Постановление администрации муниципального района "Ижемский" от 28.03.2013 N 206 "Об утверждении Положения о порядке организации и осуществления регулярных перевозок детей на школьных маршрутах на территории муниципального образования муниципального района "Ижемский"



АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ИЖЕМСКИЙ"

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. № 206

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ
И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК ДЕТЕЙ НА ШКОЛЬНЫХ
МАРШРУТАХ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ИЖЕМСКИЙ"

На основании пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", для обеспечения безопасных перевозок детей на школьных маршрутах на территории муниципального образования муниципального района "Ижемский" администрация муниципального района "Ижемский" постановляет:
1. Утвердить Положение о порядке организации и осуществления регулярных перевозок детей на школьных маршрутах на территории муниципального образования муниципального района "Ижемский" согласно приложению.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального обнародования.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя руководителя администрации муниципального района "Ижемский" Хозяинову Елену Владимировну.

Руководитель администрации
муниципального района
"Ижемский"
И.НОРКИН





Приложение
к Постановлению
администрации муниципального района
"Ижемский"
от 28 марта 2013 г. № 206

ПОЛОЖЕНИЕ
О ПОРЯДКЕ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ РЕГУЛЯРНЫХ ПЕРЕВОЗОК
ДЕТЕЙ НА ШКОЛЬНЫХ МАРШРУТАХ НА ТЕРРИТОРИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА "ИЖЕМСКИЙ"

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о порядке организации и осуществления регулярных перевозок детей на школьных маршрутах на территории муниципального образования муниципального района "Ижемский" (далее - Положение) определяет задачи и основные требования по обеспечению безопасности специальных перевозок детей автобусами на регулярных школьных маршрутах муниципального образования муниципального района "Ижемский".
1.2. Положение разработано в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10.12.1995 № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 № 2, Временными правилами перевозок пассажиров и багажа в Российской Федерации, утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации 29.09.1997, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.3. В Положении используются следующие основные понятия и термины:
1.3.1. "Автобус" - автотранспортное средство с двигателем, оборудованное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сидения водителя) более 8;
1.3.2. "Школьный маршрут" - установленный в процессе организации перевозок детей путь следования автобуса между начальным и конечным пунктами;
1.3.3. "Регулярные перевозки" - перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту и расписанию, согласованными с заказчиком, с посадкой и высадкой детей на предусмотренных маршрутом остановках;
1.3.4. "Перевозчик" - юридическое или физическое лицо, ответственное за обучение и проведение иных мероприятий, пользующееся услугами автотранспорта для доставки детей к местам осуществления этих мероприятий.
1.4. Требования Положения обязательны для всех расположенных на территории муниципального образования муниципального района "Ижемский" органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих или обеспечивающих деятельность, связанную с организацией и осуществлением перевозок детей на регулярных школьных маршрутах, а также для водителей этих организаций и водителей-предпринимателей.
1.5. Контроль за соблюдением требований Положения осуществляется органами ГИБДД, Российской транспортной инспекцией и другими органами, уполномоченными осуществлять государственный контроль за соблюдением требований законодательства и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

2. Организация перевозочного процесса, обеспечивающая
безопасные условия перевозок пассажиров

