Решение Арбитражного суда Республики Коми от 16.04.2013 по делу N А29-966/2013 <В удовлетворении требований налогового органа к Обществу о взыскании налога и пени за несвоевременную уплату налога отказано, поскольку налоговый орган пропустил исчисленные в порядке, установленном законодательством РФ, сроки для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пени>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 апреля 2013 г. по делу № А29-966/2013

(извлечение)

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми
к Обществу с ограниченной ответственностью "Аккорд" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>)
о взыскании 19 751 руб. 23 коп. налогов и пени

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "Аккорд" 19 751 руб. 23 коп. налогов и пени.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 19.02.2013 г. по делу № А29-966/2013 заявление Межрайонной ИФНС № 1 по Республике Коми было принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства; о возбуждении производства по делу заявитель и ответчик извещены в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В срок, установленный в определении Арбитражного суда Республики Коми от 19.02.2013 г., ответчик отзыв по существу заявленных требований не представил.
До принятия судебного акта Межрайонная инспекция ФНС № 1 по РК уточнила заявленные требования (заявление № 02-11/02/01914 от 13.03.2013 г.) и просит взыскать с ООО "Аккорд" 19 751 руб. 18 коп., в том числе 13 059 руб. 84 коп. налогов и 6 691 руб. 34 коп. пени.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде первой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований.
Поскольку процессуальным законодательством истцу предоставлено право уменьшить размер исковых требований, по настоящему делу судом рассматриваются уточненные требования Межрайонной инспекции ФНС № 1 по РК.
В обоснование заявленных требований Межрайонная инспекция ФНС № 1 по РК указывает на то, что у ООО "Аккорд" имеется задолженность по налогам в сумме 13 059 руб. 84 коп. и пени в сумме 6 691 руб. 34 коп. в том числе:
- 13 059 руб. 84 коп. - по транспортному налогу;
- 6 430 руб. 14 коп. - по пени за несвоевременную уплату транспортного налога;
- 261 руб. 20 коп. - по пени по единому социальному налогу, зачисляемому в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования.
Документы, подтверждающие наличие у ООО "Аккорд" недоимки по налогу и задолженности по пеням в вышеуказанных суммах налоговым органом не представлены; имеющийся в материалах дела акт сверки расчетов от 17.12.2012 г. налогоплательщиком не подписан.
По данным налогового органа, взыскиваемая недоимка по транспортному налогу образовалась в 2006, 2007 годах, пени начислены за 2006 - 2008 годы.
Согласно письменным пояснениям заявителя, в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ налогоплательщику направлялись требования об уплате налогов и пени № 14697 от 01.08.2006 г., № 14705 от 08.08.2006 г., № 502 от 28.02.2007 г.
Так как указанные требования не исполнены, Межрайонной инспекцией ФНС № 1 по РК были приняты решения № 1326 от 24.08.2006 г., № 1588 от 19.09.2006 г., № 432 от 11.04.2007 г. о взыскании налогов, пени и штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика - организации в банках. По утверждению заявителя, в кредитные учреждения, где у ООО "Аккорд" были открыты расчетные счета, инкассовые поручения не предъявлялись.
На основании постановлений налогового органа о взыскании налогов, пени и штрафов за счет имущества налогоплательщика-организации № 704 от 23.10.2006 г., № 142 от 07.05.2007 г., вынесенных в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса РФ, судебным приставом-исполнителем возбуждались исполнительные производства, которые были окончены в связи с невозможность взыскания; повторно указанные постановления в подразделение судебных приставов-исполнителей не направлялись.
В связи с истечением срока хранения документов, вышеуказанные требований, решения и постановления заявителем не представлены.
Так как обязанность по уплате налога и пени до настоящего времени налогоплательщиком не исполнена, Межрайонная инспекция ФНС № 1 по РК обратилась в суд с заявлением о взыскании с ООО "Аккорд" налога и пени, представив в качестве доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора требование об уплате задолженности № 03-06/2/08909 от 17.12.2012 г., которое было направлено налогоплательщику 28.12.2012 г.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 г.) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ взыскание налога в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
Статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 г.) установлено, что требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.
Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 г.) в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронном виде в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пункту 7 статьи 46, пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 г.) при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Кодекса.
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об исполнительном производстве", с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Пунктом 8 статьи 45, пунктами 9, 10 статьи 46, пунктом 8 статьи 47, пунктом 8 статьи 69, пунктом 3 статьи 70 Налогового кодекса РФ установлено, что положения указанных статей применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога и штрафов.
В силу пункта 5 части 1 статьи 12, статьей 30, 31 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. "Об исполнительном производстве" акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, являются исполнительными документами, которые судебный пристав-исполнитель обязан принять к исполнению и возбудить исполнительное производство, если не истек срок предъявления исполнительного документа к исполнению и данный документ соответствует требованиям, установленным статьей 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. оформленные в установленном порядке акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований, могут быть предъявлены к исполнению в течение шести месяцев со дня их возвращения банком или иной кредитной организацией.
