусловное требование к приложениям - наличие в тексте правового акта нормы с отсылкой на приложение.
15. Оформление приложения:
1) приложения оформляются на отдельном листе;
2) в правом верхнем углу страницы, на которой помещается приложение, указывается слово "Приложение", его номер (если он имеется) без обозначения знака "N", отсылка на правовой акт;
3) если приложение только одно, оно не нумеруется;
4) название приложения располагается по центру страницы.
16. Внесение поправок в правовые акты:
1) внесение поправок в любой акт осуществляется принятием подобного по юридической силе и форме нормативного правового акта. Внесение поправок в постановление осуществляется принятием постановления, в распоряжение - распоряжением;
2) все виды поправок относятся к общей родовой группе изменений (в названии проекта правового акта слово "изменение" в соответствующем падеже "поглощает" понятия "дополнение", "новая редакция", "замена (исключение) числа, чисел, слова, слов, ряда слов, предложения(ий)".
17. Виды поправок:
1) конкретные изменения, выражающиеся в замене числа, чисел, слова, ряда слов, предложения(ий);
2) многочисленные изменения и дополнения, оформляемые новой редакцией соответствующей части текста акта (предложения, абзаца, подпункта, пункта, части, статьи, главы, раздела) или его приложения;
3) исключение числа, чисел, слова, слов, предложения, предложений либо любой иной структурной части текста;
4) различного рода дополнения правовых положений (от конкретного слова, числа, чисел, предложения до дополнения текста новой главой, разделом);
5) приостановление действия акта или его структурных единиц;
6) продление действия акта или его структурных единиц.
18. "Крупномасштабные" изменения:
1) при потребности изменить правовой акт не в отдельной его части, а в целом ("крупномасштабные" изменения), форма внесения в него изменений путем изложения его в новой редакции не допускается. В данном случае применяется техника признания устаревшего правового акта утратившим силу (в целом) с одновременным принятием нового самостоятельного акта, имеющего собственные формальные реквизиты;
2) новый правовой акт с одновременным признанием утратившим силу ранее действовавшего правового акта принимается в случаях, если:
- необходимо внести в правовой акт изменения, требующие переработки правового акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц;
- необходимо внести в правовой акт изменения, затрагивающие почти все его структурные единицы;
- сохраняют значение только отдельные структурные единицы правового акта, причем частично;
- необходимо внести изменения в правовой акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.
19. Оформление правовых актов, вносящих поправки в действующие нормативные положения:
1) обязательным и неизменным правилом оформления правовых актов, вносящих поправки в действующие нормативные положения, является требование об указании вида акта, в который вносятся поправки, его даты, номера и названия;
2) изменения всегда вносятся только в основной правовой акт. Вносить изменения в основной правовой акт путем внесения изменений в изменяющий его правовой акт недопустимо, за исключением внесения изменений в нормы, регулирующие порядок вступления правового акта в силу.
20. Общие принципы и особенности изложения правовых актов в новой редакции:
1) вносимые в правовой акт изменения должны излагаться последовательно с указанием конкретной структурной единицы, в которую вносятся изменения;
2) внесение изменений в обобщенной форме в правовой акт (в том числе замена слов с использованием формулировок "по тексту", "по всему тексту") не допускается;
3) при внесении изменений в правовой акт соответствующий текст данного акта (который подвергается изменениям) либо дополнения в него заключаются в кавычки;
4) любое изменение должно оформляться по следующей формуле: куда вносится поправка - что делаем - суть поправки;
5) категорически неприемлемыми в содержании правовых актов о внесении изменений являются формулировки типа "во изменение", "в частичное изменение", "в дополнение", "с последующими изменениями".
21. Принцип возможного соблюдения первоначальной структуры при внесении изменений в правовой акт:
1) в случае исключения из текста отдельной структурной единицы (части, пункта, подпункта) изменение нумерации оставшихся структурных единиц не производится;
2) при дополнении нормативных положений правового акта новым пунктом, он помещается следом за пунктом, имеющим близкое содержание, и ему присваивается с добавлением через дефис либо точку (начиная с первого) тот же порядковый номер;
3) в исключительных случаях (если последний пункт имеет общий характер в сравнении с предшествующими ему) допускается дополнение пронумерованных структурных единиц текста новым пунктом, располагающимся до указанного последнего пункта. В этом случае для устранения несоответствия в списке перечислений поправку о дополнении такой правовой нормы необходимо дополнить фразой "пункт ... считать пунктом ...".
