Решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.04.2013 по делу N А29-9551/2012 <Требование о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка удовлетворено, так как ответчик не представил сведения о том, с помощью каких измерительных инструментов осуществлялись замеры площади несанкционированной рубки и сведения о дате проверки таких инструментов. Фактический объем заготовленной древесины меньше разрешенного по договору, заготовка произведена в пределах разрешенного объема, ущерб лесу как экологической системе не причинен>
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2013 г. по делу № А29-9551/2012
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 9 апреля 2013 года, полный текст решения изготовлен 16 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СевЛесПил" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>)
к Комитету лесов Республики Коми (ИНН: <...>; ОГРН: <...>)
о признании незаконным постановления,
при участии представителей:
от заявителя - П.М. (по доверенности),
от ответчика - не явились,
установил:
В Арбитражный суд Республики Коми обратилось Общество с ограниченной ответственностью "СевЛесПил" (далее - Общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 529 от 16.10.2012, вынесенное заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Коми.
По мнению заявителя, оспариваемое постановление вынесено в отсутствие события административного правонарушения. Заявитель считает, что административный орган не доказал факт нарушения обществом договора аренды лесного участка. Доводы общества подробно изложены в заявлении и возражениях на отзыв (л.д. 8, 62).
Представитель Комитета лесов с заявленным требованием не согласился, указав, что оспариваемое постановление вынесено без нарушения закона, прав и законных интересов заявителя. Подробно доводы изложены в отзыве (л.д. 23).
В судебном заседании объявлялся перерыв до 09.04.2013.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением № 529 от 16.10.2012 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 5000 рублей.
Основанием для привлечения к ответственности послужило нарушение Обществом п. 2.2, п. 4.1.15 Договора аренды лесного участка № 22 от 14.03.2008, заключенного с Комитетом лесов (л.д. 43), выразившееся в вырубке Обществом не эксплуатационной площади, обозначенной в технологической карте разработки лесосек в количестве 55 деревьев в квартале 119 делянка 1 Часовского участкового лесничества ГКУ РК "Сыктывдинское лесничество". Объем незаконно вырубленной древесины составил 11,402 кб.м.
Нарушение выявлено в ходе внеплановой проверки, проведенной ГКУ РК "Сыктывдинское лесничество".
Заявитель не согласился с оспариваемым постановлением и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, оценив в совокупности все представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления в силу следующего.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 1.6 КоАП).
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Статьей 1 Лесного кодекса РФ предусмотрено использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, с целью обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах,
В соответствии с пп. "е" п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. № 337, запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев.
Между Комитетом лесов Республики Коми и ООО "СевЛесПил" заключен договор аренды лесного участка № 22 от 14.03.2008 года. В соответствии с данным договором аренды Арендатору передан в аренду лесной участок, расположенный на территории ГКУ "Сыктывдинское лесничество" в кварталах 1 - 72, 77 - 82, 90 - 96, 100 - 110, 112 - 121, 123 - 140, 143 - 149 Часовского участкового лесничества для использования лесов в целях заготовки древесины. На основании данного договора ООО "СевЛесПил" была подана лесная декларация на заготовку древесины, согласно которой ООО "СевЛесПил" была разработана технологическая карта разработки лесосеки в квартале 119 делянке 1 Часовского участкового лесничества. В данной технологической карте указана неэксплуатационная площадь, вырубка которой согласно лесному законодательству не допускается.
На основании договора аренды лесных насаждений ООО "СевЛесПил" является организацией - лесопользователем и должно осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 2.2 Договора аренды № 22 от 14.03.2008 использование арендованного участка должно осуществляться в целях и способами, которые не противоречат требованиям действующего законодательства и положениям настоящего договора.
В соответствии с п. 4.1.15 Договора если арендатором причинен вред лесам в результате: рубки или повреждения плюсовых, семенных деревьев, деревьев в семенных куртинах и полосах; самовольной рубки, уничтожения или повреждения деревьев, запрещенных к рубке; рубки или повреждения до степени прекращения роста деревьев, не подлежащих рубке при проведении выборочных рубок; рубки или повреждения до степени прекращения роста деревьев за пределами переданных лесопользователю лесосек; повреждения или уничтожение подроста, подлежащего сохранению или лесных культур в соответствии с декларацией и проектом освоения лесов, то ущерб возмещается в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. № 273.
