Постановление администрации муниципального района "Троицко-Печорский" от 31.01.2013 N 1/108-1 "О стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы на территории муниципального района "Троицко-Печорский"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
"ТРОИЦКО-ПЕЧОРСКИЙ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 января 2013 г. № 1/108-1

О СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ТРОИЦКО-ПЕЧОРСКИЙ"

В целях реализации пункта 3 распоряжения Главы Республики Коми от 20 сентября 2012 г. № 309-р и формирования муниципальной политики по улучшению положения детей на территории муниципального района "Троицко-Печорский" постановляю:
1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы на территории муниципального района "Троицко-Печорский", согласно приложению.
2. Разработать и утвердить положение о рабочей группе по реализации Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы на территории муниципального района "Троицко-Печорский".
3. Сформировать и утвердить план первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы на территории муниципального района "Троицко-Печорский".
4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя администрации муниципального района "Троицко-Печорский" О.В.Попову.

Руководитель администрации
муниципального района
"Троицко-Печорский"
И.СИДОРИН





Приложение
к Постановлению
администрации муниципального района
"Троицко-Печорский"
от 31 января 2013 г. № 1/108-1

СТРАТЕГИЯ
ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ НА 2012 - 2017 ГОДЫ
НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ТРОИЦКО-ПЕЧОРСКИЙ"

I. ВВЕДЕНИЕ

Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы.
В целях реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы и систематизации основных направлений и задач муниципальной политики в интересах детей актуальными являются разработка и принятие на муниципальном уровне Стратегии действий в интересах детей на территории муниципального района "Троицко-Печорский" на 2012 - 2017 годы (далее - Муниципальная стратегия).
Главная цель Муниципальной стратегии - определить основные направления и задачи муниципальной политики в интересах детей и механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного права.
Обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных приоритетов для района. Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в программе комплексного социально-экономического развития муниципального района "Троицко-Печорский" на 2011 - 2015 годы, долгосрочных муниципальных программах "Развитие образования на территории муниципального района "Троицко-Печорский" (2011 - 2015 годы), "Профилактика правонарушений на территории муниципального района "Троицко-Печорский" (2013 - 2014 годы), "Дети Троицко-Печорского района (2012 - 2013 годы)", "Молодежь Троицко-Печорского района (2011 - 2013 годы)", а также в муниципальных планах мероприятий по улучшению положения подрастающего поколения в 2008 году - в рамках Года семьи, в 2011 году - в рамках Года ребенка, в 2012 году - в рамках Года молодежи, в 2013 году - в рамках Года спорта, объявленных Главой Республики Коми.
Инструментом решения многих вопросов в сфере детства стала реализация на территории района приоритетных национальных проектов "Здоровье" и "Образование", долгосрочных республиканских и муниципальных целевых программ. В республике созданы новые государственные и общественные институты: учреждена должность Уполномоченного при Главе Республики Коми по правам ребенка, создан Общественный совет при Уполномоченном при Главе Республики Коми по правам ребенка; представитель Уполномоченного при Главе Республики Коми по правам ребенка организует свою работу на территории района.
Увеличился объем финансирования социальных расходов из консолидированного бюджета Республики Коми и муниципального района, приняты новые меры социальной поддержки семей с детьми.
Вместе с тем, проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту.
Семьи с несовершеннолетними детьми являются самой массовой группой среди незащищенных слоев населения.
В 2011 году уровень бедности семей с детьми более чем вдвое превышал аналогичный показатель среди бездетных семей. Для многодетных семей характерен общий низкий уровень благосостояния: у них ниже среднедушевые доходы, невысокое качество питания, стесненные жилищные условия.
По данным выборочных обследований, в 2011 году доля детей, проживающих в семьях со среднедушевыми доходами ниже величины прожиточного минимума, составляла 23,4 процента. При этом с ростом количества детей в семье риски бедности существенно увеличиваются.
На территории муниципального района "Троицко-Печорский" остается актуальной проблема предупреждения преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних их родителями и другими лицами, фактически проживающими совместно с потерпевшими.
За 2012 год в отношении несовершеннолетних совершено 22 преступления, в том числе насильственного характера - 17. От преступных посягательств пострадали 22 ребенка, в том числе 1 - от родителей.
Из 15 подростков, совершивших преступления в 2012 году, на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних состояли 5.
В 2012 году 4 несовершеннолетних совершили преступления под воздействием алкоголя, что значительно ниже показателя 2011 года (10 преступлений).
На высоком уровне сохраняется количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На 1 января 2012 года насчитывается 129 несовершеннолетних, относящихся к указанной категории. Более 90 процентов из них - "социальные сироты".
В среднем стабильным остается число детей и подростков, помещаемых в специализированные учреждения для несовершеннолетних Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Троицко-Печорского района", нуждающихся в социальной реабилитации. Так, в 2011 году в сравнении с 2010 годом численность таких детей и подростков увеличилась на 9 процентов (48 и 44 человека соответственно).
Особой категорией детей, требующих пристального внимания, являются дети-инвалиды. В Троицко-Печорском районе на протяжении ряда лет наблюдается тенденция к снижению численности детей-инвалидов. На 1 января 2011 года в районе насчитывалось 46 детей-инвалидов в возрасте 0 - 17 лет. Индивидуальные программы реабилитации имеют 100% детей-инвалидов.
Нехватка кадровых ресурсов, знаний и приемов практической работы с "трудными" детьми и подростками, а также особенными детьми (детьми-сиротами, детьми-инвалидами и др.) является причиной недостаточного профессионального подхода в работе с данной категорией несовершеннолетних.
Данные статистики свидетельствуют о необходимости проведения дальнейшей системной работы с несовершеннолетними и их социальным окружением по формированию здорового образа жизни, правоправного поведения, ответственности родителей за воспитание детей, создание условий для безбарьерной интеграции детей-инвалидов и успешной адаптации детей-сирот. Необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных не только на расширение, но и на совершенствование деятельности системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также на профилактику социального неблагополучия семей с детьми.
Одним из инструментов диалога между населением и социальными институтами общества является планомерное осуществление информационной политики, в связи с чем особую актуальность приобретает информационно-просветительская работа по профилактике семейного неблагополучия и формированию положительного образа благополучной семьи, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Острота существующих проблем в сфере детства, необходимость их решения, интересы будущего района требуют от органов местного самоуправления, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
1. Основные проблемы в сфере детства
К основным проблемам в сфере детства на территории района относятся:
1) недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей;
2) распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми;
3) наличие неравенства между муниципальными образованиями городских округов (муниципальных районов) в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей;
4) наличие рисков, связанных с распространением информации, представляющей опасность для детей;
5) высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях;
6) низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми;
7) социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении), недостаточное развитие системы социальной адаптации и успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
8) отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
2. Основные принципы Муниципальной стратегии
Основными принципами Муниципальной стратегии являются:
1) реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье. На территории района должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан;
2) защита прав каждого ребенка. На территории района должна быть сформирована система, обеспечивающая реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств;
3) максимальная реализация потенциала каждого ребенка. В районе должны создаваться условия для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности;
4) сбережение здоровья каждого ребенка. На территории района должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи;
5) технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка и реализуемые при поддержке государства. На территории района необходимо внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений;
6) особое внимание - уязвимым категориям детей. В районе во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество;
7) обеспечение профессионализма при работе с каждым ребенком и его семьей. Необходимо обеспечить условия для регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями;
8) партнерство во имя ребенка. На территории района политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, привлечения общественных организаций к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры по созданию системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
Муниципальная стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов местного самоуправления, гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
Реализацию Муниципальной стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям:
1) семейная политика детствосбережения;
2) доступность качественного обучения и воспитания, культурное развитие и информационная безопасность детей;
3) охрана здоровья детей и формирование здорового образа жизни;
4) равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства;
5) создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей.

II. СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА ДЕТСТВОСБЕРЕЖЕНИЯ

1. Краткий анализ ситуации
Несмотря на складывающийся в последние годы рост уровня рождаемости, а начиная с конца 2011 года - наличие тенденции естественного прироста, в Троицко-Печорском районе Республики Коми ежегодно отмечается снижение численности детей в возрасте до 18 лет. По состоянию на 1 января 2011 года количество детей в возрасте от 0 до 18 лет составляет 2671 несовершеннолетний. Причиной сокращения численности детей является миграционный отток.
В 2011 году появилось 114 новых семей, что на 2% процента больше, чем в 2010 году. Количество разводов в 2011 году уменьшилось в сравнении с 2010 годом на 1% процент и составило 71 случай.
Меры по экономическому стимулированию рождаемости, осуществляемые в Российской Федерации и в Республике Коми с 2007 года, дали положительные результаты. Несмотря на снижение численности женщин репродуктивного возраста, ежегодно увеличивалась численность новорожденных. Число родившихся в районе возрастало за счет повторных рождений, при этом отмечалось снижение числа первенцев.
Введение в 2011 году регионального семейного капитала при рождении третьего или последующих детей в размере 150,0 тыс. рублей способствовало увеличению числа родившихся детей в I полугодии 2012 года.
Наряду с количественными показателями изменились и качественные характеристики современной семьи: на протяжении ряда лет в районе наблюдалась тенденция к уменьшению числа многодетных семей, зарегистрированных в органах и учреждениях социальной защиты населения (в 2005 году - 183 семьи, в 2006 году - 139 семей, в 2007 году - 74 семьи). С 2010 года происходит незначительный рост количества многодетных семей (в 2010 году - 78 семей, в 2011 году - 85 семей, I полугодие 2012 года - 88 семей).
Для многодетных и неполных семей характерны максимальные риски бедности. В районе на стабильно высоком уровне остается количество малоимущих семей с детьми (в 2011 году - 389, в I полугодии 2012 года - 401 семья).
Кроме того, имеет место высокий уровень социального неблагополучия в семьях, что сопряжено с пьянством и алкоголизмом, наркозависимостью, деградацией семейных и социальных ценностей, социальным сиротством. В едином банке данных по Троицко-Печорскому району состоит 41 семья, находящаяся в социально опасном положении, и 30 семей "группы риска".
В случаях несвоевременного выявления и неоказания эффективной профилактической помощи семьям с детьми на ранних этапах основными мерами по защите прав ребенка становятся лишение и ограничение родительских прав.
Все чаще выявляются случаи жестокого обращения с детьми, включая физическое, эмоциональное насилие в отношении детей, пренебрежение их основными потребностями. Как правило, насилие в отношении детей со стороны родителей имеет место в социально неблагополучных семьях. В 2011 году на территории района зафиксировано 5 фактов жестокого обращения с детьми.
Муниципальная стратегия, направленная на пропаганду семейных ценностей, повышение статуса семьи в обществе, улучшение качества жизни детей, защиту их прав и интересов, в некоторой степени будет способствовать решению как демографических проблем, так и проблем детства.
2. Основные задачи
1. Сокращение уровня бедности среди семей с детьми и обеспечение минимального гарантированного дохода.
2. Повышение доступности и качества социальных услуг для семей с детьми, основанных на международных стандартах прав ребенка.
3. Обеспечение для детей безопасного и комфортного семейного окружения, в условиях которого соблюдаются права ребенка и исключены любые формы жестокого обращения с ним.
4. Обеспечение профилактики семейного неблагополучия, основанной на его раннем выявлении, индивидуализированной адекватной помощи семье, находящейся в трудной жизненной ситуации, оказываемой на межведомственной основе, приоритете воспитания ребенка в родной семье.
5. Укрепление института семьи с детьми, базовых семейных ценностей, повышение воспитательного потенциала семьи.
3. Меры, направленные на сокращение бедности среди семей с детьми
1. Применение разрабатываемых и внедряемых на федеральном уровне стандартов минимальных гарантий доступа к доходам и социальным услугам, определяющих основные показатели качества жизни детей, включая минимальный гарантированный доход, гарантированное социальное жилье, семейный отдых и качество питания.
2. Осуществление государственных социальных обязательств путем принятия оперативных мер социальной поддержки и государственной социальной помощи, связанных с изменением социально-экономических условий, в первую очередь, семьям с детьми.
3. Мониторинг эффективности дополнительных социальных гарантий в отношении семьи и детей, принятых в Республике Коми на период до 2013 - 2016 годов (региональный семейный капитал, единовременное пособие при усыновлении ребенка, дополнительная социальная гарантия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по возмещению расходов на осуществление капитального или текущего ремонта их жилых помещений), разработка предложений по пролонгации действия указанных гарантий на последующие годы.
4. Обеспечение минимальных государственных гарантий в области доходов и социальных услуг, определяющих основные показатели качества жизни семей с детьми.
4. Меры, направленные на формирование безопасного и комфортного семейного окружения для детей
1. Продолжение реализации и разработка новых программ, пропагандирующих ценности семьи, приоритет ответственного родительства, защищенного детства, нетерпимость ко всем формам насилия и телесного наказания в отношении детей через средства массовой информации, систему образования, социальной защиты, здравоохранения и культуры.
2. Участие в разработке, нормативном закреплении и внедрении стандартов оказания специализированных профилактических услуг по предотвращению жестокого обращения с детьми, преодолению семейного неблагополучия и социального сиротства, реабилитационной помощи детям (их семьям), пострадавшим от жестокого обращения.
3. Обеспечение внедрения и распространения современных технологий профилактической и реабилитационной работы с семьей и детьми.
4. Расширение участия общественных организаций и других институтов гражданского общества в решении проблем семьи и детей.
5. Обеспечение постоянной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, работающих с семьей и детьми.
6. Использование инновационного опыта в сфере профилактики жестокого обращения с детьми и реабилитации пострадавших.
7. Участие в общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми.
8. Реализация механизмов раннего выявления жестокого обращения и насилия в отношении ребенка, социального неблагополучия семей с детьми и оказания им помощи с участием учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания в рамках порядка межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в Троицко-Печорском районе.
9. Проведение межведомственных рейдовых мероприятий с целью раннего выявления семейного неблагополучия.
10. Распространение информации о правах ребенка, адаптированной для детей, родителей, учителей, специалистов, работающих с детьми и в интересах детей, через средства массовой информации, сеть Интернет, организации и учреждения для детей.
11. Формирование системы мониторинга для оценки эффективности семейной и социальной политики в Троицко-Печорском районе в сфере материнства и детства.
5. Меры, направленные на профилактику изъятия ребенка из семьи, социального сиротства
1. Организация на межведомственной основе системы раннего выявления социального неблагополучия семей с детьми и комплексной работы с ними для предотвращения распада семьи и лишения родителей родительских прав (при участии органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, служб занятости, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов опеки и попечительства) с надлежащей координацией деятельности всех служб в сфере реабилитации семьи.
2. Обеспечение беспрепятственного доступа семей с детьми к необходимым социальным услугам, в том числе на основе развития служб социального сопровождения семей, входящих в группу риска, в целях осуществления работы с ними по сохранению ребенка в семье и реализации права ребенка на благополучное семейное окружение.
3. Обеспечение внедрения эффективных технологий реабилитации социально неблагополучных семей с детьми.
4. Внедрение системы профилактики отказов от детей при рождении и (или) помещении в медицинские учреждения, особенно в случаях выявления у ребенка нарушений развития и несовершеннолетия матерей.
5. Введение запрета на изъятие детей из семей без предварительного проведения социально-реабилитационной работы, включая возможность замены лишения родительских прав ограничением родительских прав с организацией в этот период реабилитационной работы с семьями.
6. Повышение эффективности работы социальных консилиумов в территориальных комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав.
7. Проведение межведомственной операции "Единый день профилактики".
6. Ожидаемые результаты
1. Снижение численности семей, находящихся в социально опасном положении.
2. Сокращение числа детей, остающихся без попечения родителей.
3. Сохранение доли детей, оставшихся без попечения родителей, переданных на воспитание в семьи граждан Российской Федерации (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), в том числе по договору о приемной семье).
4. Формирование эффективной системы повышения квалификации специалистов, работающих с семьями и детьми.
5. Сохранение уровня рождаемости.