22. Изложение в новой редакции:
1) при необходимости внесения в один абзац (подпункт, пункт, часть) трех и более изменений необходимо использовать вариант изложения соответствующей структурной единицы в новой редакции;
2) при изложении какой-либо структурной единицы текста в новой редакции используется словосочетание "изложить в следующей редакции";
3) новая редакция отдельного пункта должна включать не только нормативные положения, но и его порядковый номер.
23. Изменение цифровых обозначений:
1) при изменении цифровых обозначений употребляется термин "числа", а не "цифры";
2) при замене слов и чисел употребляется термин "слова";
3) при написании сложных чисел в правовых актах между цифрами пробелы не ставятся;
4) допустимым является написание чисел в десятичном виде ("257,5 тыс. рублей");
5) в рамках одного правового акта написание всех чисел должно быть единообразным.
24. Внесение изменений в состав комиссии:
1) при установлении в правовых актах состава комиссий, рабочих групп перечисление фамилий лиц, входящих в них, производится в алфавитном порядке после определения фамилии руководителя (председателя), его заместителя и (или) секретаря. Подобное перечисление не имеет цифрового или буквенного обозначения, при этом применяется табличная форма изложения позиционного перечня (со скрытой сеткой);
2) при внесении изменений в такие перечни поправки вносятся с сохранением имеющегося алфавитного порядка перечисления фамилий. Каждая новая фамилия включается с использованием соответствующей табличной формы, именуется позицией и имеет условный номер (с использованием слов "позиция первая");
3) при внесении изменений в состав комиссии не рекомендуется использовать речевые обороты "включить в состав комиссии" и "исключить из состава комиссии".
25. Внесение изменений в приложение:
1) если исключается структурная единица правового акта, содержащая указание на приложение, то данное приложение также исключается в форме отдельной самостоятельной поправки;
2) в случае изменения названия правового акта, имеющего приложение (в котором производится указание на данное название акта), одновременно в форме самостоятельной поправки требуется провести соответствующую корректировку в реквизите приложения;
3) если правовой акт дополняется приложением либо приложение необходимо изложить в новой редакции, то такое изменение формулируется в виде самостоятельной поправки, при этом текст приложения оформляется приложением к правовому акту, которым вносятся изменения.
26. Нормы о признании утратившими силу правовых актов могут содержаться:
1) в базовых правовых актах, устанавливающих новое правовое регулирование, - в виде отдельного самостоятельного пункта (части), как правило, в блоке переходных либо заключительных положений;
2) в правовых актах о внесении изменений - самостоятельным пунктом (частью);
3) в отдельном самостоятельном акте о признании утратившими силу правового(ых) акта(ов).
27. Техника признания правовых актов утратившими силу:
1) правовые акты признаются утратившими силу подобными им по юридической силе актами;
2) правовые акты, содержащие нормы о признании утратившими силу других актов, обязательно должны иметь соответствующее указание на это в своем названии;
3) правовые акты в перечне актов, признаваемых утратившими силу, располагаются в хронологическим порядке (по дате их принятия) отдельными позициями. В пределах одной и той же даты принятия правовые акты располагаются в соответствии с их регистрационными номерами в возрастающем порядке;
4) не допускается признание утратившим силу правового акта в целом при наличии в его содержании хотя бы одной действующей нормы;
5) использование общих формул типа "признать утратившим силу в части, противоречащей", "признать утратившими силу все акты, изданные ранее по вопросам", "признать утратившими силу все нормы, не соответствующие" является категорически не приемлемым.
28. Лингвистическая экспертиза:
1) с целью устранения нарушения требований к тексту правового акта, допущенных разработчиками проекта этого акта, проводится лингвистическая экспертиза - оценка на основе анализа языка и стиля текстов правовых актов их стилистического качества, соответствия нормам современного русского литературного языка с учетом функционально-стилистических особенностей юридических текстов, их типологической специфики, редакционно-технических правил и нормативов; редакционно-техническая доработка текстов правовых актов.


------------------------------------------------------------------