Постановление администрации МО муниципального района "Сыктывдинский" от 28.01.2013 N 1/170 "Об утверждении Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Сыктывдинском районе"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "СЫКТЫВДИНСКИЙ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 января 2013 г. № 1/170

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ
НА 2012 - 2017 ГОДЫ В СЫКТЫВДИНСКОМ РАЙОНЕ

В целях реализации пункта 3 распоряжения Главы Республики Коми от 20.09.2012 № 309-р, в целях формирования государственной политики по улучшению положения детей в Сыктывдинском районе, администрация муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" постановляет:
1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы в Сыктывдинском районе.
2. Контроль за исполнением данного постановления возложить на первого заместителя руководителя администрации муниципального района Г.Л.Плоткина.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первый заместитель
руководителя администрации
муниципального района
Г.ПЛОТКИН





Приложение
к Постановлению
администрации МО МР "Сыктывдинский"
от 28 января 2013 г. № 1/170

СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
В СЫКТЫВДИНСКОМ РАЙОНЕ

I. Введение

На 2012 - 2017 гг. разработана Стратегия действий в интересах детей в Сыктывдинском районе (далее - Стратегия).
Главная цель Стратегии - определить основные направления, задачи и проведение мероприятий для улучшения жизни детей.
В последние два года на территории Сыктывдинского района отмечается тенденция к снижению криминогенной активности несовершеннолетних. Наблюдается постепенное снижение подростковой преступности. Число преступлений, совершенных несовершеннолетними на территории Сыктывдинского района за последние два года снизилось на 60,5% (с 43 в 2010 году до 17 в 2012 году). Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, от общего числа зарегистрированных на территории Сыктывдинского района снизился с 9,1% в 2010 году до 5,0% в 2012 году, что ниже среднего показателя по РК - 6,2%. Наблюдается снижение числа тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними, а удельный вес несовершеннолетних, совершивших преступления, от общего числа лиц, совершивших преступления на территории Сыктывдинского района, снизился с 10,2% в 2010 году до 4,8% в 2012 году. Однако, в 2012 году отмечается рост "пьяной" преступности несовершеннолетних. Их удельный вес - 35,7% в 2012 году значительно превышает средний показатель по РК - 23,6%. В последние два года наблюдается тенденция к росту числа преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних. Каждое второе лицо, совершившее насильственное преступление в отношении ребенка, находилось в состоянии опьянения, каждое четвертое лицо - ранее судимо. Увеличилось число родителей, совершивших преступления в отношении детей.
Приоритетной задачей является развитие и укрепление института приемных семей и передача детей на воспитание в семьи.


количество приемных семей/в них детей 2010 г. 2011 г. 2012 г.
19/45 22/51 23/54


Опекунские семьи меняют статус на приемные семьи, кроме того, в данные приемные семьи поступают дети из детских домов, дома ребенка и дети, оставшиеся без попечения родителей.


2010 г. 2011 г. 2012 г.

количество детей в опекунских семьях 137 118 107


Особой категорией детей, требующих пристального внимания, являются дети-инвалиды. В 2012 году в Сыктывдинском районе на учете 60 детей-инвалидов.
Многодетных на январь 2011 - 159 семей, на октябрь 2012 - 196 семей.
В районе ведется единый муниципальный банк данных на семьи, находящиеся в социально опасном положении и "группы риска". На 01.10.2012 в банке стоит на учете 46 семей, в них воспитываются 80 детей и 11 семей "группы риска" (в них воспитываются 28 детей). Для определения единого подхода в решении проблем социального неблагополучия семей и детей, разработано положение о межведомственном взаимодействии учреждений и служб, входящих в систему профилактики Сыктывдинского района по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска", в котором расписан механизм выявления, постановки и снятия семей с учета.
До 2010 года в районе преобладала тенденция увеличения количества родителей, лишенных или ограниченных в родительских правах. При этом длительная практика лишения родительских прав граждан, не исполняющих родительские обязанности, и помещение детей в интернатные учреждения и детские дома, были малоэффективны. Благодаря слаженной профилактической работе всех служб системы профилактики данный показатель стал уменьшаться:


Показатели 9 мес. 2010 9 мес. 2011 9 мес. 2012

количество родителей, лишенных род. 23/20 19/22 17/15
прав/в отношении детей

количество родителей, ограниченных в 3/3 0 1/1
род. правах/в отношении детей


Статистика свидетельствует о необходимости проведения дальнейшей системной работы с несовершеннолетними и их социальным окружением по формированию здорового образа жизни, правомерного поведения, ответственности родителей за воспитание детей, создание условий для безбарьерной интеграции детей-инвалидов и успешной адаптации детей-сирот. Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми.