Согласно п. 5.1 Договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных настоящим договором, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и настоящим договором.
Пунктом 5 подпунктом 5.4 Договора установлено, что Арендатор несет ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами за сохранность семенных полос, куртин, деревьев.
Комитет лесов по результатам проведения внеплановой проверки пришел к выводу, что ООО "СевЛесПил" при ведении лесозаготовительных работ в соответствии с договором аренды лесного участка № 22 от 14.03.2008 года нарушило условия данного договора и пп. "е" п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, допустив вырубку не эксплуатационной площади, обозначенной в технологической карте разработки лесосек в количестве 55 деревьев в квартале 119 делянка 1 Часовского участкового лесничества, составившего объем незаконно вырубленной древесины в размере 11,402 кб.м.
Однако, административный орган не представил в дело надлежащих доказательств о наличие события вмененного Обществу административного правонарушения.
В частности, Комитет лесов не представил сведения о том, с помощью каких измерительных инструментов осуществлялись замеры площади несанкционированной рубки и сведения о дате поверки таких инструментов.
Также административным органом не указаны сведения со ссылкой на нормативные акты о точности измерения площади несанкционированной рубки с помощью космомониторинга и возможных отклонениях в точности измерений.
В отсутствие таких сведений невозможно объективно и точно установить объемы вырубки и площадь вырубки Обществом на спорном лесном участке, в части несанкционированной рубки.
Между тем, Общество указало, что в соответствии с условиями договора аренды лесного участка № 22 от 14 марта 2008 года был предоставлен в аренду лесной участок в Часовском участковом лесничестве ГКУ РК "Сыктывдинское лесничество" квартал 119, делянка 1 для проведения лесозаготовительных работ на площади 8,9 га. Обществом в установленном порядке была подана Лесная декларация об использовании лесов для заготовки древесины по указанному договору. Данная Лесная декларация согласована и принята Арендодателем. В соответствии с названной декларацией размер площади, разрешенной к рубке, составляет 8,9 га. Фактически вырублено 8,9 га.
Согласно названному договору от 14.03.2008 № 22 аренды лесного участка разрешенный объем заготовки древесины составляет 35100 кб.м. При этом согласно отчету объем заготовленной древесины составил 26 830 кб.м.
Таким образом, фактический объем заготовленной древесины меньше разрешенного по договору и объем использования лесов для заготовки древесины Ответчиком не превышен. Соответственно, заготовка древесины произведена в пределах разрешенного объема, в связи с чем, ущерб лесу как экологической системе не причинен.
ООО "СевЛесПил" заготовку древесины осуществляло строго в соответствии с границами отвода, за пределы границ отвода не выходило, рубку внеэксплуатационной площади не проводило, а предъявленные отклонения не выходят за границы отвода и составляют менее 3% от эксплуатационной площади (8,9 x 3% = 0,3 га).
Согласно пункту 19 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 № 184, действовавших на момент проведения лесозаготовительных работ, "съемка границ и привязка лесосек производится с помощью геодезических инструментов, обеспечивающих точность измерения линий с ошибкой не более 1 м на 300 м длины, измерения углов - с ошибкой не более 30 минут. Ошибка в определении эксплуатационной площади лесосеки не должна превышать 3 процентов".
По данным Административного органа площадь предъявленного нарушения 0,1 га, то есть менее допустимой (0,3 га).
ООО "СевЛесПил" не могло нарушить требования пп. "е" п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, и вступивших в силу 31.01.2012 г., так как лесозаготовительные работы в квартале 119, делянка 1 в Часовском участковом лесничестве ГКУ РК "Сыктывдинское лесничество" окончены в 1 квартале 2010 года, то есть за два года до вступления в силу этих Правил.
Согласно п. п. 11, 12, 16 и 17 п. 3 статьи 1 и п. 1 статьи 13 Закона РФ от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" применяемые Административным органом средства измерений должны быть поверены в установленном порядке. Средства измерений, примененные Административным органом при проверке, не поверены в установленном порядке, а поэтому результаты измерений с неповеренными средствами измерений не имеют юридической силы и не могут быть приняты как доказательства.
В отчете за 1 квартал 2010 года ООО "СевЛесПил" Административному органу сообщал, что спорная делянка в первом квартале 2010 года была уже вырублена.