III. ДОСТУПНОСТЬ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ,
КУЛЬТУРНОЕ РАЗВИТИЕ И ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ДЕТЕЙ

1. Краткий анализ ситуации
Основной проблемой доступности дошкольного образования на территории района для всех категорий детей является дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях пгт. Троицко-Печорск; по состоянию на 01.01.2013 очередность составляет 40 человек; в образовательные учреждения, реализующие программу дошкольного образования, расположенные на территории муниципального района, очередность отсутствует.
Доля детей дошкольного возраста, охваченных различными формами дошкольного образования, составляет 79%, в том числе детей от 1 года до 3 лет - 66,5%, детей в возрасте от 3 до 5 лет - 84,3%, детей в возрасте от 5 до 7 лет - 95,47% (по республике в 2012 году составила 83,8% (Северо-Западный федеральный округ - 75,7%, по Российской Федерации - 63,7%). В целях подготовки неорганизованных детей 5 - 7 лет к обучению в школе на базе МОУ ДОД "ЦВР" организована работа детского объединения "Школа будущего первоклассника".
Для реализации на территории района государственной политики в области образования в части организации диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста, удовлетворения запросов родителей (законных представителей) на получение педагогической и психолого-логопедической консультации и помощи по вопросам обучения и коррекции развития детей дошкольного возраста, охвата неорганизованных детей альтернативной формой дошкольного образования (п. 5 ст. 18 Закона Российской Федерации "Об образовании") на базе МДОУ "Детский сад № 1 общеразвивающего вида" пгт. Троицко-Печорск открыт консультативный пункт для родителей.
Анализ системы дошкольного образования за последние три учебных года показывает стабильную динамику предоставления муниципальной образовательной услуги родителям (законным представителям) в соответствии с Законами РФ и РК "Об образовании".
Вместе с тем, на территории района принимаемых мер недостаточно для сокращения очередности в дошкольные образовательные учреждения пгт. Троицко-Печорск; 75% имеющихся заявлений, не обеспеченных местами в дошкольных образовательных учреждениях, составляют дети в возрасте от одного года до трех лет.
С целью ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения пгт. Троицко-Печорск необходимо планировать организацию вариативных форм предоставления образовательной услуги (открытие группы при общеобразовательной школе, организация работы семейного детского сада, центра игровой поддержки ребенка).
Для повышения доступности дошкольного образования для населения, проживающего в пгт. Троицко-Печорск, необходимо развитие разнообразных форм дошкольного образования и строительство детского сада в пгт. Троицко-Печорск (проектной мощностью на 50 мест) за счет привлечения средств республиканского и федерального бюджетов.
Приоритетом в сфере дошкольного образования является повышение качества образовательной услуги в целях обеспечения равных стартовых возможностей для обучения детей в начальной школе. В муниципальном районе предшкольным образованием охвачено 97% дошкольников в возрасте от пяти до семи лет (в Республике Коми - 94%, Российской Федерации - 76%).
Анализ сформированности общеучебных навыков у детей старших и подготовительных групп выявляет оптимальный уровень организации работы администрации, педагогов образовательных учреждений по подготовке детей к школе.
В целях укрепления материальной базы ОУ, реализующих программы дошкольного образования, в 2012 году впервые за последние годы в рамках муниципальной программы целевым назначением выделено 700,0 тыс. руб., из них 500,0 тыс. руб. на приобретение мягкого, твердого инвентаря; 100,0 тыс. руб. - на учебно-развивающие игры; 100,0 тыс. руб. - на мероприятия по вводу бассейна МДОУ № 1; на капитальный ремонт использованы средства муниципального и республиканского бюджетов в размере 1 000,0 тыс. руб. для МДОУ "Детский сад № 3 общеразвивающего вида" пгт. Троицко-Печорск и МДОУ "Детский сад" пст. Мылва.
Для реализации системных задач, поставленных в рамках национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", республиканского плана мероприятий по модернизации общего образования на 2011 - 2015 годы на территории района уделяется достаточное внимание вопросам обеспечения качества общего образования.
Вместе с тем, необходимо серьезное обновление материально-технической базы, методов и технологий работы школы.
В результате оптимизации сети образовательных учреждений на территории района происходит укрупнение образовательных учреждений за счет создания филиальной системы; определена муниципальная базовая (опорная) школа.
По состоянию на 1 сентября 2012 года из 13 общеобразовательных школ 11 (84,6 процента) находится в селах, 10 (70 процентов от общего числа школ) - малокомплектные школы. Число учащихся, обучающихся в сельских школах, - 466 (34,6% от общего числа школьников).
Ежедневный подвоз в школы районного центра позволил улучшить условия обучения, его доступность и качество обучающимся, проживающим в сп. "Мылва", сп. "Покча", сп. "Нижняя Омра".
В школах района педагоги используют имеющиеся интерактивные учебные пособия (интерактивные доски, мультимедийные установки и др.) в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
В рамках общероссийской системы оценки качества образования совершенствуется система оценки качества образования в районе. Государственная (итоговая) аттестация обучающихся IX классов, проводимая с участием региональной экзаменационной комиссии (РЭК), в 2012 году была организована во всех общеобразовательных учреждениях района по двум обязательным предметам: математика (95%) - 144 чел.; русский язык (95%) - 144 человека; химия (3,9%) - 6 чел.; обществознание (16,5%) - 25 чел.; биология (6,6%) - 10 чел.; география (12,5%) - 19 чел. Сложившаяся система обеспечивает единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.
Продолжает совершенствоваться проведение единого государственного экзамена.
Развивается система общественного наблюдения (в 2012 году в качестве общественных наблюдателей в основной период проведения единого государственного экзамена и государственной (итоговой) аттестации обучающихся 9 классов зарегистрировано 12 человек).
Вместе с тем, проблемой для района остается значительное понижение качества знаний по предметам русский язык и математика по отдельным образовательным учреждениям.
