Решение Арбитражного суда Республики Коми от 28.02.2013 по делу N А29-8303/2012 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Приказа Службы Республики Коми по тарифам от 25 ноября 2011 года N 104/18 "О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые ООО "Усинская Тепловая Компания" потребителям Республики Коми">



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 февраля 2013 г. по делу № А29-8303/2012

Резолютивная часть решения объявлена 21 февраля 2013 года, полный текст решения изготовлен 28 февраля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Шишкина В.В., судей Князевой А.А., Махмутова Н.Ш.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сусловым М.О., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ветеран" (ИНН: 1106003758, ОГРН: 1021100898940)
к Службе Республики Коми по тарифам (ИНН: 1101486251; ОГРН: 1041100438565),
к обществу с ограниченной ответственностью "Усинская Тепловая Компания" (ИНН: 1106024691, ОГРН: 1081106001437)
об оспаривании приказа от 25.11.2011 № 104/18 и обязании совершить определенные действия,
при участии в деле Прокурора Республики Коми
при участии в судебном заседании:
от ООО "Ветеран": Теплицкий Б.И. по доверенности от 28.11.2012;
от Службы Республики Коми по тарифам: Апраксин А.В. по доверенности № 4 от 09.01.2013;
от ООО "Усинская Тепловая Компания": Парфенов Т.Н. по доверенности от 09.01.2013;
от прокурора Республики Коми: Эдигер Е.Г. по удостоверению;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Ветеран" (далее по тексту - ООО "Ветеран", заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (л.д. 127 - 129 том 1), к Службе Республике Коми по тарифам (далее - Служба) и к обществу с ограниченной ответственностью "Усинская Тепловая Компания" (сокращенно - ООО "Усинская ТК"), содержащим следующие требования:
1. Признать установленный тариф на тепловую энергию согласно приказа Службы Республики Коми по тарифам от 25.11.2012 № 104/18 как необоснованный и незаконный;
2. Установить и ввести в действие тариф на тепловую энергию, поставляемую ООО "Усинская ТК" на розничный (потребительский) рынок Республики Коми, состоящий только из стоимости выработки 1 Гкал. тепловой энергии;
3. Обязать ООО "Усинская ТК" производить расчет с абонентами, покупателями тепловой энергии, в соответствии с указаниями Контрольно-ревизионного управления ФСТ России, изложенным в письме в адрес ООО "Усинская ТК" от 06.09.2012 № 4-7236.
При рассмотрении дела заявитель неоднократно уточнял требования.
Согласно последнему уточнению от 04.02.2013 (л.д. 65 - 70 том 15) ООО "Ветеран" отказалось от всех требований к ООО "Усинская ТК" и просит суд признать недействительным Приказ Службы Республики Коми по тарифам от 25 ноября 2011 года № 104/18 "О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые ООО "Усинская Тепловая Компания" потребителям Республики Коми", как не соответствующий требованиям Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении), как не соответствующий постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", и, как не соответствующий Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее - Методические указания).
На основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнение требований принято судом и дело рассмотрено в порядке главы 23 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
В соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в дело вступил прокурор Республики Коми.
В судебном заседании представитель ООО "Ветеран" на уточненных требованиях настаивал. Как следует из пояснений представителя и уточненных требований, заявитель считает оспариваемый приказ не соответствующим пункту 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении, пункту 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109 (далее - Основы ценообразования), и пункту 10.1 Методических указаний, поскольку оспариваемым приказом тариф не разделен на составляющие, позволяющие абоненту отслеживать достоверность предъявляемых затрат по выработке и транспортировке тепловой энергии.
Представитель Общества настаивает, что пункт 10.1 Методических указаний обязывает Службу Республики Коми по тарифам утвердить тариф на тепловую энергию, в котором раздельно подлежит указанию: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии, стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии и стоимость иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией.
Кроме этого, согласно уточнениям от 04.02.2013, Общество считает, что при утверждении тарифа не были приняты во внимание различная балансовая принадлежность тепловых сетей и не учтены иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки тепловой энергии потребителям.
По мнению заявителя, применяя утвержденный тариф для определения затрат на транспортировку тепловой энергии по тепловым сетям, не принадлежащим ООО "Усинская Тепловая Компания", данное Общество незаконно взимает с абонентов плату за обслуживание чужих тепловых сетей, затраты на осмотр, ремонт и восстановление чужих тепловых сетей, накладные и прочие расходы.
