<Письмо> Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования РК от 25.01.2013 N 03-17/02 "О некоторых аспектах надзорно-контрольной деятельности в системе общего образования в условиях реализации Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УПРАВЛЕНИЕ ПО НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 25 января 2013 г. № 03-17/02

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ НАДЗОРНО-КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

В целях обеспечения функционирования системы образования Республики Коми с 1 сентября 2013 года в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Министерство образования Республики Коми разъясняет следующее.
1. В части лицензирования образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений:
Ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации переоформляются со дня вступления в силу Федерального закона по мере приведения в соответствие с нормами и требованиями Федерального закона включительно до 1 января 2016 года.
Образовательные учреждения (организации) осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации, выданных им до дня вступления в силу Федерального закона, но не позднее 1 января 2016 года. До дня вступления в силу Федерального закона переоформление лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации производится по мере необходимости, предусмотренной законодательством Российской Федерации.
Переоформление лицензий и свидетельств о государственной аккредитации образовательных организаций осуществляется со дня вступления в силу Федерального закона по мере приведения учредительных документов в соответствие с нормами и требованиями Федерального закона включительно до 1 января 2016 года.
Вновь создаваемые образовательные организации со дня вступления в силу Федерального закона формируют учредительные документы, регистрируются и лицензируются в соответствии нормами и требованиями Федерального закона.
2. В части реализации образовательных программ и образовательных уровней.
Наименование образовательных программ, реализуемых в образовательных учреждениях (организациях) Республики Коми до дня вступления в силу Федерального закона тождественны следующим наименованиям, предусмотренным в Федеральном законе:
основные общеобразовательные программы дошкольного образования - основные образовательные программы дошкольного образования;
основные общеобразовательные программы начального общего образования - основные образовательные программы начального общего образования;
основные общеобразовательные программы основного общего образования - основные образовательные программы основного общего образования;
основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования - основные образовательные программы среднего общего образования;
образовательные программы профессиональной подготовки - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих;
дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеобразовательные программы;
дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств - дополнительные предпрофессиональные общеобразовательные программы в области искусств.
Образовательные уровни (образовательные цензы), установленные в Российской Федерации до дня вступления в силу Федерального закона, приравниваются к уровням образования, установленным Федеральным законом: среднее (полное) общее образование - среднее общее образование.
Обучающиеся, которые приняты на обучение по образовательным программам, не предусмотренным Федеральным законом, до дня вступления в силу Федерального закона, считаются принятыми на обучение по образовательным программам, предусмотренным Федеральным законом. На указанных обучающихся распространяются права и обязанности обучающихся по соответствующим образовательным программам, предусмотренным Федеральным законом.
Со дня вступления в силу Федерального закона принятые ранее образовательные программы подлежат пересмотру на предмет соответствия основным понятиям и нормам Федерального закона и переутверждению в установленном образовательной организацией порядка. Содержание образовательных программ, общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию, в обязательном порядке должно обеспечить реализацию перечня учебных предметов, предусмотренных в федеральном базисном учебном плане, и требования обязательного минимума предметных тем (дидактических единиц) федерального государственного образовательного стандарта.
3. В части переименования образовательных учреждений в образовательные организации.
Некоторые примеры переименования образовательных учреждений в образовательные организации.

Действующие наименования
Последующие наименования
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 20 "Белочка" общеразвивающего вида
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация "Детский сад № 20 общеразвивающего вида" г. Инты
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Центр развития ребенка - детский сад № 26 "Маячок" г. Воркуты
Муниципальная бюджетная дошкольная образовательная организация "Детский сад № 26 - центр развития ребенка" г. Воркуты
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад" г. Емвы
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация "Начальная школа - детский сад" г. Емвы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Синегорская основная общеобразовательная школа"
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация "Основная общеобразовательная школа" с. Синегорье
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Усть-Цилемская средняя общеобразовательная школа"
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация "Средняя общеобразовательная школа" с. Усть-Цильма
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Сосногорска
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация "Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением отдельных предметов" г. Сосногорска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Гимназия № 1" г. Воркуты
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация "Гимназия № 1" г. Воркуты
Муниципальное общеобразовательное учреждение "Лицей № 1" г. Воркуты
Муниципальная бюджетная общеобразовательная организация "Лицей № 1" г. Воркуты
Государственное автономное общеобразовательное учреждение "Республиканский центр образования"
Государственная автономная общеобразовательная организация "Республиканский центр образования"
Государственное автономное специальное (коррекционные) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) образовательная школа № 41" г. Сыктывкара
Государственная автономная общеобразовательная организация "Специальная (коррекционная) образовательная школа № 41" г. Сыктывкара
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Детско-юношеская спортивная школа № 1" г. Сосногорска
Муниципальная бюджетная организации дополнительного образования "Детско-юношеская спортивная школа № 1" г. Сосногорска

Примечание: Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" устанавливает, что некоммерческая организация имеет наименование, содержащее указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности. Наименование некоммерческой организации, созданной в форме государственного или муниципального учреждения, может включать указание на ее тип.