Обеспечивается доступность дополнительного образования детей. На территории района данную деятельность организуют МОУ ДОД "ЦВР", "ДЮСШ", "ДМШ". В помещениях учреждений дополнительного образования созданы условия для организации работы объединений. Образовательные услуги, предоставляемые данными учреждениями, являются доступными для детей. Вместе с тем, данными услугами в большей мере могут воспользоваться дети, проживающие в пгт. Троицко-Печорск.
Совершенствуется система выявления одаренных детей и творческой молодежи. Для выявления и поддержки одаренных детей проводятся как традиционные мероприятия, так и используются новые формы работы: районные интеллектуальные конкурсы для дошкольников и учащихся 1 - 2 классов "Умники и умницы", районная олимпиада для обучающихся 3 - 4 классов, конкурс старшеклассников "Ученик года", участие в 3-х этапах Всероссийского конкурса юных чтецов "Живая классика". В районной научно-практической конференции принимают участие обучающиеся ОУ с 3 по 11 класс.
Отмечена положительная динамика по охвату детей и подростков района плановыми творческими и интеллектуальными мероприятиями (олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции и др.).
Сохраняется стабильность количества первых мест в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников; обучающиеся принимают участие в республиканском этапе Всероссийской олимпиады школьников; в 2012 г. 1 участник стал призером регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе (3 место) и участником заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников (г. Москва).
Ежегодно обучающиеся района принимают участие в муниципальном этапе олимпиады по предметам национально-регионального компонента, победители участвуют в республиканском этапе, в 2012 г. из 7 участников у 3 призовые места по итогам республиканского этапа.
В 2012 году увеличилось количество участников районной научно-практической конференции школьников (64 человека), количество призовых мест - 59 (в 2011 году - 26 участников, 15 призовых мест).
23 учащихся школ района обучаются в Коми республиканском лицее-интернате для одаренных детей из сельской местности при КГПИ.
Сформирована муниципальная база данных талантливых и одаренных детей, обучающихся в ОУ района.
В целях выявления и поддержки способной, инициативной и талантливой молодежи на территории муниципального района "Троицко-Печорский" постановлением администрации муниципального района "Троицко-Печорский" утверждены "Порядок взаимодействия на муниципальном уровне структур и учреждений по выявлению и поддержке одаренных и талантливых детей и молодежи на территории муниципального района "Троицко-Печорский", Положение о муниципальной конкурсной комиссии по отбору одаренных и талантливых детей и молодежи для оказания поддержки за счет средств бюджета муниципального района "Троицко-Печорский"; предусмотрены расходы на поддержку талантливой молодежи, являющейся победителями районных, победителями и призерами республиканских, межрегиональных олимпиад и иных конкурсных мероприятий.
Для оказания поддержки талантливым и одаренным детям на основе принципов государственно-частного партнерства с 2011 г. обучающиеся образовательных учреждений принимают участие в республиканском проекте "Малая Нобелевская премия"; за два года участия 2 обучающихся были удостоены Малой Нобелевской премии Республики Коми.
Совершенствуется система воспитания толерантности несовершеннолетних, профилактики экстремизма в молодежной среде. В 2012 году проведено свыше 100 профилактических бесед по разъяснению уголовной и административной ответственности за националистические и иные экстремистские проявления.
В 10 образовательных учреждениях района (7 ОУ и 3 ДОУ) получают муниципальную образовательную услугу дети с ограниченными возможностями здоровья. Из них по индивидуальным учебным планам (на дому) обучаются 6 человек, из них 2 - маломобильные дети-инвалиды. В течение 2012 года организован круглогодичный отдых и оздоровление 11 детей данной приоритетной категории в районных лагерях с дневным пребыванием.
С целью обеспечения культурного развития детей и подростков, организации их досуга работу с детьми в районе проводят 28 библиотек (в том числе школьных - 10), отдел по работе с детьми при районной Центральной библиотеке, 5 музеев, 14 культурно-досуговых учреждений, МБОУ "Детская музыкальная школа".
Несмотря на сокращение сети учреждений культуры за последние 5 лет (5 учреждений), в целом охват детей услугами учреждений культуры стабилен: 85 человек являются учащимися детской музыкальной школы, 325 обучающихся охвачены спортивными секциями детской спортивной школы; около пятисот человек - зарегистрированными пользователями библиотек.
Совершенствуется технологическое обеспечение информационной безопасности образовательного процесса.
В связи с активным развитием информационных технологий все общеобразовательные учреждения района подключены к единой системе контент-фильтрации доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предотвращающей доступ к информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, несовместимой с целями образования и воспитания (DNS фильтрация). Все общеобразовательные учреждения и 2 МОУ "Начальная школа - детский сад" имеют лицензионное программное обеспечение. 20 муниципальных образовательных учреждений района различных типов и видов имеют свой сайт.
Повышается уровень информационной грамотности педагогов общеобразовательных учреждений района. Проходит апробация моделей организации повышения квалификации работников образования на основе адресного подхода. 76 педагогических работников (79,1% от плана) прошли обучение основам использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Организуется разъяснительная работа с родителями по вопросам информационной безопасности детей.
Вместе с тем, продолжают нарастать проблемы, из-за нерешенности которых права и интересы детей в системе образования оказываются во многом не реализованными. Этими проблемами являются:
1) наличие очередности в дошкольные образовательные учреждения пгт. Троицко-Печорск;
2) дифференциация в доступе отдельных категорий детей к качественному основному общему и дополнительному образованию;
3) недостаточность реализации вариативных форм предоставления дошкольной образовательной услуги;
4) отсутствие механизма реализации специальных образовательных условий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях общего образования;