Таким образом, установленный и введенный в действие тариф на тепловую энергию для ООО "Усинская ТК", не позволяет определить достоверность оказанных услуг, указанных в счетах-фактурах на оплату тепловой энергии, выставляемых ООО "Усинская ТК" своим абонентам, в том числе ООО "Ветеран", что нарушает законные права Общества на получение достоверной информации об оказанных услугах.
Служба Республики Коми по тарифам и ООО "Усинская ТК" с требованиями заявителя не согласны. Согласно отзывам на заявление и дополнениям к ним (л.д. 131 - 136 том 1, л.д. 141 - 143 том 1, л.д. 1 - 3 том 15, л.д. 84 - 87 том 15) ответчики считают, что оспариваемый приказ принят в установленном порядке и соответствует требованиям Закона о теплоснабжении, Основам ценообразования и Методическим указаниям. При этом законодательством не предусмотрена обязанность регулирующего органа по установлению в приказе отдельных слагаемых тарифа, как этого не предусматривает и форма приказа, предусмотренная приложением № 1 Регламента рассмотрения дел об установлении тарифов и (или) их предельных уровней на электрическую (тепловую) энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках электрической (тепловой) энергии (мощности), утвержденного приказом Федеральной службы по тарифам от 08.04.2005 № 130-э (далее - Регламент рассмотрения дел об установлении тарифов).
Прокуратура Республики Коми в письменном заключении от 21.02.2013 (л.д. 91 - 94 том 15) также считает, что в удовлетворении требований следует отказать.
Заслушав представителей сторон и исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Усинская Тепловая Компания" зарегистрировано в качестве юридического лица 3 декабря 2008 года, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 26 том 3).
Согласно пункту 2.2 устава ООО "Усинская ТК" (л.д. 17 - 25 том 3) основными видами деятельности общества является производство, передача и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии).
Деятельность по теплоснабжению ООО "Усинская ТК" осуществляет на территории муниципального образования городского округа "Усинск".
Поскольку тарифы (цены) в сфере теплоснабжения подлежат государственному регулированию, то в целях установления тарифа на тепловую энергию на 2012 год ООО "Усинская ТК" обратилось в Службу Республики Коми по тарифам.
По результатам рассмотрения представленных материалов, приказом Службы от 25.11.2011 № 104/18 (л.д. 144 - 145 том 1) для ООО "Усинская Тепловая Компания" были установлены и введены в действие с 1 января 2012 года:
- тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО "Усинская Тепловая Компания" потребителям Республики Коми, с календарной разбивкой согласно приложению № 1 (пункт 1 приказа);
- тарифы на теплоноситель, поставляемый ООО "Усинская Тепловая Компания" потребителям Республики Коми, с календарной разбивкой согласно приложению № 2 (пункт 2 приказа).
Согласно примечанию к приложению № 1 (л.д. 147 том 1) при установлении тарифов на тепловую энергию регулирующим органом учтены также затраты на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемые ОАО "Российские железные дороги".
Указанный приказ с приложениями к нему опубликован 05.12.2011 в журнале "Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми" (№ 47) (л.д. 149 - 151 том 1).
При рассмотрении дела № А29-5775/2012 по взысканию ООО "Усинская Тепловая Компания" с ООО "Ветеран" задолженности за поставленную тепловую энергию, в том числе за 2012 год, заявитель, посчитав применяемый при расчетах тариф не соответствующим действующему законодательству, оспорил приказ Службы Республики Коми по тарифам от 25.11.2011 № 104/18 в судебном порядке.
На момент вынесения решения по настоящему делу оспариваемый приказ утратил силу с 01 января 2013 года, в связи с изданием приказа Службы Республики Коми по тарифам от 26.11.2012 № 95/18 (л.д. 49 - 50 том 15).
Однако учитывая, что ООО "Ветеран" обратилось с заявлением в суд в период действия оспариваемого приказа и данным приказом непосредственно затрагиваются права и законные интересы заявителя, суд рассмотрел дело по существу.
В соответствии с частью 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт.
Заслушав доводы сторон и оценив представленные в материал дела документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает требования не подлежащими удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5 Закона о теплоснабжении к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится реализация предусмотренных частью 3 статьи 7 настоящего Федерального закона полномочий в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
Часть 3 статьи 7 данного Федерального закона предусматривает, что в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) входит, в том числе, установление тарифов, перечень которых приведен в статье 8 данного Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.