Под организационно-правовой формой некоммерческой организации понимается его принадлежность к собственности: государственные (учредитель - Министерство образования Республики Коми) или муниципальные (учредитель - муниципальное образование в лице органа местного самоуправления), негосударственные (учредитель - частные и физические лица).
Статус образовательной организации включает основной характер деятельности - образовательная.
Тип образовательной организации, определяемый в соответствии с ее отношением к организационно-правовой форме, а также отношением к бюджетному или автономному учреждению и устанавливается при его государственной аккредитации.
Видовое наименование образовательной организации может включать в себя наименование уровня реализуемых образовательных программ, а также географическое расположение т.е. наименование населенного пункта.
Некоммерческая организация, имеющая в своем составе филиал, отделение или образовательное подразделение, разрабатывает и утверждает соответствующие Положения об указанных структурных подразделениях. Примеры наименования структурных подразделений: Воркутинский филиал государственной автономной общеобразовательная организации "Республиканский центр образования", Нижне-Вочевское отделение муниципальной бюджетной дошкольной образовательной организации "Детский сад" с. Помоздино, Дошкольное образовательное подразделение муниципальной бюджетной общеобразовательной организации "Средняя общеобразовательная школа" с. Глотово. Лицензию в данном случае получает образовательная организация, с указанием в приложении видов образовательной деятельности, реализуемой в филиале или фактических адресов по которым реализуются образовательные программы.
При приведении в соответствие с требованиями Федерального закона наименований образовательных организаций возникают объективные условия для пересмотра и оптимизации существующей сети образовательных учреждений, т.е. их преобразование (реорганизация) отдельных неэффективных малокомплектных типов образовательных учреждений. Оптимизация позволяет уменьшить количество юридических лиц, улучшить качество предоставляемых образовательных услуг, эффективно решать проблемы кадрового обеспечения, повысить качество образования.

4. В части подготовки учредительных документов.
Основным учредительным документом вышеуказанных образовательных организаций является Устав.
Устав является организационно-правовым документом, в котором закрепляются функции, структура в сфере образования, вытекающие из Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", а также полномочия, дополнительно переданные образовательной организации учредителем и иные вопросы, не противоречащие действующему законодательству и необходимые для осуществления образовательной деятельности.
Уставы существующих образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом не позднее 1 января 2016 года.
Так согласно статье 25 Федерального закона в Уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, следующая информация: тип образовательной организации, учредитель или учредители образовательной организации, виды реализуемых образовательных программ, с указанием уровня образования и (или) направленности, структура и компетенция органов управления образовательной организации, порядок их формирования и сроки полномочий.
Соблюдая принцип единства подхода к составлению Устава для каждого типа образовательной организации, важно выдержать строгое соответствие основным понятиям и нормам, применяемым в Федеральном законе.
Примерные требования к структуре и содержанию Устава общеобразовательной организации.