5) из Федеральных источников финансирования не выделяются денежные средства на реализацию ст. 52.1 Закона РФ № 207-ФЗ от 05.12.2006 в части предоставления льгот детям из многодетных семей и имеющим отклонения в развитии, тубинфицированных; также не предусматриваются средства из муниципального бюджета на данные цели;
6) отмечена отрицательная динамика удовлетворенности населения качеством предоставляемой образовательной услуги;
7) несоответствие инфраструктуры учреждений образования, культуры, работающих с детьми, современным требованиям, слабая материально-техническая база;
8) транспортные и финансовые проблемы организации подвоза детей из отдаленных школ района для участия в муниципальном и республиканском этапах Всероссийской олимпиады школьников и районной научно-практической конференции обучающихся;
9) недостаточная компетентность педагогов для эффективной работы с одаренными детьми;
10) отсутствие на республиканском уровне нормативного подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития талантливых детей;
11) необходимость совершенствования мер выявления и реализации способностей талантливых и одаренных детей для дальнейшей профессионализации.
2. Основные задачи
1. Обеспечение доступности качественного дошкольного образования, расширение вариативности его форм.
2. Реализация прав детей различных категорий на получение общедоступного и качественного бесплатного общего образования в полном соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
4. Обеспечение условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья образования по месту жительства с учетом их особых образовательных потребностей.
5. Реализация в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории муниципального района "Троицко-Печорский", общероссийской системы оценки качества образования, обеспечивающей единство требований к подготовленности выпускников, объективность оценки достижений обучающихся и качества учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, преемственность между разными ступенями общего образования, возможность использования результатов оценки качества для принятия необходимых управленческих решений.
6. Обеспечение условий для выявления и развития талантливых детей и детей со скрытой одаренностью независимо от места жительства и социально-имущественного положения их семей.
7. Формирование обновленной системы воспитания детей, обеспечивающей их социализацию, высокий уровень гражданственности, патриотичности, толерантности, законопослушное поведение, на основе программно-целевого метода планирования.
8. Развитие системы дополнительных образовательных услуг на бесплатной основе, создание условий для творческого развития и воспитания детей.
9. Профилактика экстремистских проявлений в молодежной среде.
10. Обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
11. Создание системы методического сопровождения деятельности учреждения дополнительного образования по созданию и обеспечению необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения обучающихся.
12. Развитие инновационной деятельности муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства (ДМШ), формирование благоприятных условий для выявления и реализации способностей талантливых и одаренных детей для дальнейшей профессионализации в области культуры и искусства.
13. Создание условий для повышения профессиональной компетентности кадров муниципальных учреждений культуры.
3. Меры, направленные на обеспечение доступности и качества образования
1. Обеспечение поддержки и развития разнообразных форм дошкольного образования.
2. Обеспечение развития способностей каждого ученика массовой школы, доступности для старшеклассников выбора профилей обучения, соответствующих его склонностям и жизненным планам.
3. Создание условий для совместного образования обучающихся из числа детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в общеобразовательных учреждениях.
4. Обеспечение реализации гарантий доступности качественного образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их поддержки на всех уровнях образования.
5. Продолжение внедрения электронных, устных и других новых форм оценки знаний обучающихся, а также расширение содержания тестирования в рамках совершенствования существующих моделей проведения единого государственного экзамена и государственной (итоговой) аттестации.
6. Внедрение современных технологий контроля, включая общественное наблюдение, за соблюдением установленного порядка проведения экзаменов и повышение качества информированности населения об организации и результатах проведения экзаменов с использованием информационно-коммуникационных технологий.
7. Создание системы психолого-педагогической поддержки семьи и повышения педагогической компетентности родителей, психологического сопровождения развития ребенка в условиях семьи и образовательного учреждения.
8. Организация и проведение мероприятий по повышению квалификации кадров муниципальных образовательных учреждений района.
4. Меры, направленные на поиск и поддержку талантливых детей и молодежи
1. Формирование мотивации, проектно-исследовательской компетентности и умения педагогов для более эффективной работы с одаренными детьми.
2. Обеспечение информационной поддержки государственной политики по оказанию помощи талантливым детям и молодежи.
3. Сохранение стабильности и результативности участия школьников в муниципальном, республиканском этапах Всероссийской олимпиады.
4. Организация, проведение и поддержка творческих и интеллектуальных мероприятий, направленных на выявление талантливых и одаренных детей.
5. Поддержка творческих муниципальных мероприятий, направленных на выявление талантливых и одаренных детей.
6. Участие в республиканских, межрегиональных конференциях, семинарах, "круглых столах" по актуальным проблемам дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства.
5. Меры, направленные на развитие воспитания и социализацию детей
1. Участие в обсуждении общенациональной стратегии развития воспитания как основы реализации государственной политики.
2. Внедрение современных программ гражданско-патриотического воспитания, направленных на формирование российской гражданской идентичности, культуры, толерантности, социальной компетентности в сфере этнического и межконфессионального взаимодействия, готовности к защите Отечества и позитивного отношения у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.
3. Проведение конкурсов проектов, программ и оказание поддержки мероприятий в сфере воспитания и социализации детей на конкурсной основе.
4. Комплексная профилактика противоправного поведения несовершеннолетних.
5. Организация сотрудничества органов управления образованием, гражданского общества, представителей различных конфессий, средств массовой информации, родительских сообществ в области воспитания и социализации детей.
6. Участие в реализации комплексных межотраслевых программ, республиканских акций, конкурсов по развитию детского чтения и литературы для детей.
6. Меры, направленные на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей
1. Внедрение федеральных требований к образовательным программам дополнительного образования и спортивно-досуговой деятельности.
2. Расширение сети детских и юношеских творческих объединений, в том числе и на базе клубов по месту жительства, лагерей труда и отдыха, других форм самодеятельности детей и подростков; развитие разнообразных форм туризма и краеведения; привлечение подростков к различным видам общественно полезной и личностно значимой деятельности.
3. Организация системы повышения профессиональной подготовки педагогических кадров в сфере дополнительного образования детей.
4. Проведение мониторинга готовности муниципальных образовательных учреждений дополнительного образования детей в сфере культуры и искусства к введению федеральных государственных требований к предпрофессиональным программам по видам искусства.
5. Организация в библиотеках мест для проведения интеллектуального досуга, общения со сверстниками, творческой деятельности.
7. Меры, направленные на обеспечение информационной безопасности детства
1. Информирование родителей об услуге "Родительский контроль", позволяющей устанавливать ограничения доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
2. Осуществление контроля за использованием в образовательных учреждениях контент-фильтрации доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет, предотвращающей доступ к информации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, несовместимой с целями образования и воспитания (DNS фильтрация).
3. Контроль за наличием в образовательных учреждениях лицензионного программного обеспечения.
8. Ожидаемые результаты
1. Обеспечение доступности дошкольного образования, повышение гибкости и многообразия форм предоставления дошкольных услуг.
2. Организация обучения и воспитания детей, обучающихся в образовательных учреждениях, в соответствии с требованиями новых федеральных государственных образовательных стандартов; развитие материально-технической базы образовательных учреждений, в том числе с использованием современных информационно-компьютерных технологий.
3. Расширение возможностей обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.
4. Рост удовлетворенности обучающихся и их родителей условиями воспитания, обучения и развития детей в образовательных учреждениях.
5. Увеличение численности детей и подростков, задействованных в различных формах внешкольной деятельности.
6. Увеличение доли школьников, вовлеченных в освоение дополнительных образовательных программ.
7. Обеспечение доступности социально-психологической, педагогической помощи и поддержки детей в трудной жизненной ситуации.
8. Увеличение числа детей, демонстрирующих активную жизненную позицию, самостоятельность и творческую инициативу в созидательной деятельности.
9. Сокращение числа детей и подростков с асоциальным поведением.
10. Повышение квалификации педагогических работников учреждений дополнительного образования для детей, специалистов учреждений культуры.
11. Сохранение контингента обучающихся в учреждениях дополнительного образования.
12. Увеличение посещаемости школьных, поселковых, районных библиотек.
13. Увеличение числа детей, овладевших правилами безопасного пользования Интернетом.
14. Увеличение числа детей, участвующих в муниципальных, республиканских, российских конкурсах.
15. Расширение перечня информационных и досуговых услуг, предоставляемых детям и подросткам в библиотеках.

