Решение Арбитражного суда Республики Коми от 12.04.2013 по делу N А29-646/2013 <Требования об отмене решений о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения удовлетворены частично, в части признания недействительными ряда решений налогового органа отказано, поскольку с момента формирования земельного участка право общей долевой собственности на земельный участок переходит к собственникам помещений в многоквартирном доме в силу закона>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 12 апреля 2013 г. по делу № А29-646/2013

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 5 апреля 2013 года, полный текст решения изготовлен 12 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Товарищества собственников жилья ул. Коммунистическая, 64 (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
о признании незаконными и отмене решений N№ 17004, 17005, 17006 от 26.10.2012 и N№ 431-А, 432-А, 433-А от 20.12.2012
при участии:
от заявителя: С.И. - председатель правления (паспорт), З.В. - по доверенности № 102/04-13 от 02.01.2013 (после перерыва)
от ответчика: Г.В. - по доверенности № 04-05/40 от 20.03.2012, Ч.С. - по доверенности № 05-23/5 от 13.03.2013, О.В. - по доверенности № 05-16/2 от 12.01.2012

установил:

Товарищество собственников жилья ул. Коммунистическая, 64 (далее - ТСЖ ул. Коммунистическая, 64) обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными (незаконными) решений Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее - Инспекция ФНС РФ по г. Сыктывкару, инспекция, налоговый орган) N№ 17004, 17005, 17006 от 26.10.2012 и решений Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми N№ 431-А, 432-А, 433-А от 20.12.2012.
Ответчики заявленные требования не признают, доводы подробно изложены в отзывах.
В судебном заседании, назначенном на 03 апреля 2013 года, объявлялся перерыв до 10 час. 30 мин. 5 апреля 2013 года. После окончания перерыва судебное разбирательство продолжено.
ТСЖ ул. Коммунистическая, 64 заявлено ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Коми и Земельной кадастровой палаты по Республике Коми. Ходатайство мотивировано необходимостью представления пояснений по обстоятельствам дела. С учетом мнения ответчиков ходатайство заявителя судом рассмотрено и оставлено без удовлетворения, ввиду отсутствия правовых оснований для привлечения перечисленных лиц к участию в деле. Ходатайство О.В. о привлечении ее к участию в деле в качестве третьего лица судом не рассматривалось по причине последующего отзыва ходатайства заявителем.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Инспекцией ФНС РФ по г. Сыктывкару проведены камеральные проверки уточненных налоговых деклараций по земельному налогу за 2009, 2010, 2011 гг., представленных ТСЖ ул. Коммунистическая, 64 в налоговый орган 07.06.2012 и 08.06.2012 с нулевыми показателями.
По результатам проверок инспекцией составлены акты N№ 49147, 49148 от 21.09.2012 и № 49149 от 24.09.2012.
Решениями Инспекции ФНС РФ по г. Сыктывкару об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N№ 17004, 17005, 17006 от 26.10.2012 доначислен земельный налог за 2009 г. в размере 15490 руб., за 2010 г. - 30978 руб., за 2011 г. - авансовые платежи в размере 23245 руб., налог - 7745 руб.
ТСЖ ул. Коммунистическая, 64 оспорило перечисленные решения в апелляционном порядке в вышестоящий налоговый орган. Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми N№ 431-А, 432-А, 433-А от 20.12.2012 решения инспекции оставлены без изменений.
Не согласившись с решениями налоговых органов, ТСЖ ул. Коммунистическая, 64 обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав при этом, что плательщиками земельного налога в отношении земельного участка, выделенного для обслуживания жилого дома по адресу г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 46, являются собственники помещений многоквартирного жилого дома. Кроме того, заявитель считает, что после преобразования жилищно-строительного кооператива в товарищество собственников жилья к последнему не перешло право бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок площадью 9297 кв.м, выделенного ранее для обслуживания жилого дома, следовательно, выводы инспекции об обязанности уплаты земельного налога товариществом собственников жилья как правопреемником жилищно-строительного кооператива являются необоснованными.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
Согласно пункту 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории муниципального образования городской округ "Сыктывкар" земельный налог введен Решением Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" № 31/11-518 от 23.11.2006.
В соответствии с пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст. 390 НК РФ).
Пунктами 3 и 4 статьи 391 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщики-организации и налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, определяют налоговую базу самостоятельно. Налоговая база для налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Согласно статье 392 Кодекса налоговая база в отношении земельных участков, находящихся в общей долевой собственности, определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Если при приобретении здания, сооружения или другой недвижимости к приобретателю (покупателю) в соответствии с законом или договором переходит право собственности на ту часть земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, налоговая база в отношении данного земельного участка для указанного лица определяется пропорционально его доле в праве собственности на данный земельный участок.
Если приобретателями (покупателями) здания, сооружения или другой недвижимости выступают несколько лиц, налоговая база в отношении части земельного участка, которая занята недвижимостью и необходима для ее использования, для указанных лиц определяется пропорционально их доле в праве собственности (в площади) на указанную недвижимость.
Уплата налога производится в порядке и сроки, определенные ст. 397 Налогового кодекса Российской Федерации и п. 3 Решения Совета муниципального образования городского округа "Сыктывкар" № 31/11-518 от 23.11.2006.
