Решение Усинского городского суда Республики Коми от 21.06.2013 по делу N 2-854/2013 <О признании недействующими отдельных положений Правил определения администрацией муниципального образования городского округа "Усинск" границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утв. Постановлением администрации муниципального образования городского округа "Усинск" от 15.03.2013 N 526>



УСИНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 июня 2013 г. по делу № 2-854/2013

Усинский городской суд Республики Коми в составе:
Председательствующего судьи Волковой С.Г.,
при секретаре Акбердиевой З.С.
с участием старшего помощника Прокурора г. Усинска Изъюрова С.М.,
21 июня 2013 года, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Усинске Республики Коми гражданское дело по заявлению Прокурора г. Усинска о признании противоречащими требованиям федерального законодательства и не подлежащими применению абзацев 2 и 3 пункта 3 и пункта 3 Правил определения администрацией Муниципального образования городского округа "Усинск" границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г.,

установил:

Прокурор г. Усинска обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта администрации МО ГО "Усинск", а именно: о признании противоречащими требованиям федерального законодательства и не подлежащими применению абзацев 2 и 3 пункта 3 и пункта 3 Правил определения администрацией Муниципального образования городского округа "Усинск" границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г.
В обоснование требования указывает, что Прокуратурой города проведен правовой анализ постановления главы администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г. "Об утверждении Правил определения администрацией Муниципального образования городского округа "Усинск" границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции".
В ходе проведенного анализа установлено, что указанное постановление противоречит федеральному законодательству, в связи с чем, подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" не допускается розничная продажа алкогольной продукции:
- в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, на прилегающих к ним территориях;
- в организациях культуры, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании ими услуг общественного питания;
- на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, на остановочных пунктах его движения (в том числе на станциях метрополитена), на автозаправочных станциях;
- на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, определенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанные ограничения действуют также на прилегающих к таким местам территориях;
- на объектах военного назначения и на прилегающих к ним территориях.
Пунктом 4 вышеуказанной статьи установлено, что к прилегающем территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Правительство Российской Федерации утвердило Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 2 Правил розничная продажа алкогольной продукции не допускается на территориях, прилегающих: к детским, образовательным, медицинским организациям и объектам спорта; к оптовым и розничным рынкам, вокзалам, аэропортам и иным местам массового скопления граждан и местам нахождения источников повышенной опасности, определенным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; к объектам военного назначения.
В силу пункта 4 Правил территория, прилегающая к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил (далее - прилегающая территория), включает обособленную территорию (при наличии таковой), а также территорию, определяемую с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (далее - дополнительная территория).
Во исполнение данных правил постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г. утверждены оспариваемые Правила определения администрацией Муниципального образования городского округа "Усинск" границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Абзацем 2 пункта 3 Правил, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г. установлено, что обособленной территорией является территория, границы которой обозначены ограждениями (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и объекты, указанные в приложении к Правилам определения границ. При отсутствии ограждения (объектов искусственного ограждения) под обособленной территорией в целях Правил определения границ понимает, земельный участок, сформированный и предоставленный в установленном законодательством порядке.
Абзацем 3 пункта 3 Правил, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г., предусмотрено, что под дополнительной территорией понимается территория, прилегающая к границам или ограждениям земельных участков, способ расчета расстояний которой определяется администрацией МО ГО "Усинск".
Данные положения, по мнению заявителя, не соответствуют подпункту "б" пункта 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ, который предусматривает, что "обособленной территорией" является территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 Правил.
Соответственно, положения абзаца 2 пункта 3 Правил, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г. о незаконны в той части, в какой предусматривают под "обособленной территорией" земельный участок без ограждений.
Пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г. установлено, что при наличии обособленной территории дополнительная территория определяется в метрах по всему периметру границ обособленной территории. В случае отсутствия обособленной территории дополнительная территория определяется от входа для посетителей в здание (сооружение, строение) по радиусу в метрах.
Данные положения не соответствуют действующему законодательству, так как пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ установлено, что дополнительная территория определяется при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект, а при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Несоответствие абзацев 2, 3 пункта 3, пункта 3 Правил утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г., повлечет за собой незаконное определение границ прилегающих к некоторым, организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, что в свою очередь повлечет за собой нарушение прав и законных интересов граждан.
В судебном заседании старший помощник Прокурора г. Усинска Изъюров С.М. поддержал предъявленные требования по доводам, приведенным в обоснование заявления, пояснил, что 05.03.2013 г. для проверки в Прокуратуру г. Усинска Администрацией МО ГО "Усинск" был представлен проект оспариваемого постановления администрации МО ГО "Усинск", данный проект соответствовал действующему законодательству и не содержал формулировок указанных в настоящем заявлении пунктов, не соответствующих федеральному законодательству. Также пояснил, что несоответствие Правил, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г. федеральному законодательству нарушает права граждан, поскольку повлечет запрет продажи алкогольной продукции на тех торговых объектах, где она должна быть разрешена. Уточнил, что просит признать абзац 2 пункта 3 Правил незаконным в части указания, что при отсутствии ограждения (объектов искусственного ограждения) под обособленной территорией в целях настоящих Правил понимается земельный участок, сформированный и предоставленный в установленном законодательством порядке.
Представитель Администрации МО ГО "Усинск" Шкребенок О.А., действующая на основании доверенности, с предъявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве, согласно которого в соответствии с п. 4 ст. 16 Федерального закона от 22 ноября 1995 № 171-ФЗ к прилегающим территориям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 7 Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 № 1425 установлено, что способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления.
В силу п. 8 указанных Правил границы прилегающих территорий определяются в решениях органа местного самоуправления, к которым прилагаются схемы границ прилегающих территорий для каждой организации и (или) объекта, указанных в пункте 2 настоящих Правил.