IV. ОХРАНА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ФОРМИРОВАНИЕ
ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

1. Краткий анализ ситуации
Коэффициент младенческой смертности является интегральным показателем, характеризующим эффективность деятельности службы охраны здоровья детей и женщин.
На начало 2011 года показатель младенческой смертности на территории Троицко-Печорского района был равен "0", в Российской Федерации - 7,3 на 1000 родившихся живыми.
Эффективные медико-социальные меры, направленные на совершенствование службы охраны материнства и детства, привели в последние годы к снижению показателя смертности детей от 0 до 17 лет, который за последние 5 лет снизился и составил в 2011 году 0,7 на 1000 человек населения соответствующего возраста.
В структуре детской смертности от 0 до 17 лет на первом месте остаются внешние причины.
На уровне муниципального района сохранена система межведомственного взаимодействия по организации круглогодичного отдыха и оздоровления обучающихся образовательных учреждений, обеспечивающая оптимальный охват обучающихся различных категорий различными формами оздоровления и отдыха детей на условиях софинансирования.
С 2011 года сохранена стабильная динамика общего охвата детей в возрасте от 7 до 18 лет оздоровлением и отдыхом: 110 - 115%. Положительная динамика оздоровительного эффекта в среднем по району составляет 79,2%. Целевое финансирование по проведению оздоровительной кампании за счет всех источников финансирования (муниципальный, республиканский бюджет, внебюджетные средства) по итогам 2012 г. составляет 3 042 803 рублей.
Вместе с тем, отмечается недостаточный охват детей оздоровлением и отдыхом на базе выездных детских оздоровительных учреждений. В 2012 году выраженный оздоровительный эффект у детей района (79,2%), что ниже республиканского показателя на 4,2 процента.
В общем числе детей, прошедших медицинский осмотр, преобладают дети со 2 группой здоровья, на втором месте - 3 группа здоровья.
На протяжении ряда лет сохраняется тенденция увеличения "школьных" заболеваний (нарушение осанки, патология зрения, сколиозы) по мере продвижения по учебной лестнице.
На базе образовательных учреждений района МДОУ "ЦВР", "ДЮСШ" созданы условия для физического развития детей. Охват обучающихся спортивными секциями 9 направленностей составляет 509 человек. В учебном процессе 11 общеобразовательных учреждений реализуется 3 часа физкультуры с охватом 1244 (87%) обучающихся. В 3 образовательных учреждениях применяется "Педагогика здоровья" Касаткина В.Н., "Полезные привычки" Романова О.Л., "Разговор о правильном питании" Безруких М.М. и др. с охватом 111 учащихся.
С целью профилактики наркомании среди обучающихся района в 2012 году было организовано 25 уроков антинаркотической направленности, Интернет-уроки в 8 учреждениях с охватом 179 обучающихся. Обеспечено участие во Всероссийской антинаркотической акции "За здоровье и безопасность наших детей". Проведено 145 мероприятий различной направленности по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей: охват обучающихся 1 - 11 классов составил 1329 чел. (97%).
В целях сохранения и укрепления здоровья школьников в соответствии с требованиями санитарного законодательства в образовательных учреждениях района организованным питанием охвачено 1213 обучающихся (79,4%), по сравнению с 2010 - 2011 учебным годом данный показатель увеличился на 1,4%. Увеличился показатель охвата питанием обучающихся по статусу "Малоимущая семья" с 302 обучающихся (20%) до 305 обучающихся (21%) и обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию (по решению общешкольного родительского комитета), с 26 учащихся (2%) до 41 обучающегося (3%). В 2012 году организовано 100% предоставление питания обучающимся 1 - 4 классов муниципальных общеобразовательных учреждений района за счет средств республиканского бюджета.
Общеобразовательные учреждения имеют оборудованные школьные столовые. В 2012 году в школы района в рамках модернизации образования получено современное технологическое оборудование.
В целях профилактической работы на заседаниях территориальных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав за употребление спиртных напитков рассмотрены 33 несовершеннолетних (2012 год), (23 в 2011 году); за употребление токсических и наркотических веществ - 0 человек (2011, 2012 годы).
На учете ГПДН О МВД по Троицко-Печорскому району за употребление спиртных напитков состояли в 2011 г. 14 человек, в 2012 г. - 8 несовершеннолетних; токсических и психоактивных веществ - 0 (2011, 2012 годы). В состоянии алкогольного опьянения преступления совершены в 2011 г. 10 несовершеннолетними; в 2012 г. - 3.
С 2007 года в районе ежегодно проводится диспансеризация детей-сирот и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, обучающихся, воспитывающихся в стационарных учреждениях. В 2011 году охвачено диспансеризацией 47 детей.
В общем числе детей, прошедших диспансеризацию, преобладают дети со II группой здоровья (52,6 процента), на втором месте - III группа здоровья (39,4 процента), на третьем - I группа здоровья (5,2 процента).
По структуре общей заболеваемости детей на первом месте болезни органов дыхания, второе и третье места поделили болезни нервной системы и болезни глаз.
2. Основные задачи
1. Создание условий для здорового развития каждого ребенка с рождения, обеспечение доступа всех категорий детей к качественным услугам и стандартам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
2. Развитие подростковой медицины.
3. Обеспечение надлежащих комплексных услуг и стандартов в сфере здравоохранения для детей с особыми потребностями.
4. Совершенствование модели организации круглогодичного отдыха и оздоровления детей через разнообразные формы и источники финансирования.
5. Формирование потребности у детей и подростков в здоровом питании и совершенствование системы обеспечения качественным питанием детей в образовательных учреждениях.
6. Формирование у детей потребности здорового образа жизни.
3. Меры по охране здоровья детей
1. Совершенствование нормативного правового обеспечения в области охраны здоровья детей, медицинской помощи женщинам и детям.
2. Внедрение эффективных организационных и медицинских технологий на основе современных порядков и стандартов оказания медицинской помощи детям.
3. Создание службы сопровождения и поддержки беременных, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, для предотвращения отказов от ребенка.
4. Совершенствование системы наблюдения за детьми первого года жизни в амбулаторно-поликлинических учреждениях в целях выявления детей, подверженных риску задержки двигательного, речевого и когнитивного развития, и своевременного оказания им медицинской помощи.
5. Обеспечение возможности экстренной транспортировки больных детей из труднодоступных районов и организация доступа врачей в данные районы для профилактической работы с детьми.
6. Обеспечение родильного дома необходимыми реактивами и реагентами для проведения скрининг-диагностики.
7. Обеспечение повсеместного проведения обследования детей на наличие наследственных заболеваний, включая генетическое обследование детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с предоставлением соответствующей информации кандидатам в опекуны и усыновители.
8. Развитие технологий комплексной диагностики и ранней медико-социальной помощи детям с отклонениями в развитии и здоровье, а также оказание необходимой помощи их семьям.
9. Осуществление необходимых организационных мер по обеспечению нахождения родителей (законных представителей) рядом с ребенком, получающим медицинскую помощь в учреждениях здравоохранения.
10. Распространение ежегодной обязательной диспансеризации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в организациях, на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся на семейном воспитании.
11. Развитие подростковой медицины.
12. Проведение просветительской работы по предупреждению ранней беременности и абортов у несовершеннолетних.
13. Повышение ответственности медицинского персонала медицинских учреждений за некачественное оказание медицинской помощи детям.
4. Меры по развитию политики формирования здорового образа жизни детей и подростков
1. Обеспечение реализации комплекса мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни, профилактику суицидального поведения среди несовершеннолетних, информирование о деятельности служб поддержки и экстренной психологической и социально-правовой помощи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть Интернет, телефоны службы анонимного консультирования.
2. Распространение здоровьесберегающих технологий обучения, технологий "школа здоровья" в образовательных учреждениях.
3. Обеспечение доступности занятий физической культурой, туризмом и спортом для всех категорий детей в соответствии с их потребностями и возможностями с ориентацией на формирование ценностей здорового образа жизни.
4. Внедрение инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в работу образовательных учреждений и организаций.
5. Повышение эффективности проведения мероприятий, направленных на профилактику ВИЧ-инфекции и вирусных гепатитов B и C, туберкулеза, и совершенствование системы противодействия распространению этих заболеваний среди целевых групп школьников, молодежи и наиболее уязвимых групп населения.
6. Создание на территории района центров здоровья для детей в сфере проведения обследования детей, обучения их гигиеническим навыкам и мотивирования к отказу от вредных привычек.
7. Активизация работы по исполнению соответствующих ведомственных нормативных правовых актов о психологическом тестировании обучающихся в образовательных учреждениях на предмет потребления наркотических средств, психотропных и других токсических веществ.
8. Организация и проведение муниципальных мероприятий, способствующих включению учащихся в творческую деятельность по созданию привлекательного имиджа здорового образа жизни.
9. Проведение с ОМВД России по Троицко-Печорскому району совместных рейдовых мероприятий в целях предупреждения совершения преступлений в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.
5. Меры по формированию современной модели организации отдыха и оздоровления детей, основанной на принципах государственно-частного партнерства
1. Совершенствование муниципальной системы координации деятельности межведомственных структур с целью обеспечения качественного круглогодичного отдыха и оздоровления детей.
2. Разработка системы мер по поддержке и развитию вариативных форм отдыха и оздоровления детей на территории района.
6. Меры по формированию культуры здорового питания детей и подростков, обеспечению качества и режима питания как залога здоровья ребенка
1. Организация просветительской работы в образовательных учреждениях по формированию культуры здорового питания.
2. Осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях, качественного круглогодичного отдыха и оздоровления в соответствии с требованиями санитарного законодательства.
3. Обеспечение регулярных проверок качества питания в образовательных учреждениях.
7. Ожидаемые результаты
1. Недопущение младенческой и детской смертности.
2. Снижение случаев ранней беременности и абортов у несовершеннолетних девушек.
3. Доступность и своевременность для всех категорий детей качественных профилактических и медицинских услуг, средств лечения болезней и восстановления здоровья.
4. Получение комплексных медицинских услуг детьми с особыми потребностями, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, детьми, проживающими в труднодоступных местностях.
5. Гарантированное обеспечение детской медицины всеми необходимыми лекарствами и медицинским оборудованием.
6. Увеличение числа образовательных учреждений, внедривших здоровьесберегающие технологии обучения.
7. Сокращение числа детей и подростков, употребляющих табачную и алкогольную продукцию.
8. Сокращение числа детей и подростков с ВИЧ-инфекциями, вирусными гепатитами B и C, туберкулезом, в том числе получивших их в медицинских учреждениях.
9. Увеличение доли детей и подростков, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
10. Доступность, разнообразность и качественность отдыха и оздоровления для всех категорий детей с учетом их индивидуальных потребностей.
11. Обеспечение детей качественным и здоровым питанием в образовательных учреждениях.

V. РАВНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ,
НУЖДАЮЩИХСЯ В ОСОБОЙ ЗАБОТЕ ГОСУДАРСТВА

1. Краткий анализ ситуации
К категории детей, нуждающихся в особой заботе государства, относятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов и ВИЧ-инфицированных детей. Обеспечение равных возможностей для этой группы детей базируется на принципе недискриминации.
Действующая система мер социальной поддержки направлена на проведение социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением, семей с детьми-инвалидами, формирование ответственного родительства, развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Меры, принимаемые в Республике Коми, направленные на стимулирование граждан к семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, способствовали 100% устройству детей данной категории в замещающие семьи в Троицко-Печорском районе.
Основной целью государственной социальной политики в интересах детей-инвалидов на современном этапе является успешная интеграция их в жизнь общества, создание благоприятных условий и равных возможностей для обеспечения их прав на образование, всестороннее развитие и самореализацию.
В Троицко-Печорском районе на протяжении ряда лет наблюдается тенденция к снижению численности детей-инвалидов. На 1 января 2011 года в районе насчитывалось 46 детей-инвалидов в возрасте 0 - 17 лет. Индивидуальные программы реабилитации имеют 100% детей-инвалидов.
В настоящее время в районе предоставление социального обслуживания детей-инвалидов осуществляется в государственном учреждении Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Троицко-Печорского района" в рамках законодательства.
В работе с семьями все более активно используется социальный патронаж, в ходе которого осуществляется целенаправленное социальное сопровождение семьи, имеющей ребенка, которому на первом году жизни установлена инвалидность, с оказанием помощи в решении проблемных вопросов.
Для соблюдения конституционного права на получение образования детьми-инвалидами в образовательных учреждениях имеются определенные условия.
В дошкольных образовательных учреждениях района воспитывается 7 детей-инвалидов из 14 детей-инвалидов дошкольного возраста; 50% детей-инвалидов дошкольного возраста в 2011 г. не посещали детские дошкольные учреждения из-за высокой степени ограничения жизнедеятельности.
В общеобразовательных учреждениях обучается 31 ребенок-инвалид, в том числе полностью включены в образовательный процесс и посещают образовательные учреждения 23 ребенка-инвалида, индивидуально на дому обучаются 7 детей-инвалидов; 1 ребенок-инвалид школьного возраста не получает образовательных услуг в силу тяжести интеллектуальных нарушений.
Актуальным и развивающимся направлением социокультурной реабилитации в настоящее время является предоставление широкого спектра услуг и создание условий для безбарьерной среды обитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для повышения качества и увеличения объема услуг по реабилитации и социальной интеграции детей-инвалидов в настоящее время необходимо дальнейшее совершенствование механизмов межведомственного взаимодействия в реализации мероприятий комплексной многопрофильной реабилитации, обеспечение социальной защищенности данной категории лиц.
Очень актуальным и востребованным является вопрос развития реабилитационных программ на базе местного сообщества, инновационных технологий социализации и интеграции детей-инвалидов, служб сопровождения семьи и ребенка с инвалидностью.
Наиболее приемлемой, гуманной и перспективной для развития и социализации ребенка с инвалидностью можно рассматривать социальную модель, которая создает условия для его интеграции в общество. Социальная модель, естественно, не отрицает необходимости медицинского подхода при формировании социальной политики, ориентированной на детей, имеющих инвалидность.
В настоящее время в районе недостаточно исполняются требования доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов, в том числе для детей-инвалидов.
Значительная часть ранее введенных в эксплуатацию магазинов, объектов социального обслуживания, транспортных сооружений улично-дорожной сети не учитывает посещение их гражданами с ограниченными возможностями.
Между тем, семьи района и республики, в которых воспитываются дети с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, использующие для передвижения детей кресла-коляски, костыли, другие специальные средства, лишены возможности беспрепятственно пользоваться этими объектами.
Имеет место негативная тенденция возврата детей из замещающих семей. Так, в 2011 году в отношении 3 детей (I полугодие 2012 года - 3 ребенка), воспитывающихся в приемных и опекунских семьях, были приняты решения по отмене опеки (попечительства) по инициативе самих опекунов, попечителей, приемных родителей, а также в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей опекунами, попечителями, приемными родителями.
Заслуживает внимания проблема постинтернатной адаптации выпускников интернатных учреждений, социализация и адаптация выпускников в обществе. Успешной социализации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, препятствует наличие проблемы обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 июля 2012 года в списках нуждающихся в жилье сирот состоят 82 гражданина.
2. Основные задачи
1. Обеспечение приоритета семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Развитие системы профессионального сопровождения замещающих семей.
2. Дальнейшее развитие системы постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа для их социализации в обществе.
3. Профилактика вторичной волны социального сиротства, вызванной неадекватной социализацией выпускников учреждений интернатного типа.
4. Создание условий для роста общественной активности как семей, воспитывающих детей-инвалидов, так и населения, поддержки гражданских инициатив и волонтерского движения в сфере развития интеграционных программ, обеспечения межведомственного сотрудничества.
5. Повышение уровня и качества жизни семей, воспитывающих детей-инвалидов.
6. Создание эффективной системы информирования населения о проблемах и возможностях интеграции детей-инвалидов и содействия в формировании новых социальных связей семей, воспитывающих детей-инвалидов, направленной на укрепление позитивного общественного мнения в отношении этой целевой группы.
7. Всесторонняя поддержка семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
8. Обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на воспитание в семьях, полноценное участие в общественной жизни района, республики, получение качественного образования всех уровней, квалифицированной медицинской помощи, охрану здоровья и реабилитацию, социализацию, юридическую и социальную защиту, профессиональную подготовку, доступную среду.
9. Содействие в трудоустройстве родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на рынке труда.
3. Меры, направленные на защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
1. Реализация мероприятий комплексной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, раннего возраста.
2. Организация работы по реабилитации и восстановлению в родительских правах родителей воспитанников учреждений интернатного типа, поиску родственников и установлению с ними социальных связей для возврата детей в родные семьи.
3. Совершенствование системы стимулирования граждан, желающих принять на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
4. Применение обязательного психологического тестирования для кандидатов в опекуны, попечители, усыновители при установлении таких требований в федеральном законодательстве.
5. Улучшение качества подготовки потенциальных замещающих родителей в целях исключения возврата детей из замещающих семей в учреждения интернатного типа.
6. Разработка системы мероприятий сопровождения усыновителей, опекунов, попечителей, приемных родителей в период адаптации и на последующих этапах жизни ребенка.
7. Обеспечение выполнения в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, требований к условиям пребывания детей в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
8. Реализация мероприятий по подготовке воспитанников государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни по окончании пребывания в нем.
4. Меры, направленные на государственную поддержку детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
1. Активизация работы по устранению различных барьеров в рамках реализации на территории района программы Республики Коми "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, долгосрочной целевой программе муниципального района "Троицко-Печорский" "Доступная среда на 2013 - 2015 годы".
2. Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих родителей, а также детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в социальных учреждениях, к юридической и медицинской помощи и социальному обеспечению.
3. Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов, в предоставлении услуг в сфере социальной защиты; ведение базы данных, касающихся детей-инвалидов и их потребностей в указанных услугах.
4. Обеспечение устойчивой и стабильной деятельности специалистов отделения социальной помощи семье и детям ГБУ РК "ЦСЗН Троицко-Печорского района", оказывающих реабилитационные услуги семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
5. Организация социального сопровождения социальным работником семей, имеющих детей, которым на первом году жизни установлена инвалидность, в целях координации работы по реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида.
6. Внедрение современных методик комплексной реабилитации детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе ранней помощи и помощи детям с тяжелыми и множественными нарушениями.
7. Расширение профилактики вертикальной передачи ВИЧ-инфекции и СПИДа, включая обязательное дородовое обследование беременных женщин независимо от наличия у них регистрации по месту жительства и гражданства.
8. Обеспечение преемственности ранней помощи и помощи в дошкольном возрасте, организации комплексной подготовки ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья к обучению в школе.
9. Организация переподготовки и повышения квалификации специалистов, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
10. Обеспечение равного доступа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках законодательства к качественному образованию всех уровней, а также соблюдение права родителей на выбор образовательного учреждения и формы обучения для ребенка.
11. Проведение ежегодного мониторинга по вопросу создания условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов к образовательной среде.
12. Формирование единой районной базы данных, касающейся детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, и их потребностей в образовательных услугах.
13. Проведение просветительской деятельности среди населения, способствующей пониманию необходимости поддержки детей-сирот, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, формированию отношения к ним как к равным членам общества, пропаганде социальной значимости ответственного родительства.
14. Организация и проведение родительского всеобуча для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, включая обучение родителей методам воспитания, обучения и реабилитации.
15. Обеспечение возможности трудоустройства (в том числе поддерживаемого) для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, получивших профессиональное образование, в том числе прошедших подготовку в рамках программы Республики Коми "Смогу жить самостоятельно (2011 - 2013 годы)".
16. Проведение регулярного мониторинга потребностей семей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, в предоставлении услуг в сфере занятости.
5. Ожидаемые результаты
1. Увеличение доли детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях граждан Российской Федерации.
2. Сокращение случаев отмены решений о передаче детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан Российской Федерации.
3. Увеличение числа выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспеченных жильем, трудоустроенных по востребованным на рынке труда специальностям.
4. Увеличение доли государственных и муниципальных учреждений социальной сферы, расположенных на территории района, оснащенных пандусами и специальным оборудованием для беспрепятственного доступа к ним детей-инвалидов, в общем количестве государственных и муниципальных учреждений социальной сферы, нуждающихся в оснащении.
5. Увеличение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в возрасте до трех лет, получивших реабилитационные услуги.
6. Снижение числа детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся по объективным причинам вне системы образования.