1. Основные проблемы в сфере детства

К основным проблемам в сфере детства в Сыктывдинском районе относятся:
1) распространенность семейного неблагополучия;
2) высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;
3) совершение преступлений несовершеннолетними.

2. Основные принципы Стратегии

Основными принципами Стратегии являются:
1) реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. В районе должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
2) защита прав каждого ребенка. В районе должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;
3) максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В районе должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;
4) сбережение здоровья каждого ребенка. В районе должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях;
5) особое внимание уязвимым категориям детей. В районе во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество;
6) обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей. В районе формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
Стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
1) семейная политика детствосбережения;
2) доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
3) охрана здоровья детей и формирование здорового образа жизни;
4) создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей.

II. Семейная политика детствосбережения

1. Краткий анализ ситуации

В районе остается высоким количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 01.11.2012 их численность составила 293 человека, в т.ч.: 182 ребенка находятся на воспитании в семьях граждан района, 89 - в Пажгинской школе-интернате, 22 - в ГАОУ СПО "КРАПТ".


2011 г. 10 мес. 2012 г.

Выявлено за год детей-сирот и детей, оставшихся 18 16
без попечения родителей


При выборе формы устройства ребенка предпочтение отдается семейным формам. Так, из 16 детей, выявленных в течение этого года, 12 - устроены на воспитание в семьи граждан, 4 - в госучреждения. На 01.12.2012 на учете 24 приемные семьи воспитывают 56 детей.
В соответствии с Семейным кодексом РФ, Федеральным законом от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", Постановлением РФ от 18.05.2009 № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", в целях осуществления надзора за деятельностью опекунов орган опеки и попечительства по месту жительства подопечного проводит плановые и внеплановые проверки условий жизни подопечных, соблюдения опекунами прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
Плановые проверки проводятся на основании распоряжения сектора опеки и попечительства о проведении плановой проверки. При помещении подопечного под опеку или попечительство плановая проверка проводится в виде посещения подопечного:
а) 1 раз в течение первого месяца после принятия органом опеки и попечительства решения о назначении опекуна;
б) 1 раз в 3 месяца в течение первого года после принятия органом опеки и попечительства о назначении опекуна;
в) 1 раз в 6 месяцев в течение второго и последующих лет после принятия органом опеки и попечительства о назначении опекуна.
При проведении плановых и внеплановых проверок осуществляется оценка жилищно-бытовых условий подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдение гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного.
Если от юридических и физических лиц поступили устные или письменные обращения, содержащие сведения о неисполнении опекуном своих обязанностей, либо о нарушении прав и законных интересов несовершеннолетних, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку.
По результатам проверки условий жизни подопечного составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекунов требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей.
Приказом Агентства РК по социальному развитию от 08.12.2009 № 1818 утвержден Административный регламент исполнения государственной функции по осуществлению надзора за деятельностью организаций, в которые помещены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также недееспособные или не полностью дееспособные граждане. Плановые проверки проводятся в соответствии с планом работы органов опеки и попечительства на календарный год. Периодичность осуществления плановых проверок ежегодно не менее двух проверок организации в год в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 2 раза в год в отношении не полностью дееспособных граждан.

2. Основные задачи

1. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка.
2. Обеспечение для детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.
3. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.


4. Меры, направленные на формирование безопасного
и комфортного семейного окружения для детей

