Решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.06.2013 по делу N А29-2153/2013 <Требование о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности за неиспользование платежными агентами, осуществляющими деятельность в соответствии с ФЗ от 03.06.2009 N 103-ФЗ, специальных банковских счетов для осуществления соответствующих расчетов удовлетворено, так как совершенное правонарушение считается оконченным в момент поступления платежей на банковский счет, не являющийся специальным банковским счетом по смыслу ФЗ N 103-ФЗ, в связи с чем срок привлечения Общества к административной ответственности истек>



АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. по делу № А29-2153/2013

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 24 июня 2013 года, полный текст решения изготовлен 27 июня 2013 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр" (ИНН: <...>; ОГРН: <...>)
к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воркуте (ИНН: <...>; ОГРН: <...>)
о признании незаконным постановления от 25.03.2013 г.,
при участии:
от заявителя: П.М. (доверенность)
от ответчика: И.Ю. (доверенность)

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр" (далее Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Воркуте (далее - Инспекция) об отмене постановления от 25.03.2013 г. по делу об административном правонарушении, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Определением от 03.06.2013 г. по делу назначено предварительное судебное заседание. Учитывая характер спора и представленные доказательства, при исполнении определения в части представления затребованных документов и отсутствии возражений, суд руководствуясь статьей 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации перешел к судебному разбирательству.
Судом по делу объявлялся перерыв с 17.06.2013 г. до 24.06.2013 г. на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители сторон извещены о перерыве под роспись в протоколе судебного заседания.
Информация о перерыве была своевременно размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Коми.
Как следует из материалов дела и установлено судом, в соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 03.06.2009 г. (ред. от 27.06.2011 г.) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" и на основании постановления вынесенного Прокурором г. Воркуты от 18.03.2013 (л.д. 57 - 60) произведена проверка соблюдения Федерального закона от 03.06.2009 г. № 103-ФЗ (ред. от 27.06.2001 г.) "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" по использованию поставщиками специальных банковских счетов для осуществления расчетов при приеме платежей.
Из полученных в ходе проверки документов следует, что Общество использует отдельный расчетный счет для приема платежей с физических лиц (счет <...>) открытый в Воркутинском отделений № 7128 ОАО "Сбербанк России". Указанный расчетный счет не является специальным банковским счетом. Общество специальный банковский счет № <...> "Платежный агент, банковский платежный агент" не открывало.
Из материалов проверки следует, что за 2012 г. Общество получило от населения денежные средства за оказанные жилищно-коммунальные услуги в сумме 1 390 520 859 рублей 65 копеек.
В частности, согласно сведениям о полученных денежных средствах от населения за жилищно-коммунальные услуги за 2012 год, представленным Обществом в прокуратуру г. Воркуты, денежные средства в указанной сумме были получены Обществом в период с 23.12.2011 по 30.03.2012 (л.д. 109).
Пунктом 18 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" установлено, что Поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. Положением Центрального Банка Российской Федерации от 26.03.2007 г. № 302-П "О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации" установлен специальный банковский счет, открываемый платежным агентам, банковским платежным агентам (субагентам), поставщикам для зачисления и списания денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации - счет № 40821 "Специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента (субагента), поставщика".
В нарушение пункта 18 статьи 4 Федерального закона № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежным агентами", Общество в проверяемом периоде получало денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковский счет, не являющийся специальным банковским счетом.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении начальником Административного органа вынесено постановление от 25.03.2013 г., которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 50 - 53).
Считая постановление незаконным и подлежащим отмене, Общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Общество в заявлении указало, что срок привлечения к административной ответственности истек.
Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей сторон, оценив в совокупности все представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу о незаконности оспариваемого постановления в силу следующего.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
По делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении. При наличии указанного обстоятельства производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения. При длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Прокурором г. Воркута правонарушение было обнаружено 26.12.2012.
Инспекция полагает, что совершенное правонарушение является длящимся.
Однако, суд полагает, что правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ, не является длящимся и считается оконченным в момент (в день) поступления платежей на банковский счет, не являющийся специальным банковским счетом по смыслу Федерального закона № 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежным агентами".
Следовательно, в рассматриваемом случае правонарушение, совершенное Обществом, является оконченным 30.03.2012 (л.д. 109).
В связи с чем, срок привлечения к административной ответственности истек 30.05.2012.
Таким образом, оспариваемое постановление от 25.03.2013, вынесено Инспекцией после истечения срока давности привлечения к административной ответственности.
При указанных обстоятельствах, оспариваемое постановление вынесено с нарушением требований статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, является незаконным и подлежит отмене в полном объеме.
Руководствуясь статьями 167 - 171, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать незаконным и отменить постановление по делу об административном правонарушении от 25 марта 2013 года б/н, вынесенное начальником Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Воркуте Республики Коми в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>).
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Единый расчетный центр" (ИНН: <...>, ОГРН: <...>) из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 рублей.
Справку на возврат госпошлины выдать заявителю.
Настоящее решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке, предусмотренном статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья


------------------------------------------------------------------