Согласно пункту 4 и 5 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении тарифы на тепловую энергию (мощность), а также тарифы на теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, подлежат государственному регулированию.
В Республике Коми в соответствии с пунктом 1 положения о Службе Республике Коми, утвержденным Указом Главы Республики Коми от 25.06.2009 № 62, и действующим на момент принятия оспариваемого приказа от 20.11.2012 № 104/18, Служба являлась органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области установления цен (тарифов), а также уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми на осуществление государственного контроля на территории Республики Коми в сфере регулирования цен (тарифов) и надбавок к ним в пределах компетенции, предоставленной законодательством органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и настоящим Положением.
В соответствии с пунктом 5 Положения о Службе Республике Коми по тарифам, в полномочия данного органа входило, в том числе, установление в порядке, определенном федеральным законодательством, тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям (подпункт 79) и установление тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям (подпункт 80).
Таким образом, оспариваемый приказ № 104/18 от 25.11.2011 был принят Службой в пределах предоставленных ей полномочий.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о теплоснабжении государственное регулирование цен (тарифов) на тепловую энергию (мощность) осуществляется на основе принципов, установленных данным Федеральным законом, в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения, правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и методическими указаниями, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.
Часть 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении предусматривает, что подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям.
Согласно части 4 статьи 15 Закона о теплоснабжении теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче. Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 57 Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.02.2004 № 109, тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
Такое же положение предусмотрено в пункте 10.1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, согласно которому тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму следующих слагаемых: 1) средневзвешенная стоимость единицы тепловой энергии (мощности); 2) стоимость услуг по передаче единицы тепловой энергии (мощности) и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения тепловой энергией потребителей.
При этом ни в одном из указанных нормативных правовых актов требования о необходимости раздельного указания составляющих тарифа в решении регулирующего органа об установлении тарифа на тепловую энергию, не предусмотрено.
Более того, данного разделения не предусмотрено и в утвержденной Федеральной службой по тарифам форме решения регулирующего органа об установлении тарифов (приложение № 1 к Регламенту рассмотрения дел об установлении тарифов).
Как установлено судом из экспертного заключения от 21.11.2011 (л.д. 154 - 161 том 1), основанием для вынесения оспариваемого приказа послужил анализ представленных ООО "Усинская ТК" документов, в том числе, подтверждающих расходы теплоснабжающей организации по оплате услуг ОАО "Российские железные дороги" по передаче тепловой энергии в размере 442,68 тыс. руб. (л.д. 159 том 1 с обратной стороны).
Таким образом, доводы заявителя о несоблюдении Службой Республики Коми по тарифам требований пункта 3 статьи 8 Закона о теплоснабжении, пункта 57 Основ ценообразования и пункта 10.1 Методических указаний являются несостоятельными и противоречат требованиям законодательства, а также материалам тарифного дела.
Ссылка заявителя на различную балансовую принадлежность тепловых сетей и необходимость контроля потребителем стоимости услуг по передаче тепловой энергии, поставляемой ООО "Ветеран", судом также отклоняется, поскольку в силу пункта 6 статьи 17 Закона о теплоснабжении собственники или иные законные владельцы тепловых сетей не вправе препятствовать передаче по их тепловым сетям тепловой энергии потребителям, теплопотребляющие установки которых присоединены к таким тепловым сетям, а также требовать от потребителей или теплоснабжающих организаций возмещения затрат на эксплуатацию таких тепловых сетей до установления тарифа на услуги по передаче тепловой энергии по таким тепловым сетям.
На основании изложенного требования ООО "Ветеран" судом отклоняются как необоснованные.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины относятся на заявителя в размере 2 000 рублей, а в оставшейся части подлежат возврату Обществу на основании статьи 333.40 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь статьями 167 - 170, 176, 180 - 181, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении заявленных требований отказать.
Приказ Службы Республики Коми по тарифам от 25 ноября 2011 года № 104/18 "О тарифах на тепловую энергию и теплоноситель, поставляемые ООО "Усинская Тепловая Компания" потребителям Республики Коми" признать соответствующим Федеральному закону от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 № 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации" и Методическим указаниям по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденным приказом Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 года № 20-э/2.
Вернуть Обществу с ограниченной ответственностью "Ветеран" из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 руб.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Настоящее решение суда вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.

Судьи
В.В.ШИШКИН
А.А.КНЯЗЕВА
Н.Ш.МАХМУТОВ


------------------------------------------------------------------