1) Реализация комплексной программы по работе с несовершеннолетними и их семьями "Тропинка".
Программа представляет собой объединенный по целевым, финансовым и иным признакам комплекс идей и мероприятий, направленных на охрану и защиту прав детей, их физическое, интеллектуальное и нравственное развитие, реабилитацию. Состоит из четырех подпрограмм: "Счастливый дом" (организация социальной работы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации), "Мы вместе" (организация социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями), "Страна друзей" (психологический блок по работе с семьями, имеющими несовершеннолетних детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста), "Счастливое детство" (направленное на обеспечение психолого-педагогического сопровождения приемных семей).
2) Реализация Проекта "Здоровая семья". Сроки проекта с апреля по декабрь 2012 г. В проекте участвуют 8 семей из категорий находящихся в социально-опасном положении и группы риска (в том числе родителей 8, детей 15 человек). Цель проекта - формирование положительного образа семьи, приобщение семей к социально приемлемым формам досуга, профилактика семейного неблагополучия.
3) Реализация районной целевой программы "Доступная среда на 2012 - 2015 годы".
4) Расширение участия общественных организаций и других институтов гражданского общества в решении проблем семьи и детей.
5) Обеспечение постоянной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми.
6) Проведение межведомственных рейдовых мероприятий с целью раннего выявления семейного неблагополучия.

5. Ожидаемые результаты

1. Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
2. Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.
3. Увеличение доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье).

III. Доступность качественного обучения и воспитания,
культурное развитие и информационная безопасность детей

1. Краткий анализ ситуации

В единой системе профилактики раннего семейного неблагополучия, жестокого обращения с несовершеннолетними особая роль отводится дошкольным образовательным учреждениям. Педагоги, постоянно контактирующие с детьми, являются первыми получателями информации о социальном неблагополучии в семье. В связи с этим раннее выявление семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, является одной из важных задач в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Программа дошкольного образования в районе реализуется в 18 дошкольных образовательных учреждениях и 3 дошкольных группах при общеобразовательных учреждениях. Деятельность муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений района, как одного из субъектов профилактики, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, Семейным кодексом РФ, Законом РФ и РК "Об образовании", ФЗ от 24.06.1999 № 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2011 № 300, приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.10.2011 № 2562, в соответствии с положением о межведомственном взаимодействии учреждений, служб, входящих в систему профилактики Сыктывдинского района, по работе с несовершеннолетними детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска", утвержденного постановлением главы муниципального района - руководителя администрации района от 13.05.2009 № 5/1349. В МБДОУ разработаны, приняты и утверждены локальные акты - "Положение о работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска". В каждом МБДОУ имеется социальный паспорт, банк данных и в соответствии с планом работы с данной категорией семей проводится определенная работа: патронажи с оформлением акта обследования жилищных условий, консультации, беседы, родительские собрания, а также оформляются информационные стенды, буклеты, папки - передвижки. Ежегодно в июне руководители МБДОУ направляют в ТКпДН и ЗП, ОПДН ОМВД, управление образования информацию о проделанной работе в учебном году с семьями, находящимися в СОП, и семьями "группы риска". На 01.10 каждого учебного года все МБДОУ представляют план работы, банк данных, акты обследования жилищно-бытовых условий несовершеннолетних в ТКпДН и ЗП, в ОПДН ОМВД, в сектор опеки и попечительства и управление образования.
