Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 10.06.2013 по делу N 2-2149/13 <О признании недействующими пункта 5.12 Административного регламента, пункта 7 приложения 3 к Административному регламенту предоставления муниципальной услуги по выдаче специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и >



УХТИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 10 июня 2013 г. по делу № 2-2149/13

Ухтинский городской суд Республики Коми
в составе судьи Найдиной Г.В.,
при секретаре Ивановой А.А.,
с участием прокурора Пантелеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухта Республики Коми 10 июня 2013 г.
гражданское дело по заявлению прокурора г. Ухты о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим по дорогам местного значения в границах муниципального образования, утвержденного постановлением администрации МОГО "Ухта" от 21.06.2012 № 1368,

установил:

Прокурор г. Ухты обратился в суд с заявлением к администрации МОГО "Ухта" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда следующих положений Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим по дорогам местного значения в границах муниципального образования (далее по тексту - Административный регламент, Регламент), утвержденного постановлением администрации МОГО "Ухта" от 21.06.2012 № 1368:
1) пункт 5.12 Административного регламента;
2) пункт 7 приложения 3 к Административному регламенту.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой города в порядке надзора проведена проверка постановления администрации МОГО "Ухта" от 21.06.2012 № 1368 (в ред. постановления от 24.12.2012 № 2961) "Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим по дорогам местного значения в границах муниципального образования" (далее по тексту - Постановление) на предмет его соответствия федеральному законодательству, а также его антикоррупционная экспертиза. В результате проверки установлено, что ряд положений Постановления противоречит действующему законодательству, содержит коррупциогенные факторы. Пунктом 5.12 Административного регламента предусмотрено право должностного лица, рассматривающего жалобу, принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем, что не допускается в силу ч. 7 ст. 11.2 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее по тексту - Закон № 210-ФЗ). Согласно п. 2.6 Регламента для получения специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим по дорогам местного значения в границах муниципального образования заявитель должен представить перечень документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, указанных в Приложении 3, в том числе согласованную схему движения транспортных средств с ГИБДД (для тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов) (пункт 7 Приложения). Между тем, применение пункта 7 Приложения 3 не соответствует части 4 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", согласно которой согласование схемы движения транспортных средств осуществляется непосредственно органом, предоставляющим услугу. Таким образом, пункт 5.12 Административного регламента и пункт 7 Приложения 3 к Административному регламенту противоречат федеральному законодательству и подлежат признанию судом недействующими.
В судебном заседании помощник прокурора Пантелеева А.А. на требованиях настаивала, подтвердив доводы, изложенные в заявлении.
Представитель администрации МОГО "Ухта" в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд с учетом положений ч. 2 ст. 252 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации МОГО "Ухта".
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением администрации МОГО "Ухта" от 21.06.2012 № 1368 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим по дорогам местного значения в границах муниципального образования, в который постановлением администрации МОГО "Ухта" от 24.12.2012 № 2961 внесены изменения.
В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 38 Устава МОГО "Ухта" в полномочия администрации МОГО "Ухта" входит, в том числе, исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения городского округа, за исключением вопросов, отнесенных Уставом МОГО "Ухта" к компетенции Совета городского округа и контрольно-счетной палаты. На основании ч. 2 ст. 47 Устава МОГО "Ухта" руководитель администрации городского округа в пределах своих полномочий, установленных федеральным законодательством, законами Республики Коми, Уставом МОГО "Ухта", решениями Совета городского округа, издает постановления администрации городского округа по вопросам местного значения.
При таких обстоятельствах суд полагает, что Регламент издан администрацией МОГО "Ухта" в пределах своей компетенции, в предусмотренных Уставом МОГО "Ухта" форме и порядке, что, однако, само по себе не делает его соответствующим федеральному законодательству.
Согласно ст. 2 Закона № 210-ФЗ муниципальная услуга - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований; административный регламент - нормативный правовой акт, устанавливающий порядок предоставления муниципальной услуги и стандарт предоставления муниципальной услуги; многофункциональный центр (МФЦ) - российская организация независимо от организационно-правовой формы (в том числе являющаяся автономным учреждением), отвечающая требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу "одного окна".
Пунктом 1 ст. 5 Закона № 210-ФЗ предусмотрено право заявителя, обратившегося за муниципальной услугой, на получение муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги, а п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона № 210-ФЗ устанавливает обязанность органа, предоставляющего муниципальную услуги, предоставлять ее в соответствии с административными регламентами.
Пунктом 5.12 Регламента установлено, что если в жалобе заявителя содержится вопрос, на который заявителю многократно давались мотивированные ответы, и при этом в жалобе не приводятся новые доводы или обстоятельства, в связи с ранее направленными жалобами, должностное лицо, рассматривающее жалобу, вправе принять решение о безосновательности очередной жалобы и прекращении переписки с заявителем по данному вопросу при условии, что указанная жалоба и ранее направляемые жалобы направлялись в один и тот же орган или одному и тому же должностному лицу. О данном решении уведомляют заявителя, направившего обращение, до истечения срока, установленного п. 5.4 Регламента.