Обязательные разделы и примерные требования к раскрытию их содержания в уставе (наименование статьей Федерального закона)
Титульный лист должен строго отвечать требованиям к оформлению документов (постановление Госстандарта России от 3 марта 2003 г. № 65-ст) и содержать указания на полное наименование образовательной организации, дату и номер протокола принятия общим собранием трудового коллектива, гриф утверждения учредителем и согласования органом по управлению имуществом
1. В разделе "Общие положения" указывается наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), тип и организационно-правовая форма образовательной организации, указание на наличие образовательного подразделения, сведения о его собственнике, а также отбор содержания материала, предусмотренного в следующих статьях Федерального закона: создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций (с. 22), правовое регулирование отношений в сфере образования (с. 4), право на образование (с. 5), типы образовательных организаций (с. 23), устав образовательной организации (с. 25, п. 2, пп. 1, 2, п. 3), компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (с. 28), лицензирование образовательной деятельности (с. 91), государственная аккредитация образовательной деятельности (с. 92)
2. В разделе "Цели, задачи и предмет деятельности" формулируются цели, задачи и исчерпывающий перечень видов деятельности с учетом отбора содержания материала, предусмотренного в следующих статьях Федерального закона: структура системы образования (с. 10), федеральные государственные образовательные стандарты (с. 11), образовательные программы (с. 12), общие требования к реализации образовательных программ (с. 13), устав образовательной организации (с. 25, п. 2, пп. 3), общее образование (с. 63), дошкольное образование (с. 64), начальное общее, основное общее и среднее общее образование (с. 66), организация профессионального обучения (с. 73), дополнительное образование детей и взрослых (с. 75), компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (с. 28)
3. В разделе "Прием на обучение" формулируются требования к приему с учетом отбора содержания материала, предусмотренного в следующих статьях Федерального закона: общие требования к приему на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность (с. 55), организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам (с. 67), организация профессионального обучения (с. 73), формы получения образования и формы обучения (с. 17), возникновение образовательных отношений (с. 53), договор об образовании (с. 54), изменение образовательных отношений (с. 57), прекращение образовательных отношений (с. 61), компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (с. 28)
4. В разделе "Организация образовательной деятельности" указываются основные характеристики организации образовательной деятельности с учетом отбора содержания материала, предусмотренного в следующих статьях Федерального закона: федеральные государственные образовательные стандарты (с. 11), образовательные программы (с. 12), общие требования к реализации образовательных программ (с. 13), язык образования (с. 14), начальное общее, основное общее и среднее общее образование (с. 66), организация профессионального обучения (с. 73), дополнительное образование детей и взрослых (с. 75), компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (с. 28), сетевая форма реализации образовательных программ (с. 15), реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (с. 16), печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы (с. 18), научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования (с. 19), экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования (с. 20), организация получения образования лицами, проявившими выдающие способности (с. 77), организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с. 79), промежуточная аттестация обучающихся (с. 58), итоговая аттестация (с. 59), квалификационный экзамен (с. 74), документы об образовании и (или) квалификации (с. 60)
5. В разделе "Участники образовательных отношений" раскрывается порядок регламентации и оформления отношений образовательной организации с учетом отбора содержания материала, предусмотренного в следующих статьях Федерального закона: участники образовательных отношений (п. 31, с. 2), обучающиеся (с. 33), основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования (с. 34), пользование учебниками, учебными пособиями, средствами обучения и воспитания (с. 35), стипендии и другие денежные выплаты (с. 36), организация питания обучающихся (с. 37), транспортное обеспечение (с. 40), охрана здоровья обучающихся (с. 41), психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развития и социальной адаптации (с. 42), обязанности и ответственность обучающихся (с. 43), права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (с. 44), защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (с. 45), право на занятие педагогической деятельностью (с. 46), правовой статус педагогических работников (с. 47), обязанности и ответственность педагогических работников (с. 48), аттестация педагогических работников (с. 49), иные работники образовательных организаций (с. 52)
6. В разделе "Управление" указывается полномочия компетенция учредителя, структура управления, компетенции органов управления, порядке их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, с учетом отбора содержания материала, предусмотренного в следующих статьях Федерального закона: полномочия органов местного самоуправления (с. 9), устав образовательной организации (с. 25, п. 2, пп. 4), управление образовательной организацией (с. 26), структура образовательной организации (с. 27), компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (с. 28)
7. В разделе "Имущество, финансовая и хозяйственная деятельность" указываются источники и порядок формирования имущества образовательной организации, использование объектов собственности, закрепленного учредителем за образовательной организацией; источники и порядок финансирования; материально-техническое обеспечение деятельности образовательной организации; наличие предпринимательской деятельности в т.ч. платных образовательных услуг и порядок их предоставления на договорной основе с учетом отбора содержания материала, предусмотренного в следующих статьях Федерального закона: имущество образовательной организации (с. 102), особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования (с. 99), плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (с. 65), осуществление образовательной деятельности за счет средств физических и юридических лиц (с. 101), компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (с. 28)
8. В разделе "Регламентация деятельности" приводятся перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации (приказы, распоряжения и решения органов управления образовательной организации; инструкции, договоры, правила, порядок, положения) с учетом отбора и конкретизации содержания материала, предусмотренного в следующих статьях Федерального закона: локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (с. 30), компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (с. 28)
9. В разделе "Реорганизация и ликвидация" указываются порядок реорганизации и ликвидации образовательной организации с учетом отбора содержания материала, предусмотренного в следующей статье Федерального закона: создание, реорганизация и ликвидация образовательных организаций (с. 22)
10. В разделе "Заключительные положения" приводится порядок изменения Устава образовательной организации, указывается организация гражданской обороны и воинской обязанности, учет и отчетность образовательной организации и иные вопросы, предусмотренные в следующих статьях Федерального закона: компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации (с. 28), информационная открытость образовательной организации (с. 29), информационная открытость системы образования (с. 97), мониторинг в системе образования (с. 97)

Примечание: В тексте Устава образовательной организации необходимо использовать основные понятия, предусмотренные ст. 2 Федерального закона.