В каждом дошкольном образовательном учреждении разработан Порядок действия воспитателя по информированию заведующей МБДОУ о наступлении форс-мажорной ситуации и родителей (законных представителей) о месте нахождения ребенка, который включен в должностную инструкцию воспитателя. В планы работы внесены мероприятия по профилактике раннего семейного неблагополучия, посещению семей, находящихся в социально опасном положении и семей "группы риска", дети которых отсутствуют в МБДОУ в течение 3-х дней без уважительной причины. Кроме того, в дошкольных образовательных учреждениях имеется план работы по защите прав ребенка на учебный год, в который включены такие разделы, как работа с семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска"; работа по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми; работа с родителями воспитанников; работа с сотрудниками МБДОУ; мероприятия для детей профилактической направленности и защите их прав. Со стороны администрации МБДОУ родителям (законным представителям) оказывается консультативная помощь, оформляются информационные уголки, проводятся индивидуальные беседы, родительские собрания ("Роль семьи в воспитании и развитии ребенка", "Безопасность детей в наших руках", "Наказание в воспитании", "Эмоциональное насилие", "Жестокое обращение" и другие). Документы на детей из семей, находящихся в социально опасном положении и "группы риска", которые поступают в первый класс, передаются директору образовательного учреждения до 31.08 ежегодно.
Согласно плану работы в бюджетных дошкольных образовательных учреждениях ежегодно проводятся совместные проверки с целью контроля за организацией работы с семьями, находящимися в социально опасном положении, и семьями "группы риска". В дошкольных учреждениях практикуются различные формы работы: создание медико-социально-психологической службы, родительский клуб по подготовке родителей к школе, сотрудничество с общественными комиссиями администраций сельских поселений по вопросам семейной, детской и молодежной политики, участковыми уполномоченными, участие в дежурствах ДНД.
Ежегодно на заседаниях ТКпДН и ЗП заслушивается отчет управления образования администрации МО МР "Сыктывдинский" о работе администраций МБДОУ с семьями, находящимися в социально опасном положении и "группы риска".
В районе реализуется целевая программа "Модернизация дошкольного образования в Сыктывдинском районе на 2012 - 2014 гг.".
Основной проблемой доступности дошкольного образования для всех категорий детей в Сыктывдинском районе является дефицит мест в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях.
Охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 6 лет по району в 2012 году составил 67,5 процента (по республике - 83,8 процента; Северо-Западный федеральный округ - 75,7 процента, по Российской Федерации - 63,7 процента).
В 2011 году дополнительно введено 55 мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования. За 11 месяцев 2012 года дополнительно введено 75 мест.
Принимаемых мер недостаточно для сокращения очередности в дошкольные образовательные учреждения района: на 01.12.2012 очередность в дошкольных образовательных учреждениях для детей в возрасте от одного месяца до семи лет составляет 536 детей, в том числе с 1,5 лет до 3-х лет - 144 ребенка, от трех до семи лет составляет 12 детей, к 01.09.2013 количество неустроенных детей с 3-х до 7 лет увеличится.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в районе определено приоритетное направление, связанное с устройством детей в возрасте от трех до семи лет в учреждения дошкольного образования. С этой целью в районе принято постановление об открытии с 01.09.2013 3-х дополнительных групп в с. Пажга (1 группа на 25 мест), с. Выльгорт (2 группы на 25 мест каждая), что позволит ликвидировать к 2014 году очередь для данной категории детей.
Для повышения доступности дошкольного образования для населения необходимо дальнейшее строительство новых детских садов и увеличение их пропускной способности. В 2013 году начнется строительство 2-х дошкольных образовательных учреждений на 70 (с. Палевицы) и 120 мест (с. Выльгорт). Из-за ветхости зданий и ликвидации очередности в районе также необходимо строительство детских садов в с. Лэзым (на 35 мест), с. Часово (на 45 мест), с. Выльгорт (120 мест).
Приоритетом в данной сфере является повышение качества дошкольного образования в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. В районе предшкольным образованием охвачено 99,5 процентов дошкольников в возрасте от пяти до семи лет (в республике - 94 процента, в Российской Федерации - 76 процентов).
В районе разработана целевая программа "Развитие образования в Сыктывдинском районе на 2012 - 2015 гг.".
Модернизация воспитательной работы осуществлялась по 8 направлениям:
1. Развитие системы дополнительного образования.
2. Патриотическое воспитание.
3. Сохранение коми языка как государственного.
4. Развитие лидерских качеств на основе ученического самоуправления.
5. Организация работы по предупреждению и профилактике преступлений, правонарушений и негативных тенденций среди несовершеннолетних.
6. Организация отдыха, оздоровления детей и занятости подростков.
7. Развитие экологического воспитания школьников.
8. Организация работы с одаренными детьми.
Работа по патриотическому воспитанию реализовывалась по следующим разработанным планам и программам:


2009 - 2010 гг. "Межведомственный план работы по патриотическому
воспитанию подростков и молодежи"

2011 - 2012 гг. Целевая программа "Допризывная подготовка граждан
Российской Федерации в Сыктывдинском районе к военной
службе"


Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, по устранению причин и условий, способствующих противоправному поведению несовершеннолетних, а также по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних администрацией муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Республики Коми от 23.12.2008 № 148-РЗ "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми", Положением о КпДН, Семейным кодексом РФ, Законом РФ и РК "Об образовании", с решениями и постановлениями вышестоящих органов, положением "О межведомственном взаимодействии учреждений и служб, входящих в систему профилактики Сыктывдинского района по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска" (постановление главы муниципального района от 13.05.2009 № 5/1349) и другими нормативными документами.
Решением Совета муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" от 27.02.2009 № 23/2-8 в районе реализуется целевая программа "Укрепление правопорядка и общественной безопасности в Сыктывдинском районе" на 2009 - 2012 годы, которая имеет подпрограмму "Профилактика правонарушений в Сыктывдинском районе".
Цели данной подпрограммы:
- укрепление правопорядка и общественной безопасности в районе;
- снижение социальной напряженности и профилактика раннего семейного неблагополучия;
- создание условий для обеспечения гражданского становления и самореализации подростков и молодежи.
При управлении образования администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" с 2008 года функционирует медико-педагогическая школа, основными задачами которой являются оказание комплексной психолого-медико-педагогической помощи подросткам, родителям, педагогам, проведение мероприятий по формированию здорового образа жизни, предупреждение факторов, способствующих увеличению количества негативных тенденций в подростковой среде, изучение и устранение причин девиантного и аддиктивного поведения несовершеннолетних. Кроме бесед, родительских собраний, среди подростков проводятся медицинские осмотры, анкетирование и интерактивные игры, для родителей выпускаются тематические памятки и буклеты. С 2011 - 2012 учебного года выезды медико-педагогической школы проводятся в рамках единых дней профилактики. В целом работа медико-педагогической школы ведется в системе, участие специалистов всех ведомств позволяет комплексно и своевременно оказывать помощь как детям, так и родителям.
- Выезды медико-педагогической школы в период с 2010 по 2012 гг.:


2009 - 2010 год 2010 - 2011 год 2011 - 2012 год

12 выездов 14 выездов 7 выездов

9 школ 8 школ 6 школ

748 учащихся 333 учащихся 629 учащихся

4 родительских собрания 7 родительских 4 родительских
- 173 родителя собраний - 195 родителей собрания - 95 родителей


В рамках профилактической работы в районе проводятся межведомственные операции "Каникулы", "Подросток", "Милиция и дети", "Контакт", "Занятость". В период проведения операций в школах организуется следующая работа: недели правовых знаний для учащихся младшего и среднего звена, индивидуальные беседы с детьми "группы риска", целевые рейды в неблагополучные семьи, рейдовые мероприятия по проверке мест концентрации молодежи с целью пресечения фактов употребления подростками спиртных напитков и психоактивных веществ. Во всех образовательных учреждениях района функционируют советы профилактики и детские молодежные объединения. С 2008 года зарегистрировано и функционирует районное движение детей и молодежи "Зарни зэр" (охват 500 человек), куда входят и советы молодежи сельских поселений и рабочая молодежь.
В соответствии с требованиями Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" ОПДН во взаимодействии с субъектами профилактики осуществляется работа по выявлению родителей, иных законных представителей несовершеннолетних не исполняющих, либо ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних, а также родителей, жестоко обращающихся с детьми, допускающих совершение в отношении детей преступления насильственного и сексуального характера. Ежегодно на территории Сыктывдинского района выявляется более 80 родителей, ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию детей и привлеченных к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.35 и статье 20.22 КоАП РФ.


Рассмотрено дел на родителей за невыполнение 9 мес. 9 мес. 9 мес.
обязанностей по обучению, содержанию и воспитанию 2010 г. 2011 г. 2012 г.
детей
69 104 82


Ежегодно по фактам совершения в отношении детей преступлений насильственного характера привлекается к уголовной ответственности 2 - 3 родителя: 9 мес. 2010 г. - 3, 9 мес. 2011 г. - 2, 9 мес. 2012 г. - 4 родителя, в том числе по статье 156 УК РФ (9 мес. 2010 г. - 2, 9 мес. 2011 г. - 2, 9 мес. 2012 г. - 0).
Предупреждение насильственных преступлений в отношении несовершеннолетних неразрывно связано с соблюдением родителями (законными представителями) требований Закона Республики Коми от 23.12.2008 № 148-РЗ "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми", которым на территории республики регулируются правоотношения, связанные с недопущением нахождения несовершеннолетних на улицах и в общественных местах в ночное время без соответствующего сопровождения. Действие данного закона позволяет своевременно принимать меры к родителям (иным законным представителям), оставляющим своих детей без контроля в наиболее опасный для них период времени.


ПОКАЗАТЕЛИ 9 мес. 9 мес. 9 мес.
2010 г. 2011 г. 2012 г.

