Решение Верховного суда Республики Коми от 23.04.2013 по делу N 3-3/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Коми N 55-РЗ от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 апреля 2013 г. по делу № 3-3/2013

Верховный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Юдина А.В.
при секретаре С.,
с участием прокурора Шевелевой М.Г.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 23 апреля 2013 года дело по заявлению П. о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Коми № 55-РЗ от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.

установил:

П. обратился в Верховный суд Республики Коми с заявлением к Правительству Республики Коми о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года № 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанных пострадавшими от политических репрессий.
В качестве заинтересованного лица по делу привлечены Глава Республики Коми и Государственный Совет Республики Коми.
В судебном заседании П. поддержал заявленные требования, просил признать нормы Закона Республики Коми № 55-РЗ от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий противоречащим статье 16 Закона Российской Федерации № 1761-1 от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции Закона Российской Федерации от 03 сентября 1993 года № 5698-1.
Представители Главы Республики Коми Л. и Д., представитель Государственного Совета Республики Коми Т., с заявленными требованиями не согласились по доводам, изложенным в возражениях.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, заключение прокурора, суд приходит к следующему:
Законом Российской Федерации от 03.09.1993 № 5698-1 внесены изменения и дополнения в Закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий" № 1761-1 от 18.10.1991, в том числе в статью 16 (пункт 17).
В частности, часть первая статьи 16 была изложена в новой редакции, согласно которой:
"Реабилитированные лица и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности - на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья".
Также изложена в новой редакции часть вторая после абзаца первого, которая предусматривала, что лица, подвергшиеся репрессиям в виде лишения свободы, ссылки или высылки, реабилитированные в соответствии с настоящим Законом, а также лица, необоснованно помещавшиеся по политическим мотивам в психиатрические лечебные учреждения, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на:
"а) первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха;
б) внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов;
в) бесплатное обеспечение автомобилем класса ЗАЗ-968М при наличии медицинских показаний на мотоколяску, при отсутствии противопоказаний к вождению автомобиля;
г) бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания;
д) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;
е) бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, - водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда;
ж) снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления;
з) первоочередную установку телефона;
и) бесплатную установку телефона;
к) первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы;
л) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, проживание в них на полном государственном обеспечении с выплатой не менее 25 процентов назначенной пенсии;
м) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), льготное обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями;
н) льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами".
Статья дополнена частями третьей и четвертой следующего содержания:
"Льготы, предусмотренные частью второй настоящей статьи, за исключением пунктов "в", "е", "и" и "м", распространяются на лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в соответствии со статьей 2.1 настоящего Закона и являющихся пенсионерами или инвалидами.
В случае смерти реабилитированных лиц, их погребение осуществляется за счет государства".
Ранее действовавшие части третья и четвертая указанной статьи предписано считать соответственно частями пятой и шестой, которые изложены в следующей редакции:
"Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеют право на бесплатную консультацию адвокатов по вопросам, связанным с реабилитацией, а также освобождаются от уплаты государственных пошлин и возмещения судебных расходов при обращении в государственные органы и суд по вопросам, возникающим в связи с применением настоящего Закона, за исключением споров между этими лицами и их наследниками.
Реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, имеющим право на предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи льготы, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также городов и районов на основании документов о реабилитации выдается свидетельство единого образца, который утверждается Правительством Российской Федерации".
Наряду с этим статья 16 названного Закона в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года, содержала перечень льгот для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в том числе при обращении за медицинской помощью, пользовании транспортом, оплате жилой площади и коммунальных услуг, расходы на предоставление которых производились за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с последующим возмещением произведенных расходов из федерального бюджета (пункт 14 Положения о порядке предоставления льгот реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года № 419).
Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых теперь мерами социальной поддержки) было направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищенности. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2003 года № 282-О, от 5 июля 2005 года № 246-О) и в совокупности с иными предусмотренными Законом Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" мерами были призваны способствовать возмещению причиненного в результате репрессий вреда.
Следовательно, льготы, которые устанавливались федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объем возмещения вреда, включая моральный вред. Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ перечень этих льгот из статьи 16 Закона Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" был исключен и одновременно установлено, что указанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки на основании законов субъектов Российской Федерации, а соответствующие расходные обязательства являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Пунктами 4 и 7 статьи 6 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" внесены изменения в Закон Российской Федерации "О реабилитации жертв политических репрессий" № 1761-1 от 18 октября 1991 года, в том числе в статью 16 Закона.
Конкретизируя полномочия субъектов Российской Федерации в данной сфере статья 16 Закона РФ "О реабилитации жертв политических репрессий" в новой редакции, действующей на день рассмотрения дела, предусматривает, что реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Самостоятельность субъектов Российской Федерации в определении вышеуказанных расходных обязательств предусмотрена пунктами 1, 6 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 1 и пунктами 2, 4 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 96.09.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Таким образом, на федеральном уровне закреплено, что меры социальной поддержки, в том числе реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, определяются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно с учетом возможностей бюджета публично-правового образования.
Таким образом, из изложенных положений федерального законодательства следует, что субъекты Российской Федерации вправе определять объем мер социальной поддержки для лиц, признанных жертвами политических репрессий.