В Уставе образовательной организации обязательно должны учитываться требования следующих федеральных законов: Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Закона Российской Федерации от 02.07.1992 № 3185-1 "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федерального закона от 29.11.2007 № 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Трудового кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, Закона Республики Коми от 28.05.1992 (в ред. Законов РК от 16.07.2002 № 76-РЗ, от 06.07.2009 № 63-РЗ) "О государственных языках Республики Коми", Закона Республики Коми от 06.10.2006 № 92-РЗ "Об образовании".
При переименовании образовательных учреждений в образовательные организации в устав добавляются сведения о предыдущем его наименовании с указанием реквизитов документов, т.е. указание на правопреемство.
Утверждение и изменения устава бюджетной или автономной организации осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Коми (Министерством образования Республики Коми) и соответствующими муниципальными образованиями (муниципальными органами управления образованием) Республики Коми.
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусматривает, что некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Место нахождения некоммерческой организации определяется местом ее государственной регистрации. Наименование и место нахождения некоммерческой организации указываются в ее учредительных документах.
Филиалом некоммерческой организации является территориально обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения некоммерческой организации (на территории иного муниципального образования) и осуществляющее все или часть функций некоммерческой организации. Филиалы некоммерческой организации не являются юридическими лицами, наделяются имуществом создавшей их некоммерческой организации и действуют на основании утвержденного ею положения. Имущество филиала учитывается на отдельном балансе и на балансе создавшей их некоммерческой организации. Руководитель филиала назначается некоммерческой организацией и действует на основании доверенности, выданной некоммерческой организацией. Филиал осуществляет деятельность от имени создавшей его некоммерческой организации. Ответственность за деятельность филиала несет создавшая его некоммерческая организация.
Типами государственных и муниципальных учреждений признаются бюджетные или автономные.
Бюджетным или автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Решение о создании некоммерческой организации принимается ее учредителями (учредителем). В отношении бюджетного или автономного учреждения такое решение принимается в порядке, установленном Правительством Республики Коми (Министерством образования Республики Коми) и муниципальными образованиями администраций городских округов и муниципальных районов (муниципальными органами управления образованием) Республики Коми.
Государственные (муниципальные) задания для бюджетного или автономного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются Правительством Республики в отношении государственных бюджетных учреждений и администрацией муниципальных образований в отношении муниципальных бюджетных учреждений.
Имущество бюджетного или автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного или автономного учреждения является Республика Коми и соответствующие муниципальные образования Республики Коми.
Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным или автономным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Структура, компетенция, порядок формирования и срок полномочий органов управления некоммерческой организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени некоммерческой организации устанавливаются учредительными документами некоммерческой организации в соответствии с федеральными законами нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования или органов местного самоуправления.
Высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются общее собрание для бюджетного учреждения и коллегиальный орган управления для автономной некоммерческой организации;
Основная функция высшего органа управления некоммерческой организацией - обеспечение соблюдения некоммерческой организацией целей, в интересах которых она была создана. К компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией относится решение следующих вопросов: изменение устава; определение приоритетных направлений деятельности, принципов формирования и использования ее имущества; образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана и внесение в него изменений; создание филиалов и открытие иных структурных подразделений; реорганизация и ликвидация и иные вопросы.
Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. К компетенции исполнительного органа некоммерческой организации относится решение всех вопросов, которые не составляют исключительную компетенцию других органов управления некоммерческой организацией, определенную учредительными документами некоммерческой организации.
Реорганизация некоммерческой организации может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или автономных учреждений, если иное не установлено актом Правительства Российской Федерации, осуществляются в порядке, установленном Правительством Республики Коми (Министерством образования Республики Коми) и соответствующими муниципальными образованиями (муниципальными органами управления образованием) Республики Коми. Некоммерческая организация считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей организации (организаций).
При реорганизации некоммерческой организации в форме присоединения к ней другой организации первая из них считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной организации.