2.1. Организация специальных школьных перевозок на новых и действующих маршрутах осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующими правилами организации специальных автобусных маршрутов.
2.2. Регулярные школьные перевозки на автобусных маршрутах осуществляются при наличии действующих лицензии и сертификата соответствия на перевозки пассажиров автомобильным транспортом.
2.3. Основанием для организации специальных школьных маршрутов является решение администрации муниципального района "Ижемский".
2.4. При организации школьных маршрутов должны предусматриваться:
- маршруты следования автобусов, их количество, начальные, конечные и промежуточные пункты маршрута, места посадки и высадки детей;
- количество перевозимых детей, их возраст;
- периодичность и расписание движения автобусов;
- фамилия, имя, отчество и должность ответственного за организацию перевозки детей и сопровождающих по каждому автобусу.
2.5. Оценка соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, автобусных остановок, искусственных сооружений, железнодорожных переездов установленным требованиям безопасности движения осуществляется на основании обследования маршрутов комиссией, формируемой по решению администрации муниципального района "Ижемский".
2.6. Комиссия формируется в составе ответственных представителей организаций, осуществляющих перевозки детей на этих маршрутах, дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, искусственные сооружения, железнодорожные переезды, и органов ГИБДД.
2.7. Обследование школьных маршрутов производится перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативно-правовыми документами.
2.8. Результаты обследования оформляются актом. При выявлении на маршруте недостатков, угрожающих безопасности дорожного движения, в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествий на маршруте. Комиссией дается заключение о возможности открытия школьного маршрута или эксплуатации действующего маршрута.
2.9. Акты обследования передаются в Управление образования администрации муниципального района "Ижемский".
2.10. Запрещается открытие школьных маршрутов через ледовые переправы.
2.11. Владельцы автобусов (перевозчики) обязаны:
2.11.1. Произвести выбор трассы маршрута, используя только дороги с твердым покрытием; замерить протяженности маршрута и расстояний между остановочными пунктами; нормировать скорость движения школьного автобуса; определить места остановок для посадки и высадки детей.
2.11.2. Выбрать тип и марку автобусов в зависимости от дорожных условий без нарушения норм вместимости. Количество перевозимых в автобусе детей вместе с сопровождающими не должно превышать числа оборудованных мест сидения.
2.11.3. Составить и утвердить на каждый автобусный маршрут регулярных школьных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков и остановочных пунктов для посадки и высадки детей. Паспорт маршрута согласовывается с Управлением образования администрации муниципального района "Ижемский", схема маршрута согласовываются с органами ГИБДД.
2.11.4. Разработать и утвердить график (расписание) движения автобусов на маршруте на основе определения нормативных значений скоростей движения на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами с учетом обеспечения безопасности перевозок и соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентированных действующими нормативными документами. Расписание движения утверждается директором образовательного учреждения.
2.11.5. Оснастить остановочные пункты маршрутов специальными информационно-указательными знаками с информацией о наименовании остановки, времени прохождения автобусов, осуществляющих перевозку детей.
2.11.6. Обеспечить каждого водителя графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути, схемой маршрута с обозначением опасных участков.
2.11.7. Организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
2.11.8. Производить комиссионные обследования состояния автомобильных дорог, мест посадки и высадки детей на маршруте в соответствии с пунктами 2.6 - 2.10 настоящего Положения.
2.12. Перевозка детей должна осуществляться с включенным ближним светом фар, независимо от времени суток. Скорость движения выбирается водителем в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом во всех случаях скорость не должна превышать 60 км/час. При неблагоприятных изменениях дорожных условий в весенний, осенне-зимний периоды, при иных обстоятельствах расписание должно быть скорректировано в сторону снижения скорости (увеличения времени движения). Об изменении расписания принимаются необходимые меры по своевременному оповещению детей и их родителей (законных представителей) администрацией образовательного учреждения, классными руководителями и сопровождающими на маршрутах.
2.13. Об организации школьных перевозок уведомляются органы ГИБДД для принятия мер по усилению надзора за движением на маршруте.
2.14. В случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозок детей, образовательное учреждение, органы ГИБДД обязаны в соответствии со своими полномочиями прекратить автобусное движение на школьном маршруте.
2.15. Перевозка детей осуществляется при условии сопровождения их специальным сотрудником образовательного учреждения (сопровождающим), учителем, социальным педагогом или специально назначенным взрослым из числа родителей.
2.16. Окна в салоне автобуса при движении должны быть закрыты.
2.17. Водитель обязан осуществлять посадку и высадку детей только после полной остановки автобуса, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом в местах остановок.
2.18. Сопровождающие проходят специальный инструктаж по обеспечению безопасности перевозки детей автобусами в образовательном учреждении. Инструктаж проводится под подпись в журнале учета инструктажей. Сопровождающий должен следить за:
- подачей автобуса к месту посадки, правилами посадки и высадки детей;
- поведением детей в местах сбора, посадки и высадки, при нахождении в салоне автобуса;
- использованием оборудования салона: вентиляционными люками, форточками, сигналами требования остановки автобуса;
- детьми при движении и остановками автобуса.
При проведении инструктажа отражаются вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями (поломка автобуса, вынужденная остановка, дорожно-транспортное происшествие, захват автобуса террористами), в том числе:
- порядок эвакуации пассажиров;
- порядок использования аварийных выходов из автобуса и пользования устройствами приведения их в действие;
- правила пользования огнетушителями;
- способы оказания первой помощи пострадавшим.
2.19. Сопровождающий обязан провести среди школьников инструктаж, сведения о котором вносятся в специальный журнал, находящийся у сопровождающего. Инструктаж включает следующие разделы:
- правила безопасного поведения в местах сбора во время ожидания автобуса, о порядке посадки и высадки из автобуса;
- правила поведения в пути следования и пользования автобусом;
- поведение учащихся при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций во время перевозок;
- способы оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
При проведении инструктажей должно быть предусмотрено использование наглядных пособий, обсуждение практических ситуаций, возникающих в процессе дорожного движения.
2.20. Администрация образовательного учреждения или Управление образования администрации муниципального района "Ижемский" обязаны обеспечить автотранспортное средство, предназначенное для перевозки школьников, средствами связи (мобильный или радиотелефон) в целях обеспечения быстрой связи в чрезвычайных условиях.

