<Письмо> Управления по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования РК от 15.02.2013 N 03-05/06-кко "О некоторых аспектах разработки учебных планов в общеобразовательных учреждениях Республики Коми"



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

УПРАВЛЕНИЕ ПО НАДЗОРУ И КОНТРОЛЮ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ПИСЬМО
от 15 февраля 2013 г. № 03-05/06-кко

О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РАЗРАБОТКИ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ
В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

В связи с многочисленными обращениями руководителей общеобразовательных учреждений по вопросам, связанным с разработкой учебных планов, Управление по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Республики Коми разъясняет следующее.
В соответствии с п. 5 ст. 14 Закона РФ "Об образовании" "содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно".
Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и воспитанников, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных предметов, курсов и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся (п. 6 ст. 9 Закона РФ "Об образовании").
Следовательно, содержательное наполнение образовательной программы должно быть представлено учебным планом и рабочими программами учебных предметов. Учебный план - официальный документ, который определяет последовательность и распределение по периодам (ступеням) обучения объема и наименования учебных предметов, курсов в образовательном учреждении.
В системе общего образования применяется три вида учебного плана: базисный, примерный /типовой/ и учебный (рабочий).
Базисный учебный план - форма представления учебного плана, отражающая основные инвариантные структурные компоненты начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
Примерный учебный план - документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объем учебных предметов применительно к ступени образования с учетом минимального (базового) срока обучения и определяющий степень участия государственных и муниципальных органов управления образованием, а также образовательных учреждений в разработке рабочей учебной документации.
Учебный план - документ, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе примерного учебного плана с учетом видовой специфики образовательного учреждения и требований регионального (национально-регионального) компонента государственного образовательного стандарта.
В настоящее время на всех ступенях обучения общеобразовательных учреждений реализуются учебные планы, разработанные на основе Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1313, который направлен на обеспечение федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта начального общего образования (до завершения его реализации) устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литературное чтение, Иностранный язык, Математика, Окружающий мир, Изобразительное искусство, Музыка, Технология, Физическая культура, Основы религиозных культур и светской этики.
Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования устанавливает обязательные для изучения учебные предметы: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание (включая разделы экономики и права), География, Природоведение, Физика, Химия, Биология, Искусство (Изобразительное искусство и Музыка), Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.
Основное общее образование завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников Федеральных государственных стандартов основного общего образования являются основой для разработки контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации.
Учебные предметы федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования представлены на двух уровнях - базовом и профильном. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования установлен по следующим учебным предметам: Русский язык, Литература, Иностранный язык, Математика, Информатика и ИКТ, История, Обществознание, Экономика, Право, География, Биология, Физика, Химия, Естествознание, Мировая художественная культура, Технология, Основы безопасности жизнедеятельности, Физическая культура.
Среднее (полное) общее образование завершается обязательной государственной итоговой аттестацией выпускников. Требования к уровню подготовки выпускников Федеральных государственных стандартов среднего (полного) общего образования являются основой для разработки контрольно-измерительных материалов для государственной итоговой аттестации.
Особенность формирования учебных планов на ступенях начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования заключается в том, что каждый учебный план является неотъемлемой частью соответствующей основной образовательной программы общеобразовательного учреждения, поэтому при формировании необходимо учитывать следующее.
Основная образовательная программа ступени общего образования (ООП) разрабатывается на нормативный срок обучения на соответствующей ступени и учебные планы предоставляются в следующем виде:
а) учебный план каждой ступени общего образования как части ООП, содержащий пояснительную записку и сетку, с указанием учебных предметов и годового количества часов на их изучение.
б) учебный план каждой ступени общего образования на конкретный учебный год как инструмент реализации ООП и достижения запланированных образовательных результатов по ООП в текущем учебном году, содержащий пояснительную записку и сетку, с указанием учебных предметов и недельного количества часов на их изучение.
Исходя из трехкомпонентной структуры федеральных базисных учебных планов в учебных планах устанавливается примерное соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения: федеральный компонент - не менее 75 процентов от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования (количество учебных часов на изучение учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования изменению не подлежит); региональный (национально-региональный) компонент - не менее 10 процентов; компонент образовательного учреждения - не менее 10 процентов.
Дополнительным резервом для увеличения регионального (национально-регионального) компонента и компонента образовательного учреждения является увеличение продолжительности учебного года в установленных пределах, а также оставшиеся не менее 5% учебного времени.
Дополнительно обращаем внимание на обязательность соответствия наименования учебных предметов в учебном плане образовательного учреждения их наименованию в федеральном базисном учебном плане.
Относительно учебных предметов Математика и История на ступенях начального, основного, среднего (полного) общего образования их изучение должно осуществляться в полном соответствии с требованиями следующих документов:
- Приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования",
- Приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования".
В вышеперечисленных документах учебные предметы Математика и История представлены в качестве единых учебных предметов. Кроме того, внесены изменения в нормативную правовую базу, регулирующую проведение государственной (итоговой) аттестации выпускников 9, 11 (12) классов в соответствии с действующим федеральным компонентом государственных образовательных стандартов. Государственная (итоговая) аттестация и содержание экзаменационных материалов ориентируется на освоение выпускниками содержательных линий в рамках единых учебных предметов Математика и История.
Вопросы о месте учебного предмета Математика в учебном плане общеобразовательного учреждения связаны с заменой термина "образовательная область" (ФБУП, 1998 г.) на "учебный предмет" (ФБУП, 2004 г.; Региональный БУП, 2008 г.). До 2004-го года образовательная область "Математика" включала образовательные компоненты "Математика" и "Информатика". В образовательной области "Математика" выделялись следующие курсы: математика в 5 - 6-х классах, алгебра и геометрия в 7 - 9-х классах, алгебра и начала анализа и геометрия в 10 - 11-х классах. В учебном предмете История выделялись следующие курсы: Всеобщая история и История России.
В этой связи, преподавание математики в 7 - 9 классах на ступени основного общего образования, в 10 - 11 (12) классах ступени среднего (полного) общего образования и преподавание Истории в 9, 10 - 11 (12), как на базовом, так и на профильном уровнях должно выстраиваться единым учебным предметом.
Рабочие программы должны составляться на основе Примерных программ основного общего образования и среднего (полного) общего образования по Математике и Истории.
При составлении рабочих учебных программ по Математике следует учесть необходимость освоения в полном объеме всех содержательных линий по учебному предмету Математика:
- арифметики, алгебры, геометрии, элементов комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики на ступени основного общего образования;
- алгебры, функций, начал математического анализа, уравнений и неравенств, геометрии, элементов комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики на ступени среднего общего образования.
По учебному предмету История: Всеобщая история и История России.
Возможны два варианта организации изучения учебных предметов Математика и История:
последовательное изучение курсов (указывается в рабочей программе);
синхронно-параллельное изучение курсов (указывается в рабочей программе).
На основании вышеизложенного рекомендуем руководителям муниципальных органов управления образованием и руководителям муниципальных и государственных общеобразовательных учреждений принять организационно-управленческие меры по своевременному и качественному составлению учебных планов, их соответствия требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования.

Начальник Управления
В.ЛЯНЦЕВИЧ


------------------------------------------------------------------