Решение Арбитражного суда Республики Коми от 19.02.2013 по делу N А29-10802/2012 <Требование о признании недействительным решения о привлечении к ответственности за представление неполных и учета, является неправомерной>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 февраля 2013 г. по делу № А29-10802/2012

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 19 февраля 2013 года, полный текст решения изготовлен 19 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми
о признании недействительным решения № 71 от 05.12.2012 г.
при участии:
от заявителя: К.А. - по доверенности № 5 от 14.01.2013 г.
от ответчика: Б.Е. - по доверенности № 4 от 09.01.2013 г.

установил:

Открытое акционерное общество "Лесная компания Монди СЛПК" обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 71 от 05.12.2012 г.
В связи с тем, что ОАО "Лесная компания Монди СЛПК" было реорганизовано путем присоединения к ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК", суд по ходатайству ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК", руководствуясь статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ, произвел замену заявителя - Открытого акционерного общества "Лесная компания Монди СЛПК" - его правопреемником - Открытым акционерным обществом "Монди Сыктывкарский ЛПК" (определение от 21.01.2013 г.).
Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре требования ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" не признает; возражения по существу заявленных требований изложены в отзыве.
В ходе судебного заседания представителем Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре заявлено ходатайство о приостановлении производства по настоящему делу до вступления в законную силу судебного акта по делу № А29-10808/2012, при рассмотрении которого Арбитражным судом Республики Коми была дана оценка правомерности формирования правопреемником реорганизованной организации базы по страховым взносам с учетом выплат, произведенных ликвидированным в результате реорганизации юридическим лицом физическим лицам, продолжившими трудовые отношения с правопреемником.
Суд не находит предусмотренных частью 9 статьи 130, статьей 143 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для приостановления производства по делу, в связи с чем заявленное ходатайство удовлетворению не подлежит.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре была проведена камеральная проверка полноты и (или) достоверности сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательно пенсионного страхования, за полугодие 2012 года, представленных ОАО "Лесная компания Монди СЛПК".
В ходе проверки было установлено, что ОАО "Лесная компания Монди СЛПК" было зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы № 5 по Республике Коми 02.04.2012 г.; указанная организация создана в результате реорганизации путем преобразования ООО "Лесная компания Монди СЛПК" и является правопреемником указанной организации.
При исчислении страховых взносов за полугодие 2012 года база для начисления страховых взносов была определена ОАО "Лесная компания Монди СЛПК" нарастающим итогом с начала расчетного периода (2012 года) с учетом выплат, произведенных физическим лицам ООО "Лесная компания Монди СЛПК", что, по мнению Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре, противоречит положениям статьи 10 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", согласно части 3 которой первым расчетным периодом для организации, созданной после начала календарного года, является период со дня создания до окончания данного календарного года.
Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре, сделав вывод о том, что ОАО "Лесная компания Монди СЛПК" неправомерно включало в базу по страховым взносам суммы, выплаченные физическим лицам ликвидированной организацией, квалифицировало данное нарушение как представление страхователем недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
По результатам проверки 25.10.2012 г. был составлен акт № 71, на основании которого заместителем начальника Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре вынесено решение № 71 от 05.12.2012 г. о привлечении ОАО "Лесная компания Монди СЛПК" к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. за представление неполных и (или) недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в сумме 135 979 руб. 78 коп.
Не согласившись с указанным решением, ОАО "Лесная компания Монди СЛПК" обжаловало его в судебном порядке, указав на неправильное толкование Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре норм Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Изучив материалы дела, выслушав доводы сторон, суд пришел к выводу, что требования ОАО "Монди Сыктывкарский ЛПК" подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009 г. "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 г. плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 326 от 29.11.2010 г. "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (вступил в силу с 01.01.2011 г.) организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию.
Поскольку ОАО "Лесная компания Монди СЛПК" производило выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в силу вышеуказанных норм указанная организация являлась страхователем по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию и плательщиком страховых взносов.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
В силу пунктов 2, 4 статьи 11 указанного Федерального закона на страхователей возложена обязанность ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) по формам, определяемым Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно статье 16 указанного Закона органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом, и обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями указанных сведений, а в случае несвоевременного представления индивидуальных сведений, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений статьей 17 Закона предусмотрена возможность взыскания финансовых санкций.
Абзацем 3 статьи 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлен перечень сведений, которые ежегодно должны представляться страхователем о каждом работающем у него застрахованном лице. К числу указанных сведений относятся суммы заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, и суммы начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Таким образом, страхователь обязан представлять в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для начисления страховых взносов, и о суммах фактически начисленных страховых взносов; обязанность страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральным законом № 27-ФЗ от 01.04.1996 г. не предусмотрена.
Указанная позиция о том, что у страхователя отсутствует обязанность по представлению сведений о выплатах, не включенных в базу по страховым взносам, и о суммах страховых взносов, которые не начислялись, изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 7828/12 от 02.10.2012 г.
Таким образом, позиция Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре о том, что занижение базы по страховым взносам может быть квалифицировано как представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, является неправомерной.
Сведений о том, что в представленных в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре сведениях, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, ОАО "Лесная компания Монди СЛПК" недостоверно отразило суммы заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, и суммы начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, оспариваемое решение не содержит.
Более того, на основании имеющихся в материалах дела карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2012 год можно сделать вывод, что все выплаты, которые страхователь фактически включил в базу по страховым взносам, и суммы фактически начисленных страховых взносов были включены в сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованных лиц.
Исходя из вышеизложенного, оспариваемое решение Управления Пенсионного фонда РФ в г. Сыктывкаре № 71 от 05.12.2012 г. вынесено с нарушением норм действующего законодательства и подлежит признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180, 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. Заявление Открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" удовлетворить.
2. Признать недействительным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми № 71 от 05.12.2012 г.
3. Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми в пользу Открытого акционерного общества "Монди Сыктывкарский ЛПК" 2 000 руб. судебных расходов в виде уплаченной государственной пошлины.
4. Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать после вступления решения в законную силу.
5. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья


------------------------------------------------------------------