Указанный лесной участок после проведения лесозаготовительных работ 15 июня 2010 года был проверен и принят комиссией в составе представителей от лесничества, лесопользователя и государственного инспектора, составлен акт проверки от 15 июня 2010 года, в котором указано, что "нарушений лесного законодательства не обнаружено".
Подобное правонарушение считается оконченным с момента окончания рубки древесины на спорном участке. О том, что лесозаготовительные работы на указанном участке окончены до 15 июня 2010 года подтверждается актом проверки от 15 июня 2010 года, в котором указано, что "нарушений лесного законодательства не обнаружено".
В нарушение требований ст. 27.8 КоАП РФ Административный орган не произвел в установленном порядке с участием понятых осмотр территории, где, по его мнению, произошло административное правонарушение, не составил протокол об осмотре территории, не применил способы фиксации вещественных доказательств, не указал применяемые средства измерений.
Административный орган не представил доказательств, опровергающих доводы Общества.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 27 ноября 2012 года по делу № А29-7999/2012, Комитету лесов в удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба за незаконную вырубку леса в квартале 119 делянка 1 Часовского участкового лесничества, т.е. на спорном земельном участке.
Суд (по делу № А29-7999/2012), оценив обстоятельства дела, являющиеся спорными и в настоящем деле (А29-9551/2012), пришел к выводу о недоказанности факта незаконной вырубки на указанном лесном участке.
Таким образом, указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют об отсутствии вмененного Обществу события административного правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, вынесенное Комитетом лесов постановление № 529 от 16.10.2012 о назначении административного наказания в отсутствие события административного правонарушения, является незаконным и подлежит отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания № 529 от 16.10.2012, вынесенное заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Коми в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СевЛесПил" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>).
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
------------------------------------------------------------------
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2013 г. по делу № А29-9551/2012
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена 9 апреля 2013 года, полный текст решения изготовлен 16 апреля 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "СевЛесПил" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>)
к Комитету лесов Республики Коми (ИНН: <...>; ОГРН: <...>)
о признании незаконным постановления,
при участии представителей:
от заявителя - П.М. (по доверенности),
от ответчика - не явились,
установил:
В Арбитражный суд Республики Коми обратилось Общество с ограниченной ответственностью "СевЛесПил" (далее - Общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания № 529 от 16.10.2012, вынесенное заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Коми.
По мнению заявителя, оспариваемое постановление вынесено в отсутствие события административного правонарушения. Заявитель считает, что административный орган не доказал факт нарушения обществом договора аренды лесного участка. Доводы общества подробно изложены в заявлении и возражениях на отзыв (л.д. 8, 62).
Представитель Комитета лесов с заявленным требованием не согласился, указав, что оспариваемое постановление вынесено без нарушения закона, прав и законных интересов заявителя. Подробно доводы изложены в отзыве (л.д. 23).
В судебном заседании объявлялся перерыв до 09.04.2013.
Как следует из материалов дела и установлено судом, постановлением № 529 от 16.10.2012 Общество привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 5000 рублей.
Основанием для привлечения к ответственности послужило нарушение Обществом п. 2.2, п. 4.1.15 Договора аренды лесного участка № 22 от 14.03.2008, заключенного с Комитетом лесов (л.д. 43), выразившееся в вырубке Обществом не эксплуатационной площади, обозначенной в технологической карте разработки лесосек в количестве 55 деревьев в квартале 119 делянка 1 Часовского участкового лесничества ГКУ РК "Сыктывдинское лесничество". Объем незаконно вырубленной древесины составил 11,402 кб.м.
Нарушение выявлено в ходе внеплановой проверки, проведенной ГКУ РК "Сыктывдинское лесничество".
Заявитель не согласился с оспариваемым постановлением и обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, оценив в совокупности все представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления в силу следующего.
Согласно частям 6, 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (ч. 1 ст. 1.6 КоАП).
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 КоАП РФ).
Частью 4 статьи 8.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного срочного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки.