3. Обеспечение профессиональной надежности
водителей автобусов

3.1. К управлению автобусами, осуществляющими перевозки детей, могут быть допущены водители соответствующей квалификации и имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее трех последних лет.
3.2. Для перевозки детей допускаются наиболее опытные и дисциплинированные водители, не допустившие в течение календарного года грубых нарушений правил дорожного движения и трудовой дисциплины, а также не имевшие случаев отстранения от управления автотранспортным средством по причине нетрезвого состояния.
3.3. Для обеспечения профессиональной надежности водителей автобусов администрация образовательного учреждения обязана выполнять следующие условия:
3.3.1. Осуществлять прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы.
3.3.2. Организовывать стажировки занятий по повышению профессионального мастерства водителей.
3.3.2. Обеспечивать прохождение водителями обязательного периодического медицинского освидетельствования в установленные сроки.
3.3.3. Организовывать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий и режима работы) медицинских осмотров водителей с отметкой в путевых листах и регистрацией в журнале.
3.3.4. Устанавливать режимы труда и отдыха водителей в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством. Продолжительность рабочей смены водителей, занятых на перевозке детей, не должна превышать 10 часов.
3.3.5. Регулярно обеспечивать поддержание необходимого уровня информированности водителей об условиях движения и работы их на школьных маршрутах путем проведения инструктажей.
Инструктажи должны включать сведения:
- о порядке организации перевозки детей автобусами в соответствии с настоящим Положением;
- об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
- о состоянии погодных и дорожных условий, о скоростных режимах движения на маршруте;
- о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД;
- об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации автобусов при изменении дорожно-климатических условий на маршруте, при возникновении технической неисправности автобуса, при ухудшении состояния здоровья водителя и пассажиров в пути;
- о соблюдении правил техники безопасности и противопожарной безопасности при работе на линии и действиях при возникновении пожара в автобусе;
- о действиях водителя при угрозе или возникновении дорожно-транспортного происшествия, о порядке экстренной эвакуации детей из салона автобуса, об оказании доврачебной медицинской помощи пострадавшим;
- о действиях водителя при попытке захвата или захвате автобуса криминальными элементами (террористами);
- об ответственности водителя за нарушение нормативных актов по обеспечению безопасности дорожного движения и настоящего Положения.
Проведение инструктажей должно регистрироваться в журнале учета инструктажей под подпись водителей и лица, проводившего инструктаж. Инструктажи проводятся с периодичностью не реже одного раза в месяц.
3.3.6. Организовывать проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства водителей. Сведения о прохождении курса занятий и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.
3.3.7. Организовать контроль за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.