Таким образом, Правила определения администрацией муниципального образования городского округа "Усинск" границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденные Постановлением администрации МО ГО "Усинск" от 15.03.2013 года № 526 направлены на исполнение требований Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ, а также Правил определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 № 1425, приняты в пределах полномочий администрации и не противоречат Федеральному законодательству.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1425 в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее по тексту решения - Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ).
Согласно п. 1 указанных Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ, они устанавливают порядок определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
В пункте 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ приводятся смысловые значения используемых в них понятий, в частности, согласно Правил:
"обособленная территория" - территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (п.п. "б", п. 3 Правил);
"дополнительная территория" - территория, определяемая с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил (п. 4 Правил). Дополнительная территория наряду с обособленной территорией образует территорию, прилегающую к организациям и объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил.
Пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ установлен порядок определения дополнительной территории, а именно:
а) при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект;
б) при отсутствии обособленной территории - от входа для посетителей в здание (строение, сооружение), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил, до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г. утверждены Правила определения администрацией Муниципального образования городского округа "Усинск" границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции (далее по тексту решения Правила, утвержденные постановлением администрации МО ГО "Усинск").
В пункте 3 Правил, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" приводятся смысловые значения используемых в них понятий, которые также содержатся в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ, в частности:
"Обособленная территория" - территория, границы которой обозначены ограждениями (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и объекты, указанные в приложении к настоящим Правилам. При отсутствии ограждения (объектов искусственного ограждения) под обособленной территорией в целях настоящих Правил понимается земельный участок, сформированный и предоставленный в установленном законодательством порядке.
"Дополнительная территория" - это территория, прилегающая к границам или ограждениям земельных участков, способ расчета расстояний которой определяется администрацией муниципального образования городского округа "Усинск".
Пунктом 3 Правил (нумерация указана согласно правил), утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" установлено, что при наличии обособленной территории дополнительная территория определяется в метрах по всему периметру границ обособленной территории.
В части указанных пунктов заявитель указывает на несоответствие Правил, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" федеральному законодательству, а именно: постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1425 которым утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Проанализировав положения указанных правовых актов, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
Пунктом 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ действительно установлено, что способ расчета расстояния от организаций и (или) объектов, указанных в пункте 2 настоящих Правил, до границ прилегающих территорий определяется органом местного самоуправления, однако данным пунктом органу местного самоуправления не предоставлено право изменять значение и формулировку основных понятий и изменять порядок определения дополнительных территорий, что прямо определенно в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ.
Вместе с тем в Правилах, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" понятие обособленной территории расширено и установлено, что при отсутствии ограждения (объектов искусственного ограждения) под обособленной территорией в целях настоящих Правил понимается земельный участок, сформированный и предоставленный в установленном законодательством порядке, что противоречит Правилам, утвержденным постановлением Правительства РФ, в которых под обособленной территорией понимается территория, границы которой обозначены ограждением (объектами искусственного происхождения), прилегающая к зданию (строению, сооружению), в котором расположены организации и (или) объекты, указанные в пункте 2 настоящих Правил.
Отсутствие же ограждения свидетельствует об отсутствии обособленной территории и применении иного порядка расчета расстояния на котором не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Понятие дополнительной территории в Правилах, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск", также изменено, под ней понимается территория, прилегающая к границам или ограждениям земельных участков, способ расчета расстояний которой определяется администрацией муниципального образования городского округа "Усинск".
Тогда как, согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ это территория, определяемая с учетом конкретных особенностей местности и застройки, примыкающая к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению).
В данном случае, границы земельных участков для определения дополнительной территории не имеют значение, отсчет ведется от границ обособленной территории либо непосредственно от здания.
Пунктом 3 Правил, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" установлено, что при наличии обособленной территории дополнительная территория определяется в метрах по всему периметру границ обособленной территории.
При этом, пунктом 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ установлен порядок определения дополнительной территории, при наличии обособленной территории - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Использование при определении дополнительной территории в качестве точки отсчета периметра границ обособленной территории увеличивает зону распространения запрета на продажу алкогольной продукции, по сравнению с тем когда дополнительная территория рассчитывается в порядке, установленном Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ - от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что оспариваемые заявителем абзацы 2 и 3 пункта 3 и пункта 3 Правил определения администрацией Муниципального образования городского округа "Усинск" границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г. противоречат действующему федеральному законодательству - Постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1425, которым утверждены Правила определения органами местного самоуправления границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции.
Ограничение розничной продажи алкогольной продукции и ее регулирование государством направлено на защиту экономических интересов Российской Федерации, обеспечение нужд потребителей в указанной продукции, на повышение ее качества и проведение контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области, что предусматривает особый порядок розничной продажи алкогольной продукции. Вместе с тем, органы местного самоуправления, реализуя предоставленные им полномочия в данной области, не вправе выходить за рамки, установленные федеральным законодательством, необоснованно расширяя или сужая сферу действия ограничений. Оспариваемые положения Правил, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г. расширяют зону действия запрета на продажу алкогольной продукции, что влечет нарушение прав граждан - потребителей указанной продукции, так же как и субъектов экономической деятельности, осуществляющих реализацию такой продукции, которые в том числе могут быть необоснованно привлечены к административной ответственности, в связи с неправильным определением границ территорий на которых розничная продажа алкогольной продукции запрещена.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ,