Согласно разъяснениям, изложенным в пунктах 1 и 5 Постановления Пленума ВАС РФ № 54 от 23.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" обязанность уплачивать земельный налог возникает у лица, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянно (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.
Поскольку при универсальном правопреемстве (реорганизация юридических лиц, за исключением выделения, а также наследование) вещные права на земельные участки, упомянутые в пункте 1 статьи 388 НК РФ, переходят непосредственно в силу закона, правопреемники становятся плательщиками земельного налога независимо от регистрации перехода соответствующего права.
Судом установлено, что на основании постановления Главы администрации муниципального образования "Город Сыктывкар" от 24 марта 2000 г. № 3/923 Учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество за Жилищно-строительным кооперативом Девятый Сыктывкарский (ИНН <...>) зарегистрировано право бессрочного (постоянного) пользования на земельный участок площадью 9297 кв.м для обслуживания жилого дома по адресу: г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, 64, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 9 июля 2000 г. серии <...> (л.д. 107).
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 04.02.2013 ТСЖ ул. Коммунистическая, 64 является правопреемником Жилищно-строительного кооператива № 9.
Налоговый орган считает, что ТСЖ ул. Коммунистическая, 64 в силу универсального правопреемства является правообладателем спорного земельного участка, а равно и плательщиком земельного налога по данному земельному участку.
Вместе с тем, Инспекцией ФНС РФ по г. Сыктывкару не учтено следующее.
Как следует из материалов дела, право бессрочного (постоянного) пользования было зарегистрировано за Жилищно-строительным кооперативом № 9 до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 - 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ, были обязаны до 1 июля 2012 года переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность.
ТСЖ ул. Коммунистическая, 64 переоформление права постоянного (бессрочного) пользования в соответствии с указанной нормой не производило.
Статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В силу п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности, среди прочего, земельный участок, на котором расположен данный дом.
Согласно ч. 1 ст. 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, учитывая положения приведенных выше норм, с момента формирования земельного участка право общей долевой собственности на земельный участок переходит к собственникам помещений в многоквартирном доме в силу закона.
Кроме того, суд учитывает разъяснения Постановления Пленума ВАС РФ № 54 от 23.07.2009 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога" в пункте 6 которого говорится, что факт создания товарищества собственников жилья сам по себе не означает, что названное товарищество становится плательщиком земельного налога вместо собственников жилых и нежилых помещений в данном доме.
С учетом изложенного решения Инспекции ФНС РФ по г. Сыктывкару об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N№ 17004, 17005, 17006 от 26.10.2012 не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, следовательно подлежат признанию недействительными.
ТСЖ ул. Коммунистическая, 46 также просит признать недействительными (незаконными) решений Управления ФНС России по РК N№ 431-А, 432-А, 433-А от 20.12.2012. Из пояснений заявителя следует, что перечисленные решения обжалуются им в связи с несогласием с решениями Инспекции ФНС РФ по г. Сыктывкару об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N№ 17004, 17005, 17006 от 26.10.2012.
В соответствии с пунктом 1 статьи 138 Кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено статьей 101.2 Кодекса.
Статья 101.2 Кодекса определяет порядок обжалования решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, как не вступившего, так и вступившего в законную силу.
Пунктом 1 данной статьи предусмотрено, что названные решения подлежат обжалованию в вышестоящий налоговый орган.
В судебном порядке указанные решения могут быть обжалованы только после их обжалования в вышестоящем налоговом органе (пункт 5 статьи 101.2 НК РФ).
По итогам рассмотрения апелляционной жалобы на решение вышестоящий налоговый орган вправе: оставить решение налогового органа без изменения, а жалобу - без удовлетворения; отменить или изменить решение налогового органа полностью или в части и принять по делу новое решение; отменить решение налогового органа и прекратить производство по делу (ст. 140 НК РФ).
Решение налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. Указанный срок может быть продлен. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.
Из материалов дела следует, что Управление ФНС России по РК рассмотрело апелляционные жалобы ТСЖ ул. Коммунистическая, 64 на решения Инспекции ФНС РФ по г. Сыктывкару N№ 17004, 17005, 17006 от 26.10.2012, оставив в силе оспоренные ненормативные правовые акты, а жалобы заявителя без удовлетворения. Решения Управления ФНС России по РК N№ 431-А, 432-А, 433-А от 20.12.2012 не возлагают на заявителя каких-либо дополнительных обязанностей и, по мнению суда, не нарушают его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании изложенного требования ТСЖ ул. Коммунистическая, 64 в части признания недействительными (незаконными) решений Управления ФНС России по РК N№ 431-А, 432-А, 433-А от 20.12.2012 удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 176, 180 - 181, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительными (незаконными) решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения N№ 17004, 17005, 17006 от 26.10.2012.
В остальной части отказать.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару в пользу Товарищества собственников жилья ул. Коммунистическая, 64 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Исполнительный лист на взыскание судебных расходов выдать после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья


------------------------------------------------------------------