4. Обеспечение эксплуатации автобусов
в технически исправном состоянии

4.1. Техническое состояние, объемы и сроки проведения технического обслуживания, оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям ГОСТ 51160-98 "Автобусы для перевозки детей", введенного с 01.01.99.
4.2. Владельцы автобусов (перевозчики) обязаны:
4.2.1. Использовать для перевозки детей автобусы, зарегистрированные в органах ГИБДД, прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр и имеющие лицензионную карточку установленного образца.
4.2.2. Обеспечивать проведение технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
4.2.3. Обеспечить ежедневный контроль технического состояния автобусов перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки. Должностные лица перевозчика, ответственные за техническое состояние автобусов, обязаны производить в путевом листе и журнале отметки о технической исправности транспортных средств.
4.3. Требования по оснащению и техническому состоянию прочих элементов конструкции автобуса:
4.3.1. Для возможности осуществления регулярных перевозок школьников должны быть в работоспособном состоянии:
- аварийные выходы автобусов и устройства приведения их в действие;
- привод управления дверями, сигнализация работы дверей и сигнал требования остановки;
- звуковой сигнал;
- механизмы открывания крышек потолочных вентиляционных люков, системы вентиляции и отопления салона.
4.3.2. Аварийные выходы в автобусах должны быть специально обозначены и иметь таблички по правилам их использования. Не допускается оборудование дополнительными элементами конструкции салона автобуса, ограничивающими свободный допуск к аварийным выходам.
4.3.3. Автобусы должны быть оснащены противооткатными упорами (не менее двух), огнетушителями (один в кабине водителя, второй - в пассажирском салоне), двумя укомплектованными медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки (или мигающим красным фонарем). Использование огнетушителей без пломб и с истекшими сроками годности не допускается. Медицинские аптечки должны быть укомплектованы пригодными для использования препаратами.
4.3.4. Поручни в автобусах, сиденья, огнетушители, медицинская аптечка должны быть закреплены в местах, предусмотренных конструкцией автобуса.
4.3.5. Автобусы спереди и сзади должны быть оборудованы опознавательными знаками "Перевозка детей" в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета с изображением символа дорожного знака 1.21 (ПДД) черного цвета, лобовыми и боковыми указателями "Школьный".

5. Обеспечение безопасных дорожных условий
на школьных маршрутах

5.1. Техническое состояние автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, их инженерное оборудование, порядок их ремонта и содержания должны удовлетворять требованиям безопасности движения, установленным Государственными стандартами Российской Федерации, строительными нормами и правилами, техническими правилами ремонта и содержания автомобильных дорог, другими нормативными документами.
5.2. Регулярное автобусное движение может быть организовано на дорогах I - IV категории.
5.3. Дорожные, коммунальные, другие организации при введении временных ограничений или прекращении движения на участках дорог и улиц, по которым проходят школьные маршруты (при проведении мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений и т.д.), обязаны своевременно в установленные сроки информировать об этом владельцев автобусов, осуществляющих перевозки на соответствующих автобусных маршрутах, согласовать с органами ГИБДД варианты объездных путей, при необходимости произвести дорожные работы и оборудовать их необходимыми средствами организации дорожного движения.
5.4. Проведение любых видов работ в пределах дорог, по которым проходят автобусные маршруты, или полосы их отвода (строительных, мелиоративных, изыскательских и других видов работ, прокладка линий связи и других коммуникаций, возведение новых и ремонт существующих сооружений) осуществляется только по согласованию с государственными органами управления дорожным хозяйством (дорожными органами), а на улицах - коммунальными организациями, а также органами исполнительной власти, органами ГИБДД; при этом определяется точное время и место проведения таких работ, а также схемы расстановки временных технических средств регулирования движения, уведомляются владельцы автобусов.
5.5. Владельцы автобусов должны немедленно сообщать в Управление образования администрации муниципального района "Ижемский", дорожные, коммунальные и иные организации, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, паромные переправы, а также в органы ГИБДД о выявленных в процессе эксплуатации маршрутов недостатках в состоянии автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, паромных переправ, их обустройства, угрожающих безопасности движения, а также о внезапных неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, стихийных явлениях; принимать необходимые предупредительные меры (организация движения с пониженными скоростями, изменение маршрута движения, информирование водителей, временное прекращение движения автобусов) в соответствии с действующими нормативными документами.