Проведено межведомственных рейдов 13 9 12

Выявлено несовершеннолетних, находящихся в ночное 20 2 5
время в общественных местах без сопровождения
родителей (законных представителей)


За первые три года его реализации уровень подростковой преступности на территории Сыктывдинского района снизился на 69,8%. Меньшее число несовершеннолетних совершили ночные и уличные преступления, снизилось число детей, пострадавших от преступных посягательств. Динамика снижения преступности несовершеннолетних на территории Сыктывдинского района сохраняется и в 2012 году (-15,8%).
Организация отдыха, оздоровления детей и подростков в Сыктывдинском районе осуществляется через организацию ДОЛ с дневным пребыванием, работ лагерей труда и отдыха, профильных лагерей в летний период, выездных ДОЛ.
Ежегодно охват горячим питанием обучающихся в образовательных учреждениях района составляет 100%.
В 2011 году введены в эксплуатацию МБОУ "Шошкинская СОШ" и МБОУ ДД и МШВ "Нювчимская НШ - ДС". В 2013 году планируется ввод в эксплуатацию здание детского сада на 70 мест в с. Палевицы и здание детского сада на 120 мест в с. Выльгорт.
Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена.
Обеспечивается доступность дополнительного образования детей. В 3 центрах дополнительного образования: МБОУ ДОД "Районный центр внешкольной работы с. Выльгорт", МБОУ ДОД "Детско-юношеский центр с. Зеленец", МБОУ ДОД "Центр эстетического воспитания с. Пажга" функционируют 114 объединений с охватом 1662 человека. Объединения функционируют на бесплатной основе.
Совершенствуется система выявления одаренных детей и творческой молодежи. В образовательных учреждениях района ведется работа с одаренными детьми. Учащиеся принимают участие в районных, республиканских конкурсах. Победители участвуют во всероссийских конкурсах. В образовательных учреждениях созданы органы ученического самоуправлении и детские организации. Учащиеся участвуют в проекте "Малая Нобелевская премия".
Совершенствуется система обучения детей с ограниченными возможностями в здоровье. В районе три ребенка-инвалида обучаются с помощью дистанционных технологий.
С целью обеспечения культурного развития детей и подростков, организации их досуга работу с детьми в Сыктывдинском районе проводят 19 муниципальных библиотек, 12 музеев, 19 культурно-досуговых учреждений, 4 детских школ искусств.
В целом охват детей услугами учреждений культуры стабилен: количество занимающихся в детских школах искусств от 7 до 17 лет - 350 человек; зарегистрированы пользователями библиотек - 1842 чел.; участников детских клубных формирований - 1260.
Совершенствуется технологическое обеспечение информационной безопасности образовательного процесса.
В связи с активным развитием информационных технологий все общеобразовательные учреждения района подключены к единой системе контент-фильтрации доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", предотвращающей доступ к информации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", несовместимой с целями образования и воспитания (DNS фильтрация).
Вместе с тем продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются:
1) дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях;
2) отсутствие механизма реализации специальных образовательных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях общего образования;
3) несоответствие инфраструктуры учреждений культуры, работающих с детьми, современным требованиям, слабая материально-техническая база, недостаточность и низкое качество инструментария;
4) необходимость совершенствования мер обеспечения информационной безопасности детей;
5) недостаточный уровень профессиональной компетентности преподавателей муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства в условиях введения федеральных государственных требований к предпрофессиональным программам по видам искусства;
6) необходимость совершенствования мер выявления и реализации способностей талантливых и одаренных детей для дальнейшей профессионализации в области культуры и искусства.

2. Основные задачи

1. Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.
2. Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
3. Обеспечение условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья образования по месту жительства с учетом их особых образовательных потребностей.
4. Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от сферы одаренности, места жительства и социально-имущественного положения их семей.

3. Меры, направленные на обеспечение доступности
и качества образования

1. Строительство новых дошкольных образовательных учреждений.
2. Обеспечение развития способностей каждого ученика, доступности для каждого старшеклассника выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.
3. Создание условий для совместного образования обучающихся из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в общеобразовательных учреждениях при сохранении и развитии учреждений специального (коррекционного) образования.
4. Обеспечение реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.
5. Обеспечение предоставления детям качественной психологической и коррекционно-педагогической помощи в образовательных учреждениях.
6. Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
7. Организация услуг для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, их родителей и опекунов.

4. Меры, направленные на поиск и поддержку
талантливых детей и молодежи

1. Создание и обновление единого банка данных по одаренным учащимся.
2. Создание системы переподготовки психолого-педагогических кадров для работы с одаренными детьми, а также для работы с их родителями (законными представителями).
3. Поддержка творческих (районных, республиканских, межрегиональных и т.п.) мероприятий, направленных на выявление талантливых и одаренных детей.
4. Организация, проведение и участие в республиканских, межрегиональных, международных конференциях, семинарах, "круглых столах" по актуальным проблемам дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.