Статьей 1 Лесного кодекса РФ предусмотрено использование лесов с учетом их глобального экологического значения, а также длительности их выращивания и иных природных свойств лесов, с целью обеспечения многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощимого использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах,
В соответствии с пп. "е" п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных приказом Рослесхоза от 01.08.2011 г. № 337, запрещается рубка и повреждение деревьев, не предназначенных для рубки и подлежащих сохранению в соответствии с настоящими Правилами и лесным законодательством Российской Федерации, в том числе источников обсеменения и плюсовых деревьев.
Между Комитетом лесов Республики Коми и ООО "СевЛесПил" заключен договор аренды лесного участка № 22 от 14.03.2008 года. В соответствии с данным договором аренды Арендатору передан в аренду лесной участок, расположенный на территории ГКУ "Сыктывдинское лесничество" в кварталах 1 - 72, 77 - 82, 90 - 96, 100 - 110, 112 - 121, 123 - 140, 143 - 149 Часовского участкового лесничества для использования лесов в целях заготовки древесины. На основании данного договора ООО "СевЛесПил" была подана лесная декларация на заготовку древесины, согласно которой ООО "СевЛесПил" была разработана технологическая карта разработки лесосеки в квартале 119 делянке 1 Часовского участкового лесничества. В данной технологической карте указана неэксплуатационная площадь, вырубка которой согласно лесному законодательству не допускается.
На основании договора аренды лесных насаждений ООО "СевЛесПил" является организацией - лесопользователем и должно осуществлять свою хозяйственную деятельность в соответствии с требованиями лесного законодательства Российской Федерации.
Согласно п. 2.2 Договора аренды № 22 от 14.03.2008 использование арендованного участка должно осуществляться в целях и способами, которые не противоречат требованиям действующего законодательства и положениям настоящего договора.
В соответствии с п. 4.1.15 Договора если арендатором причинен вред лесам в результате: рубки или повреждения плюсовых, семенных деревьев, деревьев в семенных куртинах и полосах; самовольной рубки, уничтожения или повреждения деревьев, запрещенных к рубке; рубки или повреждения до степени прекращения роста деревьев, не подлежащих рубке при проведении выборочных рубок; рубки или повреждения до степени прекращения роста деревьев за пределами переданных лесопользователю лесосек; повреждения или уничтожение подроста, подлежащего сохранению или лесных культур в соответствии с декларацией и проектом освоения лесов, то ущерб возмещается в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 г. № 273.
Согласно п. 5.1 Договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств, предусмотренных настоящим договором, стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством и настоящим договором.
Пунктом 5 подпунктом 5.4 Договора установлено, что Арендатор несет ответственность в порядке и на условиях, предусмотренных действующими нормативно-правовыми актами за сохранность семенных полос, куртин, деревьев.
Комитет лесов по результатам проведения внеплановой проверки пришел к выводу, что ООО "СевЛесПил" при ведении лесозаготовительных работ в соответствии с договором аренды лесного участка № 22 от 14.03.2008 года нарушило условия данного договора и пп. "е" п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, допустив вырубку не эксплуатационной площади, обозначенной в технологической карте разработки лесосек в количестве 55 деревьев в квартале 119 делянка 1 Часовского участкового лесничества, составившего объем незаконно вырубленной древесины в размере 11,402 кб.м.
Однако, административный орган не представил в дело надлежащих доказательств о наличие события вмененного Обществу административного правонарушения.
В частности, Комитет лесов не представил сведения о том, с помощью каких измерительных инструментов осуществлялись замеры площади несанкционированной рубки и сведения о дате поверки таких инструментов.
Также административным органом не указаны сведения со ссылкой на нормативные акты о точности измерения площади несанкционированной рубки с помощью космомониторинга и возможных отклонениях в точности измерений.
В отсутствие таких сведений невозможно объективно и точно установить объемы вырубки и площадь вырубки Обществом на спорном лесном участке, в части несанкционированной рубки.
Между тем, Общество указало, что в соответствии с условиями договора аренды лесного участка № 22 от 14 марта 2008 года был предоставлен в аренду лесной участок в Часовском участковом лесничестве ГКУ РК "Сыктывдинское лесничество" квартал 119, делянка 1 для проведения лесозаготовительных работ на площади 8,9 га. Обществом в установленном порядке была подана Лесная декларация об использовании лесов для заготовки древесины по указанному договору. Данная Лесная декларация согласована и принята Арендодателем. В соответствии с названной декларацией размер площади, разрешенной к рубке, составляет 8,9 га. Фактически вырублено 8,9 га.