решил:

Заявление Прокурора г. Усинска о признании противоречащими требованиям федерального законодательства и не подлежащими применению абзацев 2 и 3 пункта 3 и пункта 3 Правил определения администрацией Муниципального образования городского округа "Усинск" границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г. - удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня принятия:
- абзац 2 пункта 3 Правил определения администрацией Муниципального образования городского округа "Усинск" границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г. в части указания, что при отсутствии ограждения (объектов искусственного ограждения) под обособленной территорией в целях настоящих правил понимается земельный участок, сформированный и предоставленный в установленном законодательством порядке;
- абзац 3 пункта 3 Правил определения администрацией Муниципального образования городского округа "Усинск" границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г., согласно которого дополнительная территория - это территория, прилегающая к границам или ограждениям земельных участков, способ расчета расстояний которой определяется администрацией МО ГО "Усинск";
- пункт 3 (нумерация согласно правил) Правил определения администрацией Муниципального образования городского округа "Усинск" границ прилегающих к некоторым организациям и объектам территорий, на которых не допускается розничная продажа алкогольной продукции, утвержденных постановлением администрации МО ГО "Усинск" № 526 от 15.03.2013 г. согласно которого при наличии обособленной территории дополнительная территория определяется в метрах по всему периметру границ обособленной территории.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Усинский городской суд Республики Коми в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 26 июня 2013 г.

Председательствующий
С.Г.ВОЛКОВА


------------------------------------------------------------------