5. Меры, направленные на развитие воспитания
и социализацию детей

1. Реализация целевой программы "Развитие образования в Сыктывдинском районе на 2012 - 2015 гг.".
2. Реализация целевой программы "Допризывная подготовка граждан Российской Федерации в Сыктывдинском районе к военной службе на 2011 - 2013 гг.".
3. Проведение конкурсов, инновационных проектов, программ и оказание поддержки мероприятий в сфере воспитания и социализации детей на конкурсной основе.
4. Комплексная профилактика противоправного поведения несовершеннолетних.

6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного
образования, инфраструктуры творческого развития
и воспитания детей

1. МБОУДОД "ЦЭВД с. Пажга" продолжить развитие этнонаправленности через развитие театральных кружков (студий).
2. Укрепление материально-технической базы ЦДО.
3. Повышение профессионального мастерства педагогов дополнительного образования.

8. Ожидаемые результаты

1. Обеспечение доступности дошкольного образования, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг.
2. Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
3. Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
4. Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
5. Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ.
6. Обеспечение доступности различных видов социально-психологической, педагогической помощи и поддержки детей в трудной жизненной ситуации.
7. Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности.
8. Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
9. Сокращение числа детей, пострадавших от противоправного контента в интернет-среде.
10. Повышение качества дополнительного образования детей.
11. Рост посещаемости детских библиотек, музеев.
12. Увеличение числа детей, овладевших правилами безопасного пользования интернетом.
13. Увеличение числа детей, участвующих в международных, российских, республиканских конкурсах.
14. Расширение перечня информационных и досуговых услуг, предоставляемых детям и подросткам в библиотеках.

IV. Охрана здоровья детей и формирование
здорового образа жизни

1. Краткий анализ ситуации

За 10 мес. 2012 года показатель младенческой смертности составил 7,6 на 1000 родившихся живыми (за 10 месяцев 2011 года 15,8). На дому умерло два ребенка, причина - синдром внезапной смерти.
Планируется продолжение работы, направленной на снижение смертности на дому от управляемых причин: повышение квалификации специалистов первичного звена, совершенствование профилактической направленности в деятельности педиатрической службы.
В структуре детской смертности от 0 до 17 лет на первом месте остаются внешние причины.
За 10 месяцев 2012 года зарегистрировано 2 попытки суицида среди несовершеннолетних (2011 год - 2), завершенных суицидов в 2011 - 2012 гг. не отмечалось.
На профилактическом наблюдении за употребление спиртных напитков состоят 2 несовершеннолетних учащихся КРАПТ-а (2011 год - 3), токсических и психоактивных веществ - 0 (2011 год - 1).
С 2007 года в районе ежегодно проводится диспансеризация детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обучающихся, воспитывающихся в стационарных учреждениях.
По итогам ежегодной диспансеризации детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в 2011 году получены следующие результаты:
1) Специальная (коррекционная) школа-интернат для детей и сирот, оставшихся без попечения родителей 8 вида Министерства образования РК в с. Пажга - учащихся на конец года 103 чел. Детей-инвалидов - 18 чел. (17%). Распределение по группам здоровья: 1 - 0; 2 - 0; 3 - 101 чел. (98%); 4 - 2 чел. (2%).
2) Республиканский социально-реабилитационный центр "Гренада" в с. Ыб - для детей от 4 до 17 лет рассчитан на 20 чел. Распределение по группам здоровья: 1 - 0; 2 - 5 чел. (25%); 3 - 14 чел. (70%); 4 - 1 чел. (5%).

2. Основная задача

Предоставление доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.

3. Меры по охране здоровья детей

1. Внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям.
2. Повышение доступности в получении всех видов высокотехнологичной медицинской помощи и лечения.
3. Создание регионального сегмента федерального регистра детей с редкими (орфанными) заболеваниями и организация адресного финансирования лечения таких детей за счет бюджетных ассигнований регионального и федерального бюджетов согласно этому регистру.
4. Проведение санитарно-просветительной работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних.
5. Повышение ответственности медицинского персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям.