Согласно названному договору от 14.03.2008 № 22 аренды лесного участка разрешенный объем заготовки древесины составляет 35100 кб.м. При этом согласно отчету объем заготовленной древесины составил 26 830 кб.м.
Таким образом, фактический объем заготовленной древесины меньше разрешенного по договору и объем использования лесов для заготовки древесины Ответчиком не превышен. Соответственно, заготовка древесины произведена в пределах разрешенного объема, в связи с чем, ущерб лесу как экологической системе не причинен.
ООО "СевЛесПил" заготовку древесины осуществляло строго в соответствии с границами отвода, за пределы границ отвода не выходило, рубку внеэксплуатационной площади не проводило, а предъявленные отклонения не выходят за границы отвода и составляют менее 3% от эксплуатационной площади (8,9 x 3% = 0,3 га).
Согласно пункту 19 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом МПР России от 16.07.2007 № 184, действовавших на момент проведения лесозаготовительных работ, "съемка границ и привязка лесосек производится с помощью геодезических инструментов, обеспечивающих точность измерения линий с ошибкой не более 1 м на 300 м длины, измерения углов - с ошибкой не более 30 минут. Ошибка в определении эксплуатационной площади лесосеки не должна превышать 3 процентов".
По данным Административного органа площадь предъявленного нарушения 0,1 га, то есть менее допустимой (0,3 га).
ООО "СевЛесПил" не могло нарушить требования пп. "е" п. 13 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Рослесхоза от 01.08.2011 № 337, и вступивших в силу 31.01.2012 г., так как лесозаготовительные работы в квартале 119, делянка 1 в Часовском участковом лесничестве ГКУ РК "Сыктывдинское лесничество" окончены в 1 квартале 2010 года, то есть за два года до вступления в силу этих Правил.
Согласно п. п. 11, 12, 16 и 17 п. 3 статьи 1 и п. 1 статьи 13 Закона РФ от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" применяемые Административным органом средства измерений должны быть поверены в установленном порядке. Средства измерений, примененные Административным органом при проверке, не поверены в установленном порядке, а поэтому результаты измерений с неповеренными средствами измерений не имеют юридической силы и не могут быть приняты как доказательства.
В отчете за 1 квартал 2010 года ООО "СевЛесПил" Административному органу сообщал, что спорная делянка в первом квартале 2010 года была уже вырублена.
Указанный лесной участок после проведения лесозаготовительных работ 15 июня 2010 года был проверен и принят комиссией в составе представителей от лесничества, лесопользователя и государственного инспектора, составлен акт проверки от 15 июня 2010 года, в котором указано, что "нарушений лесного законодательства не обнаружено".
Подобное правонарушение считается оконченным с момента окончания рубки древесины на спорном участке. О том, что лесозаготовительные работы на указанном участке окончены до 15 июня 2010 года подтверждается актом проверки от 15 июня 2010 года, в котором указано, что "нарушений лесного законодательства не обнаружено".
В нарушение требований ст. 27.8 КоАП РФ Административный орган не произвел в установленном порядке с участием понятых осмотр территории, где, по его мнению, произошло административное правонарушение, не составил протокол об осмотре территории, не применил способы фиксации вещественных доказательств, не указал применяемые средства измерений.
Административный орган не представил доказательств, опровергающих доводы Общества.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Коми от 27 ноября 2012 года по делу № А29-7999/2012, Комитету лесов в удовлетворении исковых требований о взыскании ущерба за незаконную вырубку леса в квартале 119 делянка 1 Часовского участкового лесничества, т.е. на спорном земельном участке.
Суд (по делу № А29-7999/2012), оценив обстоятельства дела, являющиеся спорными и в настоящем деле (А29-9551/2012), пришел к выводу о недоказанности факта незаконной вырубки на указанном лесном участке.
Таким образом, указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют об отсутствии вмененного Обществу события административного правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Следовательно, вынесенное Комитетом лесов постановление № 529 от 16.10.2012 о назначении административного наказания в отсутствие события административного правонарушения, является незаконным и подлежит отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания № 529 от 16.10.2012, вынесенное заместителем главного государственного лесного инспектора Республики Коми в отношении Общества с ограниченной ответственностью "СевЛесПил" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>).
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья
------------------------------------------------------------------