Обследование автобусных маршрутов

5.6. С целью оценки соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений, их инженерного оборудования требованиям безопасности движения комиссией, утвержденной администрацией муниципального района "Ижемский", производится обследование автобусных маршрутов перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год (к осенне-зимнему и весенне-летнему периоду) в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.
5.7. Соответствие маршрутов требованиям безопасности движения определяется на основании:
- информации о маршруте, представляемой владельцем автобусов, осуществляющим перевозку пассажиров на обследуемом маршруте;
- данных о дорожных условиях на маршруте (параметрах и состоянии проезжей части, обочин, элементах плана и профиля дороги, интенсивности и составе движения, состоянии искусственных сооружений, железнодорожных переездов, паромных переправ, наличии средств организации движения и т.п.), представляемых дорожными, коммунальными и другими организациями, в ведении которых находятся дороги, искусственные сооружения, железнодорожные переезды и т.д.;
- сведений о местах концентрации дорожно-транспортных происшествий, их причинах, представляемых органами ГИБДД;
- непосредственного обследования, путем визуального осмотра и инструментальных измерений в процессе проведения контрольных проездов по маршруту.
5.8. Результаты обследования оформляются актом, в котором дается заключение комиссии о возможности эксплуатации действующих и открытии новых автобусных маршрутов. В случае выявления их несоответствия требованиям безопасности в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествий на маршруте.
5.9. Акты обследования передаются в администрацию муниципального района "Ижемский" для решения вопроса об открытии или продолжении эксплуатации маршрута, принятия мер по совершенствованию организации перевозок и повышению их безопасности, организации контроля за устранением недостатков в состоянии, оборудовании и содержании автомобильных дорог, улиц, искусственных сооружений. Копии актов направляются в дорожные, коммунальные и другие организации, в ведении которых находятся дороги, улицы, искусственные сооружения, для проведения неотложных мероприятий по устранению выявленных недостатков. Копии актов передаются также владельцам автобусов, осуществляющим перевозки на обследуемых маршрутах, для обеспечения соответствия подвижного состава дорожным условиям, использования для проведения инструктажей водителей, уточнения схем опасных участков, нормирования (корректировки) скоростей движения автобусов.
5.10. В случае несоответствия действующих автобусных маршрутов требованиям безопасности дорожного движения органами исполнительной власти соответствующих территорий, по которым проходят автобусные маршруты, на основе представлений комиссий по обследованию автобусных маршрутов могут приниматься решения о временном прекращении автобусного движения на этих маршрутах или закрытии маршрута. Представление рассматривается в трехдневный срок. Решение о прекращении автобусного движения вступает в силу немедленно после его принятия, о чем информируются владельцы автобусов, осуществляющие перевозки на соответствующих маршрутах, население (с помощью средств массовой информации и объявлений, вывешиваемых на остановках соответствующих маршрутов).
5.11. В случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозок пассажиров (разрушение дорог и дорожных сооружений, вызванные стихийными явлениями, аварии на тепловых, газовых, электрических и других коммуникациях), владельцы автобусов, дорожные, коммунальные организации, обязаны в соответствии со своими полномочиями прекратить автобусное движение. Временное прекращение или ограничение движения автобусов осуществляется в соответствии с нормативными документами, определяющими порядок информирования о неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий, параметры дорожных, метеорологических и иных условий, при которых временно прекращается или ограничивается движение на маршруте, меры по обеспечению дальнейшего следования пассажиров и ответственность должностных лиц за принятые решения.

Автобусные остановки

5.12. Выбор местоположения автобусных остановок производится владельцами автобусов в соответствии с действующими нормативными документами. При этом должны быть соблюдены условия обеспечения максимального удобства пассажиров, необходимой видимости автобусных остановок и безопасности движения транспортных средств и пешеходов в их зоне. Местоположение автобусных остановок согласовывается с дорожными, коммунальными организациями, органами ГИБДД и утверждается администрацией муниципального района "Ижемский". Обустройство автобусных остановок в населенных пунктах осуществляется коммунальными, а на автомобильных дорогах - дорожными организациями в соответствии с действующими нормативными документами.
5.13. Порядок содержания и уборки автобусных остановок, тротуаров и пешеходных дорожек, обеспечивающих движение пешеходов к остановке, определяется администрацией муниципального района "Ижемский".


------------------------------------------------------------------