При преобразовании некоммерческой организации к вновь возникшей организации переходят права и обязанности реорганизованной некоммерческой организации в соответствии с передаточным актом.
Государственное или муниципальное учреждение при изменении типа, вправе осуществлять предусмотренные его уставом виды деятельности на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, выданных этому учреждению до изменения его типа и до окончания срока действия таких документов. При этом не требуются переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий, в соответствии с законодательством о лицензировании отдельных видов деятельности и переоформление иных разрешительных документов, что дает основание до дня вступления в силу Федерального закона не осуществлять переоформление лицензий и свидетельств о государственной аккредитации.

5. В части индивидуальных локальных актов.
Формируемые индивидуальные локальные акты государственных и муниципальных образовательных организаций, муниципальных органов управления образованием и органов местного самоуправления, регулирующие отношения в сфере образования должны не противоречить Федеральному закону.
Локальные акты - это нормативно-правовая основа, регламентирующая деятельность образовательной организации, наиболее полно и всесторонне раскрывающие отдельные уставные направления ее деятельности.
Приказ - правовой акт, издаваемый единолично директором образовательной организации (лицом, исполняющим его обязанности), в целях разрешения уставных направлений деятельности. Приказы образовательной организации, как правило, подразделяются на три группы: приказы по обучающимся, приказы по кадрам, приказы по основной (уставной) деятельности.
Распоряжение - это правовой акт, издаваемый руководителем образовательной организации преимущественно по оперативным вопросам деятельности организации, в том числе по вопросам, связанным с организацией исполнения приказов, инструкций и других нормативных актов, доведения решений руководства до структурных подразделений организации.
Текст приказа или распоряжения, как правило, состоит из двух частей: констатирующая (обоснования) и распорядительной части.
Приказы и (или) распоряжения, издаваемые в образовательной организации, не должны противоречить Федеральному закону, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации, Республики Коми, ранее изданным приказам или распоряжениям руководителя и Уставу образовательной организации.
Протокол - документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на заседаниях совещательных управленческих органов (советов, собраний, совещаний).
Обязательными реквизитами протокола являются: наименование организации, наименование вида документа (протокол), дата, номер, заголовок к тексту, место издания, текст, подписи, при необходимости, визы. В заголовок к тексту протокола, как правило, выносится указание органа или делового мероприятия: Протокол заседания совета руководства; Протокол заседания методического совета; Протокол заседания педагогического совета и т.п.
Текст протокола состоит из двух частей: вводной и основной. Во вводной части протокола указываются фамилии председателя, секретаря, членов совещательного органа, присутствующих на заседании, при необходимости, лиц, приглашенных на заседание в качестве экспертов или заинтересованных в рассмотрении вопроса, повестка дня.
Фамилии членов совещательного органа перечисляются в алфавитном порядке без указания должностей, лиц, приглашенных на заседание, - с указанием должностей и места работы.
При оформлении протокола с числом участников более 15 человек фамилии не перечисляются, а указывается цифрой их общее количество; список участников в таких случаях прилагается.
В повестке дня заседания вопросы располагаются по степени их сложности, важности и предполагаемого времени обсуждения. Вопросы формулируются с предлогом "О (об)" и нумеруются арабскими цифрами. Под формулировкой вопроса указывается фамилия и инициалы докладчика. Не рекомендуется вопрос или группу вопросов обозначать словом "Разное".
Основная часть протокола состоит из разделов, посвященных вопросам повестки дня. Ход рассмотрения каждого вопроса записывается в последовательности: "слушали - выступили - решение".
В разделе "Слушали" приводятся: фамилия и инициалы докладчика, (наименование должности указывается в повестке дня), полное или краткое изложение доклада (сообщения, отчета). Если докладчиком представлен текст выступления, в протоколе после указания фамилии докладчика в скобках указывается - (текст доклада прилагается).
В разделе "Выступили" указываются фамилии, инициалы, при необходимости, - должности выступавших и содержание их выступлений в той последовательности, в какой они прозвучали на заседании.
Вопросы к докладчику, выступающим и их ответы протоколируются по мере их поступления и записываются в той же последовательности, при этом слова "Вопрос", "Ответ" не пишутся, а указываются фамилии и инициалы лица, от которого поступил вопрос или ответ.
В тексте постановляющей части протокола используются глаголы в неопределенной форме ("установить", "рекомендовать").