При этом конкретных норм о предоставлении либо об исключении тех или иных видов льгот, о видах и размерах денежных компенсаций Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ не содержит.
Наряду с этим, поскольку реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, в настоящее время обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, в федеральном законодательстве также отсутствуют нормы, устанавливающие виды льгот, виды и размеры денежной компенсации для указанной категории лиц.
Таким образом, применительно к реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, федеральный законодатель перешел к новой системе правового регулирования вопросов их социальной защиты.
Вопросы социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Республике Коми регулируются Законом Республики Коми № 55-РЗ от 12 ноября 2004 (действующим в настоящее время в редакции Закона Республики Коми от 29.11.2012 № 98-РЗ), статья 14 которого устанавливает для указанной категории граждан определенный перечень льгот.
В соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации и статьи 1 Конституции Республики Коми Республика Коми является субъектом Российской Федерации, законодательная власть в которой осуществляется Государственным Советом Республики Коми (статья 71 Конституции Республики Коми).
Государственный Совет Республики Коми, как представительный орган власти, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Республики Коми и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий Республики Коми (статья 73 Конституции Республики Коми).
С учетом данных обстоятельств, Закон Республики Коми № 55-РЗ от 12 ноября 2004 (действующей в настоящее время в редакции Закона Республики Коми от 29.11.2012 № 98-РЗ) принят Государственным Советом Республики Коми в пределах предоставленных ему полномочий.
Статьей 21 данного Республиканского закона также предусмотрено, что Правительство Республики Коми наделено полномочиями определять иные меры социальной поддержки, порядок и условия их предоставления.
В целях реализации Закона Республики Коми № 55-РЗ, Правительством Республики Коми изданы Постановления, устанавливающие меры социальной поддержки, в том числе, реабилитированным лицам и лицам, признанными пострадавшими от политических репрессий, в числе которых:
Постановление Правительства Республике Коми от 09.12.2008 № 340 (в редакции от 23.08.2012) "Об обеспечении в период навигации равной доступности транспортных услуг на пассажирском внутреннем водном транспорте для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер социальной поддержки на территории Республики Коми";
Постановление Правительства Республики Коми К от 09.12.2008 № 341 (в редакции от 03.12.2012) "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на пассажирском железнодорожном транспорте в пригородном сообщении на территории Республики Коми для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер социальной поддержки";
Постановление Правительства Республики Коми от 09.12.2008 № 342 (в редакции от 30.11.2012) "Об обеспечении равной доступности транспортных услуг на пассажирском автомобильном транспорте (кроме такси) для отдельных категорий граждан, имеющих право на оказание мер социальной поддержки, на территории Республики Коми".
В своем заявлении П. ставит вопрос о несоответствии Закона Республики Коми от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в действующей редакции) в части предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий нормам Закона Российской Федерации от 03.09.1993 № 5698-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О реабилитации жертв политических репрессий", то есть положениям статьи 16 Закона Российской Федерации № 1761-1 от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции Закона Российской Федерации от 03 сентября 1993 года № 5698-1.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты и социального обеспечения граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения предполагает и осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации.
При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов; в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (часть 5 статья 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением, о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Проверка законности нормативного правового акта, прежде всего, означает оценку содержания оспариваемых правовых норм на предмет их соответствия правовым предписаниям, содержащимся в российских нормативных правовых актах большей юридической силы.
Согласно части 1 статья 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Анализ содержания статьей 251, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации свидетельствует, что судебная проверка нормативного правового акта должна быть проведена на предмет его соответствия действующему федеральному законодательству, поскольку нормативные правовые акты федерального уровня, действие которых прекращено, не могут регулировать общественные отношения, не порождают никаких правовых последствий, и основанием для возникновения гражданских прав и обязанностей сторон не являются.
Как указывалось выше, положения статьи 16 Закона Российской Федерации № 1761-1 от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции Закона Российской Федерации от 03 сентября 1993 года № 5698-1, утратили силу в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, который внес изменения в указанную статью, исключив из нее перечень льгот, передав вопрос по законодательному урегулированию обеспечения мерами социальной поддержки в субъекты Российской Федерации.
Таким образом, статья 16 Закона Российской Федерации № 1761-1 от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции Закона Российской Федерации от 03 сентября 1993 года № 5698-1 не может служить основанием для признания недействующим нормативного правового акта имеющего меньшую юридическую силу, в том числе и положений Закона Республики Коми № 55-РЗ от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в редакции Республиканского Закона от 29.11.2012 № 98-РЗ) в части предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий.
При таких обстоятельствах, с учетом положений статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, требования П. о признании норм Закона Республики Коми № 55-РЗ от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в редакции Республиканского Закона от 29.11.2012 № 98-РЗ) в части предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий противоречащим статье 16 Закона Российской Федерации № 1761-1 от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции Закона Российской Федерации от 03 сентября 1993 года № 5698-1, удовлетворению не подлежат.
Каких-либо иных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, котором противоречат нормы Закона Республики Коми № 55-РЗ от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, П. не заявлено и в ходе рассмотрения дела и им указано.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований П. о признании норм Закона Республики Коми № 55-РЗ от 12 ноября 2004 года "О социальной поддержке населения в Республике Коми" (в редакции Республиканского Закона от 29.11.2012 № 98-РЗ) в части предоставления мер социальной поддержки реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий противоречащим статье 16 Закона Российской Федерации № 1761-1 от 18 октября 1991 года "О реабилитации жертв политических репрессий" в редакции Закона Российской Федерации от 03 сентября 1993 года № 5698-1 - отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы и принесено апелляционное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий
А.В.ЮДИН


------------------------------------------------------------------