VI. СОЗДАНИЕ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ
И ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

1. Краткий анализ ситуации
В настоящее время отсутствует эффективная система детства, не разработаны стандарты обеспечения и защиты прав ребенка.
Одной из самых опасных проблем является насилие над детьми. Значительная часть преступлений против жизни, здоровья и половой неприкосновенности детей совершается в семье, а также лицами, обязанными по закону заботиться о ребенке. Ситуация, сложившаяся в сфере профилактики преступлений против детей, защиты их прав требует принятия неотложных мер.
В настоящее время координатором деятельности всех субъектов профилактики является территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Комиссия). Комиссия является межведомственным органом, в состав которого входят представители субъектов профилактики, возглавляет Комиссию заместитель руководителя администрации муниципального района "Троицко-Печорский". За 2011 год территориальной комиссией рассмотрено 256 дел (2010 год - 274 дела) в отношении несовершеннолетних и взрослых лиц. Стабильным остается количество семей, не обеспечивающих надлежащих условий для воспитания детей, 2011 год - 42 семьи, в которых проживает 60 несовершеннолетних (2010 год - 43 семьи/59 несовершеннолетних).
В системе социальной защиты населения Троицко-Печорского района деятельность по оказанию помощи детям и подросткам в случаях жестокого обращения с ними, а также по предотвращению жестокого обращения в отношении несовершеннолетних осуществляют ГБУ РК "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних Троицко-Печорского района" (15 койко-мест), отделение по работе с семьей и детьми при центре по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения.
Деятельность специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, направлена как на оказание экстренной социальной помощи в преодолении трудных жизненных ситуаций, так и на сохранение ребенком семейных связей, социальную реабилитацию воспитанников и их семей, а также профилактику семейного неблагополучия. При этом внедряются дополнительные формы и методы работы: договорные отношения с родителями, комплексные программы реабилитации и др. Таким образом, обеспечивается повышение уровня социальной защищенности, адаптации и социализации несовершеннолетних, прошедших курс реабилитации в данных учреждениях, и их семей. Разработка и использование новых форм и методов работы повышает качество предоставляемых социальных услуг.
Требуются разработка, принятие перспективной схемы развития специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, направленной на повышение качества социальных услуг в соответствии с разработанными стандартами качества.
В целях обеспечения межведомственного взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального района "Троицко-Печорский" по оперативному выявлению и учету несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении и "группы риска", распоряжением руководителя администрации муниципального района "Троицко-Печорский" № 16 от 3 февраля 2012 года утвержден и реализуется Порядок взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального района "Троицко-Печорский" (взамен принятого 16 ноября 2006 года).
С целью комплексного решения проблем предупреждения негативных процессов в подростковой среде, предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних на территории муниципального района "Троицко-Печорский" разработан и реализуется Межведомственный план мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории муниципального района "Троицко-Печорский" на 2012 - 2013 годы, утвержденный распоряжением руководителя администрации муниципального района "Троицко-Печорский" № 17 от 3 февраля 2012 года.
На территории муниципального района реализуется комплекс мер по внедрению и практическому использованию Порядка взаимодействия территориальных органов МВД России на районном уровне в Республике Коми, государственных (муниципальных) органов и учреждений здравоохранения, социальной защиты, социального обслуживания, опеки и попечительства, образования Республики Коми по выявлению и пресечению случаев нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, связанных с жестоким обращением с детьми, и (или) совершении в отношении них иных противоправных действий, утвержденного совместным приказом Министерства внутренних дел по Республике Коми, Министерства здравоохранения Республики Коми, Агентства Республики Коми по социальному развитию и Министерства образования Республики Коми от 15 мая 2012 г. № 208/5/282/978/738.
2. Основные задачи
1. Развитие законодательных основ системы защиты детства, введение в действие существующих международных стандартов обеспечения и защиты прав и интересов детей.
2. Совершенствование деятельности органов опеки и попечительства.
3. Создание эффективной системы профилактики правонарушений, совершаемых в отношении детей, и правонарушений самих детей, системы правосудия и системы исполнения наказаний, дружественных к ребенку.
4. Укрепление кадрового потенциала органов и учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
5. Создание системы предотвращения насилия в отношении несовершеннолетних, а также организация деятельности учреждений, специалистов, волонтеров по социально-психологической реабилитации детей - жертв насилия и оказанию помощи следственным органам при расследовании преступных посягательств в отношении детей.
3. Меры, направленные на создание системы защиты детей и обеспечения прав и интересов детей
1. Укрепление статуса уполномоченного по правам ребенка на муниципальном уровне.
2. Совершенствование работы органов опеки и попечительства, усиление профилактических мер по защите прав и интересов детей, находящихся в социально опасном положении, обеспечение раннего выявления семей, находящихся в кризисной ситуации, в целях защиты прав детей, проживающих в таких семьях, и сохранение для ребенка его родной семьи.
3. Обеспечение сохранения жизни, физического и психического здоровья детей, защиты их прав и законных интересов, социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
4. Организация деятельности сотрудников территориальных органов, служащих и специалистов учреждений социальной защиты и социального обслуживания, органов опеки и попечительства по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, противодействию жестокому обращению с детьми.
4. Ожидаемые результаты
1. Снижение количества правонарушений, совершаемых детьми и в отношении детей.
2. Повышение уровня защищенности ребенка от насилия и любых форм эксплуатации, обеспечение гарантий получения детьми - жертвами насилия социально-психологической помощи.
3. Расширение спектра мер воспитательного характера.

VII. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СТРАТЕГИИ

Муниципальная стратегия реализуется во взаимосвязи с программой комплексного социально-экономического развития муниципального района "Троицко-Печорский" на 2012 - 2015 годы, а также в рамках программ, планов мероприятий по улучшению положения подрастающего поколения.
Координирующим органом является образуемая рабочая группа по реализации Муниципальной стратегии.
Неотъемлемой частью Муниципальной стратегии являются муниципальные программы муниципального района "Троицко-Печорский", в том числе направленные на улучшение положения детей.
Муниципальную стратегию предусматривается реализовать в два этапа: первый - в 2012 - 2014 годах и второй - в 2015 - 2017 годах.
Для успешной реализации Муниципальной стратегии в современных экономических условиях следует создать соответствующую систему индикаторов по каждому направлению и организовать постоянный мониторинг эффективности проводимых мероприятий. Функции по сбору и анализу данных о выполнении программных мероприятий и полученных результатах, а также по выработке необходимых рекомендаций возлагаются на администрацию муниципального района.
На основе постоянного мониторинга реализации Муниципальной стратегии предусматривается проводить корректировку управленческих решений.
Механизмом контроля за ходом реализации Муниципальной стратегии являются ежегодные аналитические доклады рабочей группы по реализации Муниципальной стратегии.


------------------------------------------------------------------