В постановляющую часть записываются принятые "Решения". Если решений несколько, они нумеруются арабскими цифрами. При принятии решения голосованием, после записи решения приводятся результаты голосования с указанием числа голосов, поданных "за", "против", "воздержавшихся", а также список лиц, не участвовавших в голосовании.
Решения по процедурным вопросам (об утверждении повестки дня, о прекращении обсуждения, о принятии к сведению справок, сообщений и т.п.) также отражаются в тексте протокола.
В случае, когда протокол фиксирует решение об утверждении какого-либо документа, в тексте протокола должна содержаться ссылка на этот документ, а сам документ прилагается к протоколу.
Участник заседания может высказать особое мнение по принятому решению. После заседания особое мнение излагается на отдельном листе, подписывается и передается лицу, ответственному за ведение протокола. Содержание особого мнения записывается в протокол после записи соответствующего решения.
К протоколу могут прилагаться тексты выступлений, список присутствующих на заседании.
Протокол заседания подписывается председателем и секретарем. В необходимых случаях протокол визируется лицами, выступавшими с докладами по вопросам повестки дня. Визирование протоколов проводится для подтверждения правильности записи в протоколе содержания выступления. Визирование протокола не проводится, если тексты выступлений прилагаются к протоколу.
Акт - документ, составляемый для подтверждения установленных фактов и событий.
Акт составляется коллегиально (не менее трех составителей) или комиссией, создаваемой приказом руководителя образовательной организации действующей на постоянной основе.
Текст акта состоит из двух частей: вводной и основной (констатирующей). Во вводной части акта указывается основание его составления (распорядительный документ, нормативный документ, договор с указанием его даты и номера), председатель и члены комиссии. В основной части излагается сущность, характер, методы и сроки проделанной работы, установленные факты. При необходимости допускается включать в акт заключительную часть, которая должна содержать решения, выводы или заключения комиссии, составившей его.
Содержание акта может быть разделено на пункты, содержать материал, представленный в виде таблицы. В конце текста акта указывается количество составленных экземпляров и их местонахождение. Количество экземпляров акта определяется количеством заинтересованных в нем сторон или нормативными документами. После отметки о количестве экземпляров акта следует отметка о наличии приложений к акту (если они имеются).
Все экземпляры акта подписываются председателем и членами комиссии, указанными в алфавитном порядке, при необходимости, акт визируется должностными лицами заинтересованных подразделений и утверждается руководителем образовательной организации.
Инструкция - нормативный акт, регулирующий организационные, управленческие и иные вопросы деятельности образовательной организации, должностных лиц и педагогических работников. Инструкции составляются на основе Федерального закона и иных нормативных правовых актов, регламентирующих сферу образования. Инструкция, как правило, включает титульный лист (указания на наименование образовательной организации, наименование инструкции, дату принятия органом управленческим и гриф утверждения, место издания), содержание инструкции (текст инструкции содержит следующие формулировки "должен", "не допускается", "запрещается" и т.п. Исключение составляют должностные инструкции руководящих и педагогических работников. Основанием для составления должностных инструкций работников образовательной организации являются Квалификационные характеристики должностей работников образования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н и устав образовательной организации. Текст должностной инструкции, как правило, включает следующие разделы: титульный лист (указания на наименование образовательной организации, наименование должностной инструкции, гриф утверждения или отметки о приложении к приказу, которым вводится инструкция, место издания), общие положения (включая отношения к нормативным документам, управленческим структурам, контроль деятельности и т.п.), функции, обязанности (систематизируются с учетом деятельности и конкретный действий в течение временных периодов), права, обязанности, служебное взаимодействие. В инструкции устанавливается технология выполнения определенного вида деятельности (работ) или порядок применения положений законодательных и иных нормативных правовых актов.
Договор - документ, представляющий собой соглашение сторон об установлении и урегулировании уставных направлений деятельности образовательной организации как с участниками образовательных отношений, так и с участниками отношений в сфере образования.
Правила - нормативный правовой акт, содержащий системно связанные между собой нормы, требования осуществления уставной деятельности образовательной организации.
Положение - это организационно-управленческий документ, самостоятельно разработанный образовательной организацией на основе Устава и других нормативных и правовых документов применительно к особенностям и специфике деятельности конкретной образовательной организации, а также регламентирующий деятельность участников образовательных отношений, органов управления образовательной организацией и т.п. Положением регламентируется деятельность конкретной организационной структуры или формируется порядок осуществления управленческого действия. Положение, как правило, включает следующие разделы: титульный лист (указания на наименование образовательной организации, наименование документа, дату принятия управленческим органом и гриф утверждения, место издания), общие положения (включая отношения к нормативным документам, управленческим структурам, контроль деятельности и т.п.), цели и задачи, организация работы (деятельности), права и обязанности участников отношений, заключение.
Кроме того, каждый из вышеперечисленных видов локальных актов должен основываться на требованиях законодательства в области образования, нормативных документов, приказов и распоряжений Министерства образования Российской Федерации и Министерства образования Республики Коми.
6. В части ведения делопроизводства.
Особое значение в условиях реализации Федерального закона следует придать номенклатуре дел образовательной организации.
Номенклатура дел - систематизированный перечень заголовков (наименований) дел, заводимых в образовательной организации, с указанием сроков их хранения, оформленный в установленном порядке.
Номенклатура дел является основным документом, обеспечивающим систематизацию документов и дел, учет дел, поиск документов в образовательной организации и подлежит обязательному переутверждению при переименовании образовательного учреждения в образовательную организацию.
Номенклатура дел выполняет следующие задачи: закрепление индексов дел, систематизация дел, установление сроков хранения дел, учет дел временного (до 10 лет включительно) хранения.
Номенклатура дел является основой для составления описей дел постоянного и временного (свыше 10 лет) хранения, и по личному составу, актов на уничтожение дел образовательной организации с истекшими сроками хранения.
В номенклатуру дел включаются все документы, создаваемые в образовательной организации в ходе реализации уставных направлений деятельности и поступающие в образовательную организацию.
Электронные документы и базы данных также включаются в номенклатуру дел на общих основаниях.
При составлении номенклатуры дел следует руководствоваться уставом образовательной организации, положениями о структурных подразделениях, штатным расписанием (структурой) образовательной организации, планами и отчетами о работе, перечнями документов с указанием сроков хранения, типовыми (примерными) номенклатурами дел, номенклатурами дел за предшествующие годы. Изучаются документы, образующиеся в деятельности организации, их виды, состав и содержание.
Сводная номенклатура дел образовательной организации оформляется на общем бланке, согласовывается с архивом на территории муниципального образования (не реже одного раза в 5 лет), после чего утверждается руководителем организации.
В сводной номенклатуре дел разделы располагаются в соответствии с разделами устава или утвержденной структурой (штатным расписанием) образовательной организации. Названиями разделов (подразделов) номенклатуры дел организации являются названия ее подразделений (например: канцелярия, учебная или учебно-воспитательная, кадры, бухгалтерия, административно-хозяйственная часть, филиал или образовательное подразделение и т.п.).
Номенклатура дел составляется по установленной форме. Индексы дел обозначаются арабскими цифрами. Например: 01-05, где 01 - код раздела; 05 - порядковый номер дела в разделе номенклатуры дел.
В конце каждого года номенклатура дел уточняется, утверждается директором и вводится в действие с 1 января следующего календарного года.
Рабочие экземпляры номенклатуры дел могут вестись в электронном виде. Сроки хранения электронных документов соответствуют сроку хранения аналогичных видов документов на традиционных носителях.
В соответствии с наименованиями, указанными в номенклатуре дел в образовательной организации осуществляется документирование управленческой деятельности, т.е. фиксация на бумаге или иных носителях по установленным правилам управленческих действий. Требования к бланкам документов и оформлению реквизитов образовательной организации установлены ГОСТом Р 6.30-2003, утвержденным Госстандартом России. При оформлении официальных бланков образовательных организаций необходимо применять Правила оформления на государственных языках Республики Коми названий учреждений, предприятий, организаций, текстов официальных печатей, штампов, бланков, вывесок различного типа на территории Республики Коми, утвержденным приказом Министерства культуры и национальной политики Республики Коми от 13 мая 2004 г. № 218/од.
Построение документов, регламентирующих документирование управленческой деятельности проводится, как правило, по следующей схеме:
Заголовочная часть включает - наименование образовательной организации, наименование вида документа, дата, номер, место составления, гриф ограничения доступа, заголовок к тексту, отметка о контроле, резолюция.
Основная часть включает текст документа и (или) приложение. Тексты организационно-правовых документов (инструкций, правил, положений и др.) состоят из разделов и подразделов, подразделяемых на пункты и подпункты. Разделы и подразделы текста могут иметь самостоятельные заголовки. Все составные части текста нумеруются арабскими цифрами. В документах используется не более четырех уровней рубрикации текста. В конце номера (пункта, подпункта) ставится точка.