Согласно частям 1, 2, 3 статьи 22 Федерального закона "Об исполнительном производстве" срок предъявления исполнительного документа к исполнению прерывается:
1) предъявлением исполнительного документа к исполнению;
2) частичным исполнением исполнительного документа должником.
После перерыва течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению возобновляется. Время, истекшее до прерывания срока, в новый срок не засчитывается.
В случае возвращения исполнительного документа взыскателю в связи с невозможностью его исполнения срок предъявления исполнительного документа к исполнению исчисляется со дня возвращения исполнительного документа взыскателю.
В силу частей 1, 2 статьи 23 Федерального закона № 229-ФЗ от 02.10.2007 г. срок предъявления к исполнению актов органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, восстановлению не подлежит.
Как следует из письменных пояснений заявителя, налоговым органом были приняты все предусмотренные статьями 46, 47 Налогового кодекса РФ меры по принудительному взысканию налога и пени.
Исходя из положений статьей 45, 46, 47 Налогового кодекса РФ в судебном порядке взыскание налога может быть произведено только в случаях, исчерпывающий перечень которых установлен пунктом 1 статьи 45 и пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ; возможность взыскания налогов, пени и штрафов в судебном порядке в связи с истечением срока для предъявления к исполнению постановления о взыскании налогов, пени и штрафов за счет имущества налогоплательщика - организации налоговым законодательством не предусмотрена.
Как указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 17832/09 от 11.05.2010 г. реализация Инспекцией права на взыскание налога во внесудебном порядке препятствует удовлетворению ее требования о взыскании налога в судебном порядке. В силу прямого указания в данном постановлении вышеуказанное толкование правовых норм является обязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
В данном случае, Инспекцией было реализовано право на взыскание налога и пени во внесудебном порядке, и, соответственно, отсутствуют основания для взыскания налога и пени в судебном порядке и решения вопроса о восстановлении пропущенного срока для обращения в арбитражный суд.
Следует также отметить, что в силу положений статей 46, 69, 70 Налогового кодекса РФ срок для взыскания налога, пени и штрафа в судебном порядке с 01.01.2007 г. исчисляется со дня выявления недоимки, и состоит из трехмесячного срока для направления налогоплательщику требования, установленного в требовании срока для его исполнения и шестимесячного срока для обращения в суд; при этом срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения срока исполнения требования.
Пропуск срока направления требования об уплате налога не может увеличивать на неопределенный период установленный законодательством срок для принудительного взыскания налога и пени.
На то, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней указано в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 71 от 17.03.2003 г. "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
Обратившись в арбитражный суд в феврале 2013 года, Межрайонная инспекция ФНС № 1 по РК пропустила исчисленные в порядке, установленном вышеуказанными нормами, сроки для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогу и задолженности по пени.
При обращении в арбитражный суд Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в обоснование которого указано, что причиной пропуска указанного срока явился технический сбой при конвертации баз данных ПК РНАЛ в систему ЭОД, в ходе которой данные о наличии у ООО "Аккорд" задолженности из базы данных ПК РНАЛ автоматически не перенеслись в рабочую базу системы ЭОД. По утверждению заявителя, факт наличия недоимки был выявлен при проведении инвентаризации в 2012 году. Также налоговый орган указывает на наличие у налогоплательщика конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги.
Суд полагает, что пропущенный срок восстановлению не подлежит, поскольку доказательства наличия тех обстоятельств, на которые заявитель ссылается в обоснование ходатайства, налоговым органом не представлены. Кроме того, учитывая значительный пропуск сроков, технический сбой, последствия которого должны выявляться и исправляться более оперативно, не может являться уважительной причиной пропуска срока.
Ссылка заявителя на наличие у налогоплательщика конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги, никакого отношения к причинам пропуска срока не имеет, и не может быть принята во внимание, поскольку в числе основных принципов законодательства о налогах и сборах (статья 3 Налогового кодекса РФ) приоритет в налоговых отношениях государственных интересов не закреплен, а законодатель, безусловно, зная, о содержании статьи 57 Конституции РФ, тем не менее ограничил процедуру взыскания налогов, пени и штрафов определенными сроками, которых при надлежащем контроле более чем достаточно для осуществления взыскания.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя; однако, Межрайонная инспекция ФНС № 1 по Республике Коми согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины освобождена.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 180, 181, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

1. В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми отказать.
2. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья


------------------------------------------------------------------