Между тем, ч. 7 ст. 11.2 Закона № 210-ФЗ устанавливает исчерпывающие виды решений, которые могут быть приняты по результатам рассмотрения жалобы, и право должностного лица принять решение о безосновательности жалобы и прекращении в связи с этим переписки не предусмотрено.
Более того, пункт 5.12 Административного регламента содержит коррупциогенный фактор, предусмотренный подпунктом "д" пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (далее - Методика проведения антикоррупционной экспертизы), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96), - принятие нормативного правового акта (его части) за пределами компетенции, что может повлечь нарушение порядка досудебного (внесудебного) обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, муниципальных служащих, злоупотребления, в том числе, путем принятии решений, которые не предусмотрены законом.
В силу п. 2.6 Регламента для получения специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим по дорогам местного значения в границах муниципального образования, заявитель подает запрос с приложением документов, указанных в Приложении 3, а именно: 1) копия документа удостоверяющего личность гражданина; 2) копия свидетельства о регистрации транспортного средства, предполагаемого к использованию для перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а также документы, подтверждающего право владения таким транспортным средством на законных основаниях, если оно не является собственностью перевозчика; 3) копия свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; 4) копия свидетельства о подготовке водителя транспортного средства, перевозящего тяжеловесные и (или) крупногабаритные грузы; 5) документы, подтверждающие полномочия представителя, в случае подачи запроса в уполномоченный орган представителем перевозчика; 6) копия квитанции, подтверждающей уплату государственной пошлины за выдачу специального разрешения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; 7) согласованная схема движения транспортных средств с ГИБДД (для тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов); 8) копия квитанции (платежного поручения) подтверждающая уплату возмещаемого вреда причиняемого транспортным средством, осуществляющим перевозки грузов (предоставляется в течение 5 дней со дня получения извещения).
Согласно ч. 1 ст. 7 Закона № 210-ФЗ органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, представление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальных услуг.
Частью 3 ст. 31 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, в порядке, предусмотренном частью 4 названной статьи; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В силу упомянутой части 4 орган, выдающий специальное разрешение, согласовывает маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных и (или) тяжеловесных грузов, с владельцами автомобильных дорог, по которым проходит такой маршрут, а маршрут транспортного средства, осуществляющего перевозки крупногабаритных грузов, с владельцами автомобильных дорог и с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. В случаях, если для движения транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, требуется укрепление отдельных участков автомобильных дорог или принятие специальных мер по обустройству автомобильных дорог и пересекающих их сооружений и инженерных коммуникаций в пределах согласованного маршрута, проводятся согласования с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Допускается установление постоянных маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Взимание платы за согласование маршрутов транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, не допускается.
Таким образом, предусмотренная пунктом 7 Приложения 3 к Административному регламенту схема движения транспортных средств должна согласовываться органом, предоставляющим услугу, то есть администрацией МОГО "Ухта", а не заявителем.
Применение пункта 7 приложения 3 к Административному регламенту переводит пункт 2.6 Административного регламента в разряд норм, содержащих коррупциогенные факторы, поскольку обязанность предоставления заявителем документов, не предусмотренных законодательством, свидетельствует о завышенных требованиях к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права (подпункт "а" пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы). При этом непредставление определенных пунктом 2.6 Административного регламента документов является основанием для отказа заявителю в предоставлении муниципальной услуги (пункт 2.8 Административного регламента). Следовательно, применение пункта 2.6 во взаимосвязи с пунктом 7 Приложения 3 к Административному регламенту в редакции, не соответствующей федеральному законодательству, приведет к необоснованным (неправомерным) отказам в предоставлении муниципальной услуги, злоупотреблениях при принятии решений о предоставлении муниципальной услуги.
Согласно ч. 2, ч. 3 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
С целью обеспечения стабильности правоотношений, основанных на применении противоречащих федеральному законодательству норм, суд находит, что они подлежат признанию не действующими со дня вступления решения суда в законную силу.
Оспариваемый акт был опубликован в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город", выпуски № 29 (831) от 04.08.2012, № 3 (854) от 09.02.2013, и решение после вступления его в законную силу подлежит публикации в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город".
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Требования прокурора города Ухты удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими с момента вступления в законную силу решения суда, следующие положения Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим по дорогам местного значения в границах муниципального образования, утвержденного постановлением администрации МОГО "Ухта" от 21.06.2012 № 1368 "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче специального разрешения на движение транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов по маршрутам, проходящим по дорогам местного значения в границах муниципального образования" (в ред. от 24.12.2012):
- пункт 5.12 Административного регламента;
- пункт 7 приложения 3 к Административному регламенту.
Решение после вступления его в законную силу подлежит публикации в Информационном бюллетене Совета и администрации МОГО "Ухта" "Город".
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня изготовления полного текста решения, то есть с 17.06.2013.

Судья
Г.В.НАЙДИНА


------------------------------------------------------------------