Тексты распорядительных документов, как правило, состоят из двух частей: констатирующей (обоснования) и распорядительной части. В распорядительных документах, а также в документах, подготовленных должностным лицом, текст излагается от первого лица единственного числа ("приказываю", "предлагаю", "прошу").
Текст протокола излагают от первого лица множественного числа ("слушали", "выступили", "решили").
Текст правил (положений, инструкций) излагается от третьего лица единственного или множественного числа. В тексте используются слова: "должен", "следует", "необходимо", "запрещается", "не допускается".
Оформляющая часть включает - подпись, оттиск печати, визы, отметка об исполнении, идентификатор электронной копии документа.
Все документы оформляются строго по шаблону, который является формуляром-образцом документа, устанавливающим требования к расположению реквизитов. Отсутствие необходимых реквизитов или неправильное их оформление будет приводить к нарушениям, в части отсутствия юридической силы документы.
В соответствии с пунктам 6 и 7 статьи 60 Федерального закона право образовательной организации на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) о квалификации, на пользование печатью с изображением Герба Российской Федерации возникают с момента его государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, выданным Министерством образования Республики Коми.
Печать - устройство, содержащее клише печати для нанесения оттисков на бумагу.
Штамп - устройство прямоугольной формы для проставления отметок справочного характера о получении, регистрации, прохождении, исполнении документов и др.
В соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 оттиск печати заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами и обязательствами, а также на иных документах, предусматривающих заверение подлинности подписи. Требования к использованию государственной атрибутики в печатях, штампах и бланках образовательными учреждениями изложены в письме Рособрнадзора от 26.08.2005 № 02-359/ин.
Форма, размеры и технические требования к печатям с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации установлены Государственным стандартом Российской Федерации Р 51511 - 2001. В соответствии с требованиями указанного стандарта печать должна содержать следующую информацию:
Внешнее кольцо обода клише должно содержать повторяющийся микротекст "сертификат № XXXXX *2006.10*", где 2006.10 - год и месяц изготовления печати.
Вокруг Государственного герба Российской Федерации на расстоянии 1 мм располагается по окружности микротекст в позитивном начертании (черный текст на белом фоне). Микротекст, включает информацию о заказчике печати с содержанием идентификационного налогового номера (ИНН XXXXXXXXXX), а также, по его усмотрению, код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО XXXXXXXX).
Между микротекстом с позитивным и негативным начертаниями по часовой стрелке и симметрично относительно вертикальной оси клише печати располагаются концентрические строки информационного поля, содержащие полное наименование учредителя образовательной организации и полное наименование образовательной организации в именительном падеже, в скобках - его краткое наименование (если таковое имеется), и основной государственный регистрационный номер (ОГРН XXXXXXXXXXXXX) заказчика печати согласно записи в Едином государственном реестре юридических лиц.
Наименование образовательной организации должно соответствовать наименованию, закрепленному в учредительных документах. Сокращенное наименование приводится в тех случаях, когда оно закреплено в учредительных документах, и помещается в круглых скобках после полного наименования.
Образовательная организация, осуществляющая образовательную деятельность, лицам освоившим образовательные программы, по которым не предусмотрено проведение итоговой аттестации, вправе выдавать и заверять печатью по образцу и в порядке, которые установлены данной образовательной организацией самостоятельно.
Порядок учета, хранения и применения печатей в образовательной организации с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации, Государственного герба Республики Коми или герба муниципального образования устанавливается локальным актом образовательной организации о ведении делопроизводства. Кроме того, настоящим локальным актом устанавливаются требования к документированию управленческой деятельности и организации работы с организационно-распорядительными документами на единой правовой и методической основе.
Переоформлению подлежат также вывески образовательных организаций. При оформлении вывесок образовательных организаций необходимо применять Правила оформления на государственных языках Республики Коми названий учреждений, предприятий, организаций, текстов официальных печатей, штампов, бланков, вывесок различного типа на территории Республики Коми, утвержденные приказом Министерства культуры и национальной политики Республики Коми от 13 мая 2004 г. № 218/од.
Все вышеизложенные требования начиная с 1 сентября 2013 года будут применяться при проведений мероприятий по надзорно-контрольной деятельности, а несоответствие указанным требованиям повлечет к нарушению действующего законодательства в области образования.
Учитывая вышеизложенное, Министерство образования Республики Коми обращает особое внимание руководителей муниципальных органов управления образованием и руководителей государственных и муниципальных образовательных учреждений на необходимость всестороннего изучения и разработки мероприятий (дорожной карты) по исполнению Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".

Министр
В.ШАРКОВ


------------------------------------------------------------------