4. Ожидаемые результаты

1. Снижение показателей младенческой и детской смертности.
2. Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.
3. Доступность для всех категорий детей качественных медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.


IV. Создание системы защиты и обеспечения прав
и интересов детей

1. Краткий анализ ситуации

Повышение качества жизни семей и детей, поддержка и комплексная защита институтов семьи, материнства и детства - одни из основных приоритетов деятельности субъектов профилактики. И поскольку проблемы неблагополучных семей, в которых дети испытывают стресс, пренебрежение со стороны взрослых, подвергаются жестокому обращению и не получают родительской заботы, требуют совместного решения со стороны всех служб, в районе ежегодно реализуется комплекс мер, направленных на предупреждение раннего семейного неблагополучия, детской безнадзорности и беспризорности, а также на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних. На Совете муниципального образования ежегодно заслушивается вопрос о взаимодействии служб системы профилактики, администраций сельских поселений по профилактике раннего семейного неблагополучия.
Особая роль в процессе сопровождения семей, находящихся в социально опасном положении и "группы риска", отведена органам социальной защиты населения и сектору опеки и попечительства Агентства Республики Коми по социальному развитию по Сыктывдинскому району. На все сопровождаемые семьи заводятся карты социального патронажа, куда вносятся сведения обо всех членах семьи, жилищно-бытовых условиях, о проводимой с семьей индивидуально-профилактической работе. Детям из семей, находящихся в социально опасном положении, оказывается содействие в устройстве в социально-реабилитационные центры, также оказывается содействие в социальной реабилитации несовершеннолетних, вернувшихся с ЦВСНП МВД РК. На базе отделения социальной помощи семье и детям 4 год реализуется комплексная программа по работе с несовершеннолетними и семьями "ТРОПИНКА", включающая в себя три подпрограммы: "Счастливый дом" (организация социальной работы с семьями и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации), "Мы вместе" (организация социальной работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями), "Страна друзей" (психологический блок по работе с семьями, имеющими несовершеннолетних детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста). Также функционирует "Клуб детского досуга", реализуются социальные проекты "Мастерская маленьких чудес" и "Здоровая семья". На протяжении нескольких лет с целью оказания материальной помощи семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации отделением организуется и проводится благотворительная акция "Собери ребенка в школу". В 2010 году детям сформировано и вручено 3 портфеля, в 2011 году - 150 школьных портфелей, в 2012 году - 121 портфель.
Профилактическая работа по предупреждению безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, по устранению причин и условий, способствующих противоправному поведению несовершеннолетних, а также по обеспечению защиты прав и законных интересов несовершеннолетних администрацией муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", Законом Республики Коми от 23.12.2008 № 148-РЗ "О некоторых мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Республике Коми", Положением о КпДН, Семейным кодексом РФ, Законом РФ и РК "Об образовании", с решениями и постановлениями вышестоящих органов, положением "О межведомственном взаимодействии учреждений и служб, входящих в систему профилактики Сыктывдинского района по работе с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, и "группы риска" (постановление главы муниципального района от 13.05.2009 № 5/1349) и другими нормативными документами.

2. Основные задачи

1. Развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей.
2. Совершенствование деятельности органов опеки и попечительства.
3. Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку.
4. Укрепление кадрового потенциала органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
5. Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.

3. Меры, направленные на создание системы защиты детей
и обеспечения прав и интересов детей

1. Усиление института уполномоченных по правам ребенка на муниципальном уровне.
2. Совершенствование работы органов опеки и попечительства, повышение ответственности специалистов этих органов, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранения для ребенка его родной семьи.
3. Обеспечение сохранения жизни, физического и психического здоровья детей, защиты их прав и законных интересов, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
4. Организация деятельности сотрудников территориальных органов, служащих и специалистов учреждений социальной защиты и социального обслуживания, органов опеки и попечительства по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию жестокому обращению с детьми.

4. Ожидаемые результаты

1. Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
2. Повышение уровня защищенности ребенка от населения и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи.
3. Расширение спектра мер воспитательного характера.

V. Механизм реализации Стратегии

Стратегия реализуется во взаимосвязи с разработанными программами в Сыктывдинском районе, направленными на улучшение положения детей.
Стратегию предусматривается реализовать в 2013 - 2017 гг.
Механизмом контроля за ходом реализации Стратегии являются ежегодные аналитические доклады всех служб профилактики.